Привить ребенку любовь к классическому искусству — не такая уж сложная задача. Что же делать, чтобы ваш ребенок с самого раннего детства стал настоящим ценителем произведений великих художников и скульпторов, не скучал в музее и с радостью туда возвращался, — рассказывает экскурсовод, детский психолог и ведущий методист отдела эстетического воспитания ГМИИ им. Пушкина Наталья Гомберг.
Дети — невероятно восприимчивые создания. Только они могут увидеть целый мир в палке, превращая ее в своем воображении то в оружие, то в волшебную палочку или космический меч. Так что заинтересовать ребенка картиной или скульптурой — не самая хитрая задача. Но и в ней есть сложности.
Во-первых, произведение искусства — это предмет, который чаще всего нельзя трогать (особенно в музее). А раз нельзя, то не очень понятно, как с ним взаимодействовать.
Но ведь с мультфильмами, до которых тоже не дотронешься, не возникает никаких проблем. Они рассказывают историю сами, картинка постоянно меняется, ее сопровождают звуки и неожиданные сюжетные повороты, чего не скажешь о скульптуре или даже самой яркой картине. Как она будет удерживать внимание?
А третья проблема, пожалуй, придумана взрослыми, которым кажется, что любовь к произведениям искусства требует каких-то специальных навыков
Каждая из этих нехитрых проблем легко решается, ребенку нужно только чуть-чуть помочь. А дальше он все сделает сам и даже научит взрослого не скучать, оказавшись в музее. И прекрасно продемонстрирует, как можно легко и просто что-нибудь полюбить.
Друзья детства — Кандинский и Ван Гог
С самого раннего возраста дети с удовольствием называют и запоминают все, что видят вокруг: животных, людей, цвета и формы. Привычные картинки из детских книжек легко заменяются на абстракции Кандинского с геометрическими фигурами разных цветов или анималистические композиции Франца Марка. В западных музеях давно появились серии: «Как художник видит погоду/фрукты/одежду/цвета». В России сейчас тоже появляются такие. Хотя любой родитель может самостоятельно выбрать несколько картин на любую тему и без помощи специалистов.
«Композиция № 8». Василий Кандинский, 1923 год
Зачем и какой в этом смысл? Встречаясь в чуть более старшем возрасте с теми картинами, ребенок всегда будет с радостью их узнавать, как добрых знакомых. А ощущение, что он родился со знанием того, что есть такой художник Марк Шагал останется на всю жизнь. Наличие таких «друзей детства» среди произведений искусства не только вызывает приятные эмоции при встрече с ними, но и уменьшает субъективное ощущение, что для любви к искусству нужно знать о нем что-то специальное.
Портрет актрисы Жанны Самари. Огюст Ренуар, 1877 год
Этот простой способ прекрасно дополняется разнообразными играми с использованием изображений произведений искусства. «Мы с мамой видели ее в книжке», «Она у меня на холодильнике», «У папы на ключах» и т.п. И ведь не скажешь, что это про «Жанну Самари» Ренуара, «Подсолнухи» Ван Гога и «Старушку» Рембрандта. Не говоря уже о том, что есть раскраски и пазлы, которые выполняя свою главную функцию — развлечение, позволяют ребенку стать практически соавтором произведения искусства. К тому же, работая над своим «шедевром», ребенок прекрасно понимает, что это не самая простая работа, и аргумент, что относиться к произведениям искусства нужно бережно, будет более весомым.
Интерьер с цветами. Марк Шагал, 1918 год
Такие встречи позволяют все пощупать и потрогать — сделать то, что в естественной среде обитания произведений искусства с ними сделать не дадут.
Среда обитания
В музее даже взрослый не всегда чувствует себя комфортно, но ведь это именно то место, где картины, скульптуры и археологические находки «живут». Встречу со знакомыми по книжкам предметами может испортить общая неготовность к музею как к особенному пространству. Так что, прежде чем отправляться туда, стоит договориться о том, что это за место. Многочисленные «нельзя» — прыгать, бегать, кричать, трогать, рисовать цветными карандашами и так далее, полезно уравновесить таким же количеством «можно». Смотреть, отгадывать загадки, находить сокровища, знакомиться с жителями картин, путешествовать во времени и много чего еще. Этот список можно продолжать очень долго, главное — правильный настрой.
