Страх – одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец.Вполне вероятно, что даже самая первая. Во всяком случае, многие врачи и психологи считают, что ребенка, проходящего через родовые пути, охватывает запредельный ужас. Может, поэтому в старину бытовало поверье, что дети, появившиеся на свет в результате кесарева сечения, отличаются особым бесстрашием. Если о многих детских проблемах можно сказать, что, скорее всего, ребенок их со временем перерастет, то со страхами дело обстоит отнюдь не так утешительно. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним. Что же делать родителям? Как помочь маленькому трусишке? Мой совет – играйте с ним!
Страх: хуже только бесстрашие
Прежде всего не следует вдаваться в крайности. В конце концов иметь ребенка, который совсем ничего не боится, а потому способен на любое безрассудство, гораздо ужаснее. Запредельное бесстрашие встречается при некоторых психических заболеваниях. Впрочем, и родители неотягощенных этой проблемой детей тоже находятся в постоянной тревоге за судьбу своего сына или дочери. В этом смысле боязливый ребенок причиняет взрослым гораздо меньше волнений. Он осторожен, с ним реже происходят несчастные случаи. Но беда в том, что грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой. Боязнь всех и вся в прямом и переносном смысле слова мешает ребенку жить. Она разъедают его душу и вызывают невротические расстройства. Тики, навязчивые движения, энурез, заикание, тревожный сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими, дефицит внимания – вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодоленный детский страх. А подчас он может указывать и на более серьезные психические заболевания (шизофрению, аутизм). Но, разумеется, диагноз должен ставить только врач.
Страх: что делать родителям?
Прежде всего следует критически оценить семейную ситуацию, проанализировать свое поведение. Очень часто страхи появляются у детей, когда их... чересчур опекают. Мир начинает представляться им грозным и враждебным. Иначе с чего бы взрослым оберегать каждый шаг? А поскольку мира такой ребенок практически не знает (ему не дают возможности с ним познакомиться по-настоящему), место знаний занимают фантазии. Неизвестное всегда страшит нас вдвойне.
Поэтому, как ни велик соблазн держать ребенка под своим крылом чуть ли не до старости (тем более, что и взрослым так гораздо спокойнее), умные родители начинают постепенно отпускать детей «в свободное плавание». Разумеется, учитывая и возраст, и характер детей, и особенности своего окружения: что в нем принято, а что – нет. К примеру, в маленьких российских городках, где немного машин и жизнь достаточно безопасна, дети начинают гулять самостоятельно раньше, чем в Москве (здесь они теперь получают это право лет в 10–11). Учитывать подобные вещи важно потому, что в противном случае ко всем прочим комплексам ребенка прибавится еще и страх стать посмешищем для знакомых детей, а это мучительно. Гораздо мучительней, чем думают иные взрослые.
Кроме того, детские страхи нередко вызываются конфликтами в семье. Причем взрослые зачастую об этом даже не подозревают. Они могут кричать, ругаться, а ребенок в это время будет спокойно играть в своем уголке. Но в большинстве случаев отсутствие непосредственной реакции на конфликт взрослых не означает, что ее нет вовсе. Она просто окажется отсроченной и выразится в какой-то другой, часто неожиданной форме. Например, ребенок вдруг начнет заикаться, писаться по ночам или бояться темноты, одиночества, привидений и пр.
Но не у всех же детей гиперопека и семейные конфликты вызывают подобную реакцию! Не у всех, конечно, тут многое зависит от особенностей психики ребенка.
Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам. Особенно тяжело приходится мальчикам. Они оказываются зажатыми в двойные тиски. Маленького трусишку мучает не только страх, но и стыд за него. Родители ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Они (особенно отцы) часто делают это «из воспитательных соображений», надеясь, что мальчишке станет стыдно и он исправится. Но добиваются этим лишь того, что ребенок замыкается в себе и перестает доверять взрослым.
Другое дело – в хорошую минуту, когда ребенок ничего не боится и не нервничает, вместе с ним посмеяться... о нет, не над ним, а над его страхом! Как сделала, например, мама Антошки. Мальчик боялся некой «тети королевы», которая не раз являлась ему во сне. Настолько, что даже не мог толком рассказать, какая она. И рисовать поначалу отказывался. Тогда мать, по совету психолога, предложила ему: «Давай нарисую сама, ты только будешь мне подсказывать, правильно ли я ее себе представляю». Антоша согласился и мало-помалу втянулся в этот процесс, начал подсказывать все более охотно. Если он вдруг не мог вспомнить какую-то деталь сна, мама просила его придумать или предлагала свой вариант. Естественно, «тетя королева» получилась на рисунке не очень-то и страшной. Потом Антоше было предложено нарисовать ее во дворце. Он с удовольствием принялся раскрашивать трон. Потом во дворце появились заколдованные люди. Страшный, непонятный, тревожный сон все больше начинал напоминать волшебную сказку. Мальчику становилось все интереснее, а главное, он ощутил себя в привычной стихии, где события развиваются по известным законам и добро непременно в конце побеждает зло.
