Любопытный эксперимент
Несколько лет назад западные психологи провели такой эксперимент: 4‑летних детей оставили одних в комнате, где на столе стояла тарелка с конфетами, при этом взрослые запретили детям брать сладости. Многие малыши изо всех сил боролись с соблазном – и успешно. Но большинство детей не выдерживали и, пока родителей не было в комнате, уплетали конфеты за обе щеки.
Спустя 20 лет психологи собрали данные о тех ребятах, и выяснилось, что дети, не устоявшие перед соблазном, повзрослев, не смогли побороть более серьезные искушения и стали заложниками губительных зависимостей.
Почему не каждый из нас «обрастает» вредными привычками? Почему мы умеем ждать, терпеть, вести себя в соответствии с ситуацией и не «сгибаемся» под непредвиденными обстоятельствами? Внутри нас выработан механизм, позволяющий подстраиваться под происходящее. Это – регуляция поведения, которой мы учимся с детства.
Хорошо, когда родители прививают своим малышам такое умение. Но если ваш ребенок до сих пор бунтует, когда что-то идет не по его правилам, если не может устоять перед соблазнами – возьмите на вооружение наши рекомендации.
Четыре довода «за»
Зачем вообще ребенку саморегуляция? Многие считают, что «жизнь его научит», поэтому пусть детство малыша протекает беззаботно. Однако умение себя контролировать принесет ребенку много плюсов.
Саморегуляция помогает отказаться от чего-либо соблазнительного, но вредного. Например, залезть на участок соседа и нарвать чужих яблок (в лучшем случае).Контроль над поведением учит оставаться вежливым даже в тех случаях, когда ребенку кажется, что с ним поступают несправедливо. Например, в отношениях с учителями в школе.
Регуляция поведения позволяет сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях (например, во время контрольных), помогает управлять эмоциями, вниманием, своим поведением во время усталости, концентрироваться при решении сложных задач.
Благодаря регуляции мы умеем ждать и терпеть, подавлять вспышки гнева, выслушивать до конца точки зрения других людей. И если вы видите вокруг людей, у которых все вышеописанное не получается, – будьте уверены, что в детстве у них были проблемы с освоением азов самоконтроля.
Развиваем выдержку
Ставьте ребенка в такие ситуации, когда он должен сделать выбор, при этом чувствуя рядом вашу поддержку. Это могут быть ситуации, где он сталкивается с трудностями, переживает негативные эмоции… Умение делать выбор и осознание того, что у тебя есть выбор, вносит в жизнь ощущение контроля над ситуацией и своим поведением.
Присмотритесь к ребенку, когда он наиболее подвержен стрессу. Если вы не можете назвать его слабые стороны, возьмите за правило наблюдать за ним и его поведением каждый день.
Сами демонстрируйте выдержку. Когда отправляетесь с малышом по делам и оказываетесь в ситуации стресса (долго стоите в очереди или едете в переполненном транспорте), покажите ему, как можно проявлять терпение и терпимость (объясните заодно, что означают эти понятия). Расскажите, какими полезными делами можно заниматься в минуты ожидания. И как можно относиться к тому, что порой ситуация меняется и мы вынуждены тратить на ожидание больше времени, чем планировали.Обучите ребенка словам, которые позволят ему проявлять эмоции. Пусть это будут не уничижительные, оскорбительные слова, которые можно услышать повсеместно. А выражения, которыми он мог бы просто определять свои чувства (а не давать оценки ситуации и окружающим – чаще всего мы учим именно этому).
Объясните отпрыску, что он всегда должен помнить о своей изначальной цели. Если он стоит с вами в огромной очереди и нервничает, расскажите, зачем вы стоите. И пусть он всегда понимает мотив своих или ваших действий. Это успокаивает и настраивает на достижение конечного результата.
Поощряйте активное взаимодействие ребенка с другими детьми. Когда дети играют, они учатся социальным ролям взрослых, многие из которых предполагают поведенческую регуляцию (роль мамы, роль учительницы). Кстати, творческие игры в семейном кругу тоже помогают развить этот навык.
Кстати Существует тесная связь между регуляцией поведения и развитием речи ребенка. У детей с большим словарным запасом и высоким уровнем грамотности более эффективно развиты навыки саморегуляции.
Вводите в распорядок дня ребенка правила. Дети должны понимать, что все в мире, ход самой жизни подчинен определенным правилам, которые нужно уметь соблюдать. Составьте свой свод правил, повесьте на холодильник, напротив кровати, сделайте их в виде свода пиратских правил или правил поведения юных принцесс – не важно. Пусть они будут нескучными, предполагающими поощрение. И следите, чтобы они всегда выполнялись. Правила учат ответственности, дисциплине и регуляции поведения.
Хорошо, когда в жизни ребенка есть спорт. Спортивные тренировки как ничто другое учат поведенческой регуляции, стойкости духа и самоконтролю!
Недостаточно только любить детей и умиляться их капризам и чудачествам. Надо уметь направлять и следить, чтобы любимые мальчики и девочки не сбились с заданного курса.
Автор: Дария Жмурова
Статья из газеты: АиФ Здоровье №18 30/04/2015