Моя подруга на днях посетила тренинг по раскрытию голоса. Участники практиковались в артикуляции, дыхании, звучании. И далеко не все могли предположить, собираясь на это мероприятие, какие глубокие и тончайшие струны затронут упражнения тренинга.
Из глубин тела и ума поднимались сильнейшие переживания, эмоции, чувства. Люди лицом к лицу столкнулись с мощными запретами, укоренившимися глубоко внутри, управляющими их жизнью. Эти запреты живут в человеке годами, чаще всего появляясь в самом раннем возрасте. И они настолько привычны, что человек не подозревает об их существовании. Как говорится, «Рыба находит воду последней».
При попытках свободно, открыто звучать, могут всплывать следующие установки, или, говоря языком трансактного анализа, предписания: «Проявлять себя опасно», «Лучше не высовываться», «Я могу жить, но при условии - не мешать другим», «Моя природа плохая», «Мои потребности не важны», «Мои чувства неправильные» и др.
Эти послания, полученные в раннем детстве, блокируют определенные мышцы в теле. Появляются многолетние зажимы, спазмы. Если говорить непосредственно о звучании, то можно отметить следующие «симптомы»:
• Человеку трудно дышать глубоко, свободно, животом (можно понаблюдать, как естественно дышит маленький ребенок, - животиком). Дыхание поверхностное, на уровне груди. Грудная клетка зажата.
• При говорении мышцы горла, часто и челюсти, зажаты. Звук поверхностный, бывает, не приятный на слух. Сложно сказать что-то громко, звучно, сочно.
• Скорость речи часто быстрая, как будто человек торопится быстрее договорить. Окончания слов проглатываются.
• Мышцы лица скованны. Лицо маловыразительное. Жестикуляция ограничена.
Протестируйте себя. Попробуйте сказать что-то громко, свободно, звучно, сочно, из глубины. Обратите внимание, что при этом происходит с вашим лицом? Какие ощущения возникают в теле? Какие мысли приходят в голову? Насколько свободно и раскованно вы себя чувствуете? Или вам неудобно, неловко, стыдно? А если вы попробуете сделать то же самое, и при этом кто-то будет присутствовать? Как изменятся ваши ощущения?
Обратите также внимание на следующие ситуации: если кто-то загородил проход, как вы просите пропустить вас? Так, что с первого раза вас не слышат? Или наоборот, напряженно, вызывающе, громко? Как вы занимаете очередь, например, в поликлинике? Стараетесь ли вы не привлекать внимание лишний раз?
Если вы пронаблюдали эти моменты и почувствовали в разной степени дискомфорт в подобных ситуациях, то с большой степенью вероятности, вы также ощущаете неловкость, когда громко себя ведет ваш ребенок.
Родителей может напрягать, когда ребенок шумит, кричит, громко смеется или плачет в голос и проявляет сильную активность дома, на детской площадке. Что уж говорить об общественных местах типа кафе и транспорта. Причем состояние родителя при этом может быть разной степени «тяжести»: от напряжения до глубокого чувства стыда.
Какова же природа ребенка? Непосредственность, живость, свобода, легкость, радость, естественность… И мы так часто не позволяем себе присоединиться и поучиться этому вкусу жизни у детей! Вместо этого мы, наоборот, «затыкаем» этот поток, подстраиваем ребенка под свою зону комфорта.
Ребенок по своей природе склонен заявлять о себе. Он проявляет свои чувства через плач, крик, смех, визг, речь, наконец.
Конечно, есть ситуации, когда нужно просить ребенка вести себя потише. Но таких случаев не так много. По крайней мере, гораздо меньше, чем нам кажется. Часто взрослые автоматически шикают на ребенка, хотя в реальности, он мог бы свободно шуметь. В саду ему говорят «дома будешь шуметь». А что же дома? «Дома не кричи, пойдем на улицу, там побуянишь». А на улице неодобрительно смотрят люди, спит малыш в коляске, и вот оно, снова - «Веди себя тише!»
«Визжать вообще нигде и никогда, посадишь связки!»
А позволить ребенку громко плакать или проявлять злость, вообще, могут редкие взрослые.
Возможно, кому-то покажется, я где-то утрирую, преувеличиваю. Ну что ж, хорошо! Значит этот кто-то не ставит таких жёстких ограничений.
В любом случае, целью этой статьи является призыв каждого из нас задуматься, задать себе вопросы, поразмышлять о своих собственных запретах и ограничениях и тех предписаниях, которые мы подсознательно автоматически транслируем нашим детям. Ведь «запрет на громкость», это не просто ограничения по силе издаваемых децибел. Это всего лишь поверхность. А в глубине, это запрет на свободное проявление себя, это чувство, что «такой, какой я есть, я не удобен», это история про стыд.
Хочу пожелать себе и всем, кто читает эту статью, позволять себе и ребенку ЗВУЧАТЬ в этом мире. И если для себя это будет некоторой психотерапией, освобождением, то для ребенка – возможностью изначально БЫТЬ, БЫТЬ СОБОЙ, ЖИТЬ, ЖИТЬ БЕЗУСЛОВНО. И тогда во взрослом возрасте он будет свободен от необходимости этой самой психотерапией заниматься. Свободен для новых вершин, новых горизонтов, новых глубин!
Автор: Ольга Турчина