Затем он по просьбе взрослых стал вводить в рисунки себя, упоенно изображал игрушечную саблю, которую ему подарили на день рождения. Дальше мама подключила к отыгрыванию страха кукольный театр. Заколдованных людей освобождал конечно же Антошка. Игра продолжалась несколько месяцев, обрастая все новыми забавными подробностями, и постепенно грозная «тетя королева» превратилась в смешную и совершенно нестрашную старушку, чем-то напоминавшую Шапокляк из сказки про Чебурашку.
Страх: излечиваться не спеша
Хорошо, когда родители (и в первую очередь папы) рассказывают сыновьям и дочкам о своих детских страхах. Это вселяет в малышей уверенность. Раз уж даже папа, сильный, смелый папа в детстве боялся, а потом сумел преодолеть свой страх, значит, не все потеряно! Такие истории можно и придумывать, стараясь сделать их посмешнее.
Не бойтесь за свой авторитет. Он от этого не пошатнется. Наоборот, вы сблизитесь с ребенком, станете лучше понимать друг друга.
Помогая ребенку справляться со страхами, не надо стремиться к скорому результату. В данном случае, пожалуй, как никогда уместна пословица «Тише едешь – дальше будешь». Но, не торопя малыша, чтобы не нанести ему вторичную психическую травму, следует усиленно внушать ему, что он уже многое в себе преодолел, что раньше (пусть даже это не соответствует действительности!) он трусил гораздо больше. Любая, самая незначительная победа (скажем, раньше ваш сын наотрез отказывался войти в темную комнату, а тут вдруг на мгновение заглянул туда) должна отмечаться родителями как огромное достижение, о котором нужно с гордостью рассказывать родственникам и знакомым, причем непременно так, чтобы ребенок это слышал. Помните: его трусость уязвляет гораздо больше, чем вас. И как только он дозреет, он поборет свой страх. А ваша похвала для него как солнечные лучи для наливающегося соком плода.
Очень помогают и специальные игры, направленные на преодоление страхов. Об этих играх и о страхах, которые они помогают преодолевать, стоит поговорить конкретнее.
Страх темноты
Это один из самых распространенных страхов у дошкольников и младших школьников. Честно говоря, и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску. В ней есть нечто мистическое, недаром у всех народов с ночью связано множество страшных поверий, легенд и сказок. Особенно силен страх темноты у народов, не затронутых современной цивилизацией, а поскольку у детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки), то неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас.
Поэтому ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия. Казалось бы, столько на эту тему написано, но до сих пор многие родители уверены, что сон при включенной люстре для детской психики гораздо вреднее, чем ежевечерний стресс. Они и стрессом-то это не считают! «Пусть привыкает», – вот распространенный ответ. Хотя потом, когда ребенок, раскрывшись перед с психологом, начинает рассказывать, какими чудовищами населена для него темнота, родителей самих прошибает холодный пот.
Не насилуя волю ребенка, предложите ему различные игры, благодаря которым он незаметно преодолеет страх темноты.
Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом, который накрыт скатертью, свисающей до полу, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу, т.е. выйдет в соседнюю комнату и вернется не так уж и скоро. Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище.
«Кукольные прятки»
В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые – в темном (днем – в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером – при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за ту, поиски которой велись на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляя игрушки в темной комнате на видном месте.
Страх одиночества
Обычно дети уже лет в шесть достаточно спокойно остаются дома одни, хотя бы ненадолго. И уж тем более спокойно играют одни в комнате, давая возможность родным заниматься делом и не требуя их постоянного присутствия рядом. Нервных же детей одиночество часто тяготит и пугает. О том, чтобы оставить их где-нибудь одних, не может быть и речи.
Такое поведение бывает обусловлено самыми разными причинами: и полученной некогда психической травмой, и ревностью, и природной робостью, и деспотизмом, для которого страх – это лишь маскировка. Аутичные дети, избегающие контактов с окружающими, тоже на самом деле боятся одиночества, у них наблюдается этакий симбиоз с родителями (обычно с матерью). Понять истинную причину нежелания ребенка оставаться одному совершенно необходимо, потому что в разных случаях требуется разный подход.
Здесь пойдет речь об истинном страхе одиночества, часто присущем хрупким, болезненным, застенчивым, нерешительным детям. Обычно у них высокий интеллект и развитое воображение, но при этом они почти не играют самостоятельно и практически не имеют какой-то своей отдельной внутренней жизни, часто томятся скукой, не знают, чем себя занять, не играют или плохо умеют играть в ролевые игры. Воображение их не находит адекватного выхода и усиленно «штампует» страшные образы. Поэтому наипервейшая задача родителей – направить богатое воображение ребенка в менее болезненное русло, научить его самостоятельной работе, ролевым играм, творческому самовыражению. Часто бывает достаточно даже небольшого толчка, чтобы творческая энергия таких детей буквально забила фонтаном.
Эту сценку лучше разыгрывать в куклах.
