Некоторые фразы настолько плотно вошли в родительскую речь, что об их изначальном и истинном посыле мы даже не задумываемся. Обвинение ребенка в том, что он «как девчонка» (или она «как мальчишка»), в родительской системе координат находится где-то между «очень плохо» и «ужасно». Лилия Хакимова рассказывает, почему эта практика вредна не только для конкретного ребенка, но и для всего общества, в котором мы живем.
— Какая прелестная малышка! Красавица, уже и маникюр есть, и прическа. Настоящая милая девочка, принцесса!
— Ох, какой мужичок! Богатырь родился, какие кулачки сильные. Будет спортсменом или президентом. Настоящий мужик!
Знакомо? Мне — да. Это типичные комментарии людей, когда они впервые видят младенца. Социологи не раз записывали разговоры в роддоме, по которым становилось ясно, что родители и врачи дают совершенно разные характеристики детям в зависимости от их пола. Причем, если положить перед разными группами людей одного и того же ребенка, но одним сказать, что это мальчик, а другим — это девочка, то комментарии тоже будут совершенно разными.
Если одеть одного и того же ребенка сначала в синий комбинезон, а потом в розовый — в глазах прохожих он за один день сможет побыть и мальчиком, и девочкой
Я вспоминаю один свой день в детском саду. Родители купили или где-то достали (это было начало 90-х) красивые шорты. Мне они нравились, но когда я пришла в сад, оказалось, что девочки не ходят в шортах. «Ты как мальчик, девочки так не одеваются», — такой вердикт вынесли мне пятилетние дети, сказав, что играть со мной не будут. Сколько бы родители меня ни уговаривали, сколько бы ни объясняли, что девочкам тоже можно носить шорты, больше я их в детский сад ни разу не надела. Самое удивительное для меня, что воспитатели тогда не просто не вмешались, а оказались солидарны с группой.
Сейчас моему сыну 4 года. Уже через две недели после того, как он пошел в детский сад, я услышала от него фразу: «Я в куклы играть не буду, в них играют только девочки». А через полгода: «Я с девочками не дружу». Мы уже прошли этап «фиолетовые перчатки не надену, потому что они девчачьи». Да, мы беседуем, я трачу на каждый подобный комментарий много времени, но чувствую, что, увы, я бессильна перед гендерными стереотипами. Они просачиваются повсюду: в рекламе, в книжках, в комментариях воспитателей, учителей и родных. Тем не менее я продолжаю считать, что гендерные установки, транслируемые воспитателями и учителями, вредны для детского здоровья, обучения и будущего.
«Ведешь себя как девчонка!»
Когда заходит разговор о выживании в образовательном коллективе мальчиков, практически все единодушно соглашаются, что молодые люди должны уметь защищаться, то есть, говоря русским языком, — просто дать своему обидчику в нос. Но когда речь заходит о девочках, мнения расходятся, ибо девочки по своей природе слабые, поэтому не нужно учить их давать сдачи. Когда я задаю уточняющие вопросы, люди теряются. Среди ответов: «им должна подсказать природа», «нужно пожаловаться учителю», «просто переведите ее в другой класс». Но самые фееричные ответы содержат совет разобраться с девочкой, потому что, скорее всего, «она сама провоцирует конфликт». Своими длинными косичками, широкой улыбкой или «легкомысленным» поведением. В общем, вы поняли, да? С ней что-то не так! А потом вы спрашиваете, почему у нас так любят обвинять жертв сексуального насилия и других преступлений.
«Ешь аккуратно, ты же девочка», «не бегай быстро, ты же девочка», «не задирай ноги, ты же девочка», «как можно было так испачкаться, ты же девочка». И еще масса причин, по которым нельзя что-то делать, потому что выпала такая доля родиться девочкой. Вот вам еще один эксперимент, который ясно показывает то, как различны представления взрослых об эмоциональных проявлениях девочек и мальчиков.
Взрослые смотрели видеозапись, где дети играют в снежки. Игра в снежки двух мальчиков воспринималась как менее агрессивная по сравнению с игрой в снежки между двумя девочками или мальчиком и девочкой
Взрослые изъявили желание прекратить игру с девочками, потому что она очень жесткая и агрессивная, тогда как участие в этой игре мальчиков их не смущало. В действительности же в снежки всегда играли одни и те же дети, которых по-разному представляли. Таким образом, мы видим, как девочек буквально с рождения ограничивают в двигательной активности.
Но гендерные стереотипы вредны и для мальчиков. «Не плачь, ты же мальчик», «что ты жалуешься мне, ты же мальчик», «не ной, решай проблемы сам, ты же мужик», «ты мужик у меня или кто?», «ведешь себя как маменькин сынок».
«Ведешь себя как девчонка!». Эта фраза меня ранит в самое сердце. Потому что произносится она так, будто ребенок делает что-то невыносимо ужасное.
Следуя закону логики, делаем вывод, что быть мальчиком — хорошо, быть девочкой — плохо. Взрослые, хоть на секунду задумайтесь, что вы внушаете своим детям такими, казалось бы, безобидными фразами.
Нашим мальчикам отказано в чувствах, отказано в эмоциях, в слезах. Потом мы удивляемся, почему они вырастают такими черствыми и сухими, почему им сложно поддержать близких? Уильям Поллак в своей книге «Настоящие мальчики» вводит такое понятие, как «мальчишеский кодекс», с которым они сталкиваются, впервые попав в детский сад или школу. Он негласный, но он беспощаден и жесток. Эти правила высасывают из мальчиков энергию, потому что все время нужно быть настороже и притворяться: бесстрашным, когда боишься, твердым — когда неуверен, независимым и отстраненным — когда отчаянно нуждаешься в любви, внимании, поддержке. Как они находят выход? Они надевают маску и прячут под ней свои чувства, чтобы оправдать чужие ожидания. Считают, что должны сами решать свои проблемы и постепенно отдаляются от тех, кого любят. Становятся агрессивными, чтобы привлечь к себе внимание и заглушить боль. Ведут себя вызывающе, потому что не знают, как справиться со своей тревогой.
«Так задумала природа»
Когда кто-то говорит мне, что именно детям нужно объяснять, чем мальчики отличаются от девочек, я всегда задаю вопрос, на который ни разу не получила достойного ответа. Если все это и так заложено природой и есть в каждом (-ой) из нас от рождения, то почему тогда вы тратите так много усилий на то, чтобы воспитать в детях мужское и женское поведение? Почему тогда в одних странах считается нормальным мужчине уйти в декретный отпуск, а женщине служить в армии, а в других 23 февраля — это чисто мужской праздник? Почему у нас женщины, которые не хотят рожать детей, подвергаются осуждению, а где-то это считается нормой? Ответ на самом деле есть, и он довольно простой. В науке существует такое понятие, как пол.
Мы все знаем, что мальчики и девочки отличаются физиологически. И есть такое понятие, как гендер, который формируется обществом
Говоря научным языком, гендер — это измерение социальных отношений, которые приняты в конкретной культуре. И если в какой-то стране девушки на технические специальности поступают меньше, проблема не в строении женского мозга. С мозгами у девушек все отлично. Скорее всего, что-то не так с обществом, в котором эти девушки живут.
Автор: Лилия Хакимова
Источник: Мел, http://mel.fm/