Игры без правил

А совсем недавно мой мальчик стал играть в игру, правила которой мне давно известны. Более того, я даже знаю её название: «переходный возраст».

В книжках пишут, что с детьми надо практиковать активное слушание, использовать «я — ты»-сообщения и играть в ролевые игры. Тогда детям будет проще вырасти, а родителям представится уникальная возможность сохранить остатки рассудка.

Я и практикую, честно. Теоретически это должно выглядеть так:

— Ненавижу! Не хочу! Не буду! Хочу хлопья!

— Тебе не нравится овсянка, — утвердительно, без всяких вопросов.

— Да, я не люблю кашу!

— И поэтому ты злишься, — родитель по-прежнему утверждает. К тому же, он мил, спокоен и настроен на позитивный диалог.

— Да, я не хочу кашу, потому что мне невкусно, и из-за этого сержусь.

— Когда ты сердишься, тебе хочется кричать.

В книжках не пишут, сколько может продлиться такой диалог, но в конце концов ребёнок обязательно съедает кашу, потому что он понял (при помощи родителя), что овсянка полезна и всё такое.

На практике — совсем иначе:

— Не хочу! Не буду! Ненавижу! Хочу хлопья!

— Тебе не нравится каша, — трудно сохранять спокойствие, когда мимо твоей головы прямой наводкой пролетают сопли из овсянки и оставляют липкие следы на обоях.

— Не хочу! Не буду! Ненавижу! Хочу хлопья!

— Ты злишься, потому что тебе обидно, — я спокойна, спокойна, спокойна…

— Не хочу! Не буду! Ненавижу! Хочу хлопья!

Длительность беседы напрямую зависит от моей выдержки, но реплики оппонента не меняются, а результат всегда один: обои в пятнах, ребёнок крепко сидит попой на полу, держится за ножку стола и требует хлопья, которые в итоге и получает, потому что я опаздываю на работу. Куда проще было бы дать хлопья сразу.

С ролевыми играми — и того хуже. Мои подруги ставят с детьми кукольные спектакли, разыгрывают пьесы и даже изготавливают настоящие декорации. В нашей семье занавес падает примерно через три минуты после начала первого акта — ровно столько времени требуется детям, чтобы обрушить карниз в попытке договориться, кто из них будет рабочим сцены.

Иногда мы играем в зоопарк:

— Дети, давайте вы не будете ссориться, кто из вас собачка. Давайте ею буду я?

— Мама, нет, ты больше похожа на корову или свинью.

Тут я обижаюсь, а игры заканчиваются.

Впрочем, нет. Они отлично играют в битву супергероев: две палки, два викингских шлема с рогами и пара мечей.

— Маша! — я бегаю вокруг, пытаясь закрепить шлем покрепче. — Ты же девочка, давай поиграем в принцесс! Ну хочешь, ты будешь королева, а мы — твои слуги?

— Я фея-Винкс, они летучие воины и умеют стрелять! — откуда-то из-подрюшей бархатного платья появляется игрушечный автомат. Я ретируюсь.

«Так дело не пойдёт, я педагог с тридцатилетним стажем. Современным детям просто неинтересны собачки и кошечки, надо использовать актуальную реальность», — сказала свекровь и приступила:

— Будем играть в ресторан. Я посетитель, пришла к вам пообедать!

Дети с радостью тащат семейный фарфор и фаянс, полностью игнорируя разноцветную кукольную посудку:

— Что будете заказывать? Что пожелаете? Коньяк, водку, виски, спирт?

— Разве можно предлагать даме водку? — свекровь ещё пытается играть.

— Бабуля, а кто здесь дама?

Я знаю, ролевые игры эффективно используют психологи во время занятий. Например, чтобы справиться с детской агрессией:

- Итак, мальчик, давай представим, что ты тигр. Тебе надо будет рычать, громко!

— А какой именно: уссурийский или амурский?

— А какого бы ты выбрал? Может, уссурийского?

Вообще-то мне больше нравятся амурские.

— Хорошо, будешь амурским тигром.

— Нет, не получится! Они не живут в городе.

— А давай представим, что мы в лесу!

— А в каком именно лесу? Амурские тигры обитают в определённых лесах…

Когда, наконец, ребёнок перечислит всё, что он узнал из энциклопедии, время, отведённое на занятие, заканчивается. Действительно, очень эффективный способ потратить мои деньги.

А совсем недавно мой мальчик стал играть в игру, правила которой мне давно известны. Более того, я даже знаю её название: «переходный возраст». И выслушивая очередное «Меня никто не понимает! Меня всё достало!», я думаю, что детские игры с карнизом и феями-Винкс мне нравятся гораздо больше и я даже согласна включить пункт «кидание овcянкой» в правила, лишь бы только они подольше оставались маленькими.

Автор: Александра Довлатова-Мечик

Источник: http://family.booknik.ru/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования