Если ребёнок плохо рисует, а лепит ещё хуже, но хорошая оценка по рисованию или труду очень нужна, первый порыв любого родителя — вмешаться. Нарисовать лису так, чтобы она была похожа на настоящую лису — и детям спокойнее, и хорошая оценка обеспечена. Но не исключено, что такой постоянной «помощью» мы можем сгубить склонность детей к творчеству в самом зародыше. К тому же бывает, что у мамы элементарно нет сил, чтобы возиться с красками или клубком ниток после работы. Ксения Букша рассуждает о том, почему не стоит помогать детям с домашними заданиями по ИЗО и труду.
Знакомая ситуация: ребёнку задали на дом задание по ИЗО или технологии. Например, слепить из пластилина карту района. Или доделать коврик из цветной пряжи, уже начатый на уроке. Нарисовать картину на конкурс, к празднику или для выставки. И вот вопрос: помогать ему или не помогать?
С одной стороны, помочь хочется. Потому что ребёнок, например, рисует плохо. Даже для своего возраста. И получается не рисунок, а что-то совсем нелепое. И вот будет висеть куча красивых картин («всем же помогают!»), а наша — какая-то грязная и детская. Одноклассники смеяться будут, в конкурсе не выиграешь, останется ощущение несправедливости и обмана. А может быть, и учительница снизит балл (если не очень умна). Да ещё и обсудит с коллегами: родители Пети совсем им не занимаются, ребёнок заброшен.
С другой стороны... какого черта? Я в школе давно отучился. И вообще, у меня много детей, если всем делать поделки, чокнуться можно. И я, может, тоже не художник — так что на конкурсе нам всё равно не победить. Пусть сам разбирается.
Фото: iStockphoto / Stepan Popov
Так как лучше? Ясно, что каждый решает сам. Вопрос тем не менее интересный, потому что на самом деле он не только про ИЗО и труд, а вообще — про взаимоотношение школы и родителя. Ну и про самостоятельность. И про творчество.
1. Школьные задания — хороший способ научиться самостоятельно определять меру своего энтузиазма по разным поводам. Вот здесь я хочу расстараться и быть первым. А тут мне достаточно просто «не слить». Здесь я буду как все. А там — подчеркну свои особые таланты. Это задание дополнительное, то — обязательное. Ребёнок должен относиться к ним совершенно по-разному, а не только «сделаю лишь бы как» и не только «я должен всегда во всём быть лучшим». Поэтому пусть ребёнок не только делает всё сам, но и вообще сам решает, делать или не делать, как делать и что именно.
Фото: iStockphoto / Choreograph
2. Ребёнок попросил помочь? Разберёмся, как именно помогать. Например, о ужас, у нас нет шишек. Но есть ракушки и камешки, и вопрос решён. Или: «Я не умею лепить лису». Можно, не касаясь пластилина, дать краткую инструкцию. То, что получится у ребёнка, и будет лисой. Вообще, результат не наше дело. Наше дело — чтобы ребёнок не нервничал. Иногда для этого надо просто оставить его в покое, а иногда придётся как-то участвовать.
Фото: iStockphoto / shironosov
3. Если ребёнок настроен всегда быть лучшим. Если он нервничает всегда, потому что рисовать не умеет, а первое место на конкурсе хочет. Если, наоборот, совсем не верит в себя, и если учительница не учила лепить лису, а оценку ставить за неё будет, то с этим надо разбираться. Стоит объяснить ребёнку про способности, склонности, справедливость. А ещё — про показуху. И про перфекционизм. И про то, что лучше лиса кривая, но своя и от души.
Фото: iStockphoto / gpointstudio
4. Творчество — дело непредсказуемое. Оценивать за него детей — вообще-то, затея дурацкая. У моего сына в школе был конкурс рисунков на тему «Толерантность». Ребёнок изобразил на нём взявшихся за руки: Украинца, Японца, Нервную Девушку, Великана, Магнуса Карлсена (чемпиона мира по шахматам), Сиамских Близнецов, Русалку, Марсианина и Лентяя-Велосипедиста. Согласитесь, тема толерантности раскрыта всесторонне. Но рисунок на конкурс не взяли, потому что он был не цветной. Карандашный, то есть. Наверное, мне следовало вмешаться и заставить его раскрасить, но мне это даже в голову не пришло.
Фото: iStockphoto / Oleg Rogkov
5. Правильное детское рисование — это рисование без правил. А правильный детский ручной труд — это такая штука, которой в школе научить невозможно. Если человек способен увлечься шитьём и вышиванием, оригами или резьбой по дереву, он будет делать это в свободное время и научится гораздо большему. Ну а если ситуация типично печальна? Допустим, десять вечера, спутанный клубок ниток на дне рюкзака вперемешку с огрызками, технология завтра, математика не решена. Возможно, стоит просто сделать ребёнку этот коврик за пять минут и забыть о нём до первых внуков.
Автор: Ксения Букша
Источник: http://mel.fm/