Сенсорное развитие – это развитие органов чувств малыша: слуха, вкуса, обоняния, тактильных ощущений, зрения. Основная его задача – помочь ребенку накопить знания и опыт о форме, фактуре, цвете, величине, вкусе и запахе предметов. В первый год своей жизни ребенок может получить огромный сенсорный опыт. И чем больше будет этот опыт, тем больше возможностей для развития малыша появится в будущем.
Сенсорное развитие ребенка крайне важно для успешного развития его интеллектуальных способностей в будущем. Психологами доказано, что дети, с которыми родители занимались развитием сенсорики с раннего возраста, имеют лидерские способности, успешны не только в школе, но и в художественных и спортивных кружках.
Когда можно начинать развитие ребенка? Начинать сенсорное развитие можно чуть ли не с рождения малыша.
Я предлагаю вам 15 простых, но очень эффективных игр для сенсорного развития крохи:
- Давать в руки предметы, разные по фактуре: мягкие, твердые, липкие, гладкие, шершавые, холодные… Это могут быть игрушки, вещи из разных тканей, крупы, каштаны, ракушки, косточки и т.д. Следите, чтобы ребенок касался предметов обеими руками. Это способствует развитию обоих полушарий мозга. В таком возрасте еще невозможно определить, ребенок правша или левша. Он еще не определился с выбором руки. Поэтому крайне важно давать возможность развивать оба полушария.
- Обсуждайте игрушки, которые любит ваш малыш, наделяйте их прилагательными. Например, ежик колючий, коричневый, теплый…
- Во время прогулки позволяйте ребенку пробовать на ощупь траву, камешки, песок, снег, шишки, каштаны и т.д. Обязательно комментируйте и рассказывайте, что это, какими свойствами обладает предмет. Например, покажите ребенку разницу между сухим и мокрым песком, опишите его свойства, дайте попробовать ручками.
- Игра «Волшебный мешочек». Когда ребенок уже знаком с некоторыми предметами, он уже сможет определить их на ощупь. Если ребенок еще не умеет говорить, вы можете сами называть предметы, которые хотите, чтобы он нашел в мешочке. Начинайте с 2-х предметов, потом увеличивайте их количество.
- Раскладывание предметов одного цвета в одну группу. Или ищите по дому разные предметы одного цвета. Пусть сегодня будет день желтого цвета, а завтра вы поищете зеленые предметы.
- Размещение вкладышей разной формы в соответствующие отверстия. Вкладыши такие вполне можно сделать самому из картона.
- Раскладывание предметов по принципу матрешки, от маленького к большому. Это могут быть и традиционные матрешки, и наборы ведерок, и даже три кастрюльки разного размера.
- Собирание пирамидки. Игра отлично помогает пониманию величины предмета. Пирамидка должна быть с ровным стержнем, одинаковой толщины как вверху, так и у основания.
- Подбор крышек на баночки и бутылочки. Предложите малышу подобрать крышки для баночек с разной величиной горлышек. Для начала покажите тару в собранном виде, потом снимите крышки. Предложите подобрать. Начинайте с 2 ощутимо разных баночек.
- Пальчиковое рисование. Игра поможет не только познакомить малыша с цветами, но и даст прекрасный тактильный опыт – какой по фактуре бывает краска, как она размывается с помощью воды, как меняется цвет, какие цвета образуются при смешивании. Заранее побеспокойтесь о фартушке, клеенке и влажных салфетках. Чистым ваш малыш точно не останется, а вот удовольствия будет море. И следите, чтобы краска не оказалась во рту.
- Слушайте музыку, шумите погремушками – сначала тихо, потом громче, потом еще громче, и снова тише и совсем тихо. Можете греметь погремушками быстро-медленнее-совсем медленно.
- Танцуйте вместе с ребенком под медленную и быструю музыку, двигаясь в такт.
- Продемонстрируйте, какие звуки возникают от капающей водички, переливания воды, комканья бумаги, шуршания фольги и т.д.
- Когда вы уже введете прикорм, разнообразьте меню ребенка. Предлагайте различные по вкусу и фактуре продукты, естественно, с учетом возраста и здравого смысла.
- Знакомьте малыша с различными запахами, приятными и не очень. Объясняйте, что это за запахи, когда они появляются, какие запахи приятны, а какие нет.
Приятных вам игр и успешного развития!
Автор: кандидат психологических наук, детский и семейный психолог, Ирина Губеладзе
|