Однажды ваш ребенок (пусть играет себя сам, тем более что малыш вряд ли будет отказываться от столь лестной роли) увидел в магазине маленькую девочку (возьмите совсем крохотную игрушку, чтобы ребенок почувствовал себя по сравнению с ней особенно большим и сильным). Девочка плачет. Ваш сын или дочь заговаривает с ней и понимает, что она потерялась. Дальнейшие действия вашего ребенка должны от игры к игре становиться все более уверенными и решительными. Пусть сначала он просто утешит малышку и поиграет с ней, пока ее не найдут родители. В следующий раз пусть выяснит у нее, где именно она потерялась, и отведет ее туда, где, по его мнению, девочку будут искать мама с папой. Затем пусть подойдет с малюткой к администратору магазина и попросит вызвать родителей девочки по радио. Эти эпизоды будут не только вселять в вашего ребенка уверенность в собственных силах, но и подскажут ему правильную тактику действий в подобных ситуациях.
Дети обожают сюрпризы. Пользуясь этим, можно постепенно приучать их к одиночеству. Готовьте друг другу сюрпризы. Для этого, естественно, нужно будет на какое-то время уединиться. Старайтесь, чтобы ваш сюрприз действительно обрадовал ребенка, и не скупитесь на выражение восторга, получая подарок от него. Тогда положительные эмоции заслонят страх, а если вы потом в присутствии родных или друзей похвалите малыша не только за золотые руки, но и за терпение и смелость, то не исключено, что на довольно долгое время «Сюрпризы» станут его любимой игрой. Что ж, вскоре вы начнете испытывать нехватку новых идей. Советую поискать книги по оригами (японское искусство складывания фигурок из бумаги), а также освоить несложные фокусы. И то, и другое, как правило, вызывает у детей живой интерес.
Страх сказочных персонажей, чудовищ, приведений
Это один из самых распространенных страхов, причем в последнее время он встречается особенно часто и приобретает особенно тяжелые формы. Ничего удивительного тут нет: нынешнее искусство для детей нельзя назвать щадящим. Еще не так давно Сергей Образцов, создатель знаменитейшего кукольного театра, на полном серьезе не рекомендовал родителям приводить пятилетних детей на спектакль «Красная Шапочка», считая, что образ волка может произвести на них слишком тяжелое впечатление. А теперь пятилетние дети часто смотрят не только мультфильмы, в которых действуют монстры, роботы-убийцы, вампиры, зомби, но и боевики, триллеры и фильмы ужасов. Если добавить к этому компьютерные игры, герои которых тоже мало похожи на добродушных мишек, задумчивых осликов и милых поросят, то можно лишь поразиться, как при такой нагрузке на психику еще не все наши дети невротизированы.
Поэтому к вроде бы такому безобидному детскому развлечению, как просмотр мультиков, следует относиться очень осторожно: если ребенок подвержен страхам, не следует разрешать ему подпитывать свою фантазию образами монстров. Даже если он этого требует (нередко дети, замирая от страха, не могут, тем не менее, оторваться от экрана, когда там показывают ужасы). Вы ведь не пойдете у него на поводу, если он потребует наркотиков или водки, а в данном случае вред вполне сопоставим.
Случается, что страх сказочных персонажей и чудовищ маскирует боязнь чересчур строгих, авторитарных или грубых родителей. И в этом случае вам придется менять свое поведение, иначе положительных сдвигов не будет, сколько бы вы ни потратили сил на коррекционные игры. Как определить такую боязнь? Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Например, фиксируйте в течение недели, сколько раз в день вы делаете ребенку замечание и сколько раз хвалите его. Или поинтересуйтесь мнением окружающих, только не обижайтесь, если оно окажется для вас не совсем лестным. А потом пригласите в компанию еще пару человек (желательно тех, с кем у ребенка нейтральные отношения) и разыграйте в куклах несколько сказок с участием отрицательных персонажей. Если при раздаче ролей ребенок будет упорно назначать вас на роль Бабы Яги, Волка и пр., я бы расценила это как повод к размышлению.
Этот прием используют очень многие психологи и психиатры. Детей просят сделать маску страха (или «кого-то страшного»), которой малыши по очереди пугают друг друга. Эту игру нужно проводить на большом эмоциональном подъеме, не скупясь на шутки и смех, чтобы заглушить чувство страха, которое поначалу может овладеть детьми. Взрослым пугать ребенка не стоит. Еще один совет: обязательно дозируйте игру, не давайте малышам перевозбуждаться: резкий выплеск страхов может привести к проявлениям агрессивности. Не настаивайте, если ваш ребенок будет отказываться играть роль боящегося и захочет только пугать (или наоборот). Затевайте игру примерно раз в неделю, и через некоторое время он, скорее всего, заразившись примером товарищей, согласится исполнить обе роли (это важно для не только преодоления робости, но и чересчур критичного отношения к себе, нередко сковывающего поведение нерешительного ребенка).
Через два-три сеанса введите в игру новый элемент: пусть тот, кого пугают, про гонит страшную маску. Но только пантомимой.
- «Превращение сказочного злодея»
Можно играть вдвоем, а можно пригласить еще нескольких детей