Фото: istockphoto.com
Как подготовиться?
К совместному походу в музей стоит подготовиться не только ребенку, но и взрослому. И это совсем не значит, что нужно детально изучить экспозицию, заказать экскурсию или прослушать весь аудиогид. Достаточно, бегло изучив, например, сайт, подумать, как анонсировать ребенку это мероприятие. «Хочу познакомить тебя с моей любимой картиной», «Пойдем смотреть на фантастических чудовищ», «Давай посмотрим, как жили люди давным-давно». Не стоит сразу пытаться посмотреть все. Если хорошо пойдет, всегда можно изменить план, но простого знакомства с любимой маминой картиной абсолютно достаточно для первого раза. А для того чтобы не заскучать слишком быстро, можно придумать огромное количество разных игр.
Как играть?
Достаточно просто придумать тему. Даже если вы никогда раньше не были там, куда собираетесь пойти с ребенком, не сомневайтесь, там точно можно: считать животных, находить старинные костюмы, собирать непонятные предметы, искать своих двойников, называть слова на конкретную букву и т.д. С одной стороны, это развлечение, которое позволяет забыть обо всех правилах и просто наслаждаться, а с другой — учит быть внимательным зрителем, разглядывая картины в поисках мелких деталей. Предлагайте ребенку догадываться о предназначении незнакомых предметов. Показывайте ему старинный или древний предмет и сравнивайте его с похожим современным. Есть только одна опасность, что сами по себе произведения искусства сперва останутся незамеченными, будучи только декорациями или игровым полем. В идеале, им нужно помочь «ожить» в глазах ребенка и с ним заговорить.
Фото: to-world-travel.ru
Как заговорить с произведением искусства?
Эта задача на первый взгляд кажется самой непростой. Ведь родителю нужно понимать, что за история кроется за экспонатом. Здесь могут помочь взятые с собой или прочитанные дома легенды и мифы. В любом музее изобразительных искусств, который специализируется на классическом искусстве, вам обеспечены мифы Древней Греции или библейские сюжеты. Даже сесть и почитать вместе книжку в музее, мотивируя это тем, что Геракл прямо на ваших глазах здесь борется с ланью, уже сильно повышает ценность крошечной скульптуры для ребенка.
Спросите ребенка, что он видит на картине, что там происходит, как он догадался, что именно это?
А дальше вы легко расскажете историю вместе (а, может быть, и придумаете свою). Даже если вы прекрасно знаете сюжет каждого из произведений искусства, это не повод не давать волю фантазии. Наверняка экспонаты в музеях общаются между собой. Ведь двум портретам точно скучно просто так висеть рядом. Придумайте, о чем они говорят. Историю можно записать и она станет вашей сказкой.
Это позволит превратить статичные изображения в воображаемый мультфильм — путешествия героев по картинам, ваши перемещения во времени и пространстве.
Предложите ребенку представить себе, что вы оказались внутри картины: что вы там видите, слышите, чувствуете?
Если ваш ребенок любит рисовать, не поленитесь захватить с собой бумагу, карандаши (в музеях нельзя использовать ничего другого, а часто — только простой карандаш) и что-нибудь, на чем можно сидеть на полу. Ведь в музее вы будете рядом с художниками и скульпторами, а порисовать в их обществе доводится не так часто.
Все это хороший способ начать знакомство с произведениями искусства. В каком возрасте стоит его начинать? Точно можно лет с трех, тогда вместе с ребенком будут расти его «друзья» и меняться игры. На смену поискам Марии с младенцем придет интерес к тому, как меняется ее образ во времени и пространстве. Скульптуры перестанут быть простой иллюстрацией мифов и смогут рассказать о философии своего времени. В любом случае, как бы ни менялись способ и тема, беседа с произведением искусства останется и по-прежнему будет легкой и непринужденной. А для того, чтобы сохранялся интерес, большего и не нужно.
Автор: Наталья Гомберг
Источник: http://mel.fm/