Многие, возможно, слышали про термин “поток”, “быть в потоке”, об этом есть куча книг, правда я их не читала. Это такое состояние, когда ты настолько увлекаешься чем-то, что время меняет привычные очертания, можно погрузиться в дело и вынырнуть через 5 часов, поняв, что пропустил свидание и три деловых звонка, жутко хочешь писать и нога уже второй час как затекла.
Но ты этого не чувствовал и не видел – ты творил. Это концентрированное, пиковое состояние увлеченной деятельности, потрясающей продуктивности и легкости. То, что удается создать во время нахождения “в потоке” обычно ярко, целостно, и, в общем, лучшее, из того, что удавалось.
Если взрослые для поиска потока меняют жизнь на 360 градусов и нанимают коучей, то дети находятся в нем регулярно и без усилий. 3 летка, который высунув кончик языка расставляет в ряд машинки, 6 летка, собирающий лего, 7 летка, напевающая кукле что-то свое – они там, в потоке. Поэтому они и не слышат “пора чистить зубы”, а не потому, что вредоносны и маме назло. Они увлечены, они плывут в чуде сосредоточенного гармоничного действия.
Я помню, к нам пришла наниматься няня, которая хотела продемонстрировать, как она умеет с детьми. Данилыч играл в машинки, вдумчиво молча катая их по ковру и что-то себе соображая. “Какие у тебя машинки красивые! Они твои?” – спросила няня. Данилыч посмотрел на меня раздраженно, но ответил, кивнул. “А сколько у тебя машинок?” спросила няня. Данилыч остановился и молчал. “А какого цвета эта машинка?” (няня решила облегчить задачу).
– Мама, а можно мы пойдем играть в другую комнату? – ответил Данилыч, косо взглянув на тетю. Я не взяла ее на работу.
Собеседуя нянь, я обычно задаю им вопрос: “какие методики развития вы используете в игре с ребенком?”. Вопрос изначально провокационный, и мне в жизни попались только две няни, которые сказали: “да какие методики, ему мешать не надо”. Именно они и стали лучшими друзьями моих детей.
Пытаюсь придумать ситуацию, близкую всем. Ну скажем, выходной, вы выспались, весна, солнце бьет в окно, вы встаете, и включаете громко любимую веселую песню, и под нее танцуете по комнате, радуясь весне, солнцу, свободному утру. Вот это ощущение полета. И тут вам в наушники прорезается голос: “а какое слово только что было?”. А через секунду дает вам важное развивающее пояснение по теории сольфеджио. И когда вы вроде от него отбились и настроение как-то удержали, вам снова ставят паузу, теперь, чтобы попросить вас повторить словами последний куплет. А потом – срочно ответить на сообщение. А потом – срочно полить цветок. А потом спрашивают – а вы знаете, в каком году была написана эта песня?
Ну, танцуйте. Что же вы.
Вот так чувствует себя ребенок, в игру которого бесконечно лезут с указаниями, вопросами, развивающими комментариями и историческими справками. Когда ему напоминают не сутулиться, убрать игрушки, не забыть сделать домашнюю работу. Иногда я думаю, что большое счастье, что у меня есть работа и бизнес и куча забот, потому что у меня просто нет ни времени, ни сил еще и бегать за детьми и развивать их с пользой.
Для меня потоковое состояние у детей так же свято, как детский сон. Я его оберегаю от назойливых нянь и дотошных братьев и сестер. “Данила, не лезь к Тессе, она играет”, – умение замечать и уважать сосредоточенность другого так же важно, как умение замечать и уважать личное пространство. Я помню, как надо мной смеялись близкие, когда я спрашивала у 3 месячного карапуза “я сейчас тебя возьму, сниму подгузник и вымою попу, хорошо?”. Но это важно, важно с рождения – эта неприкосновенность, эти границы: я не хватаю детей вытереть им нос или рот без предупреждения, я не лезу в них без спроса, я не лезу в их игры без спроса, я не лезу в их дневники, шкафы и личные дела без спроса. Когда 5 летний Данилыч пишет записку “маме нельзя” – маме нельзя. Маме правда нельзя.
Умение быть в потоке, погружаться в это ресурсное, потрясающее, активное состояние стоит многого, и многие взрослые ищут его.
Дети владеют этим умением до тех пор, пока мы не влезли в него своими воспитательными сапогами.
Отстаньте от детей, они знают, что делают.
Автор: Ольга Нечаева
Источник: http://www.womanfrommars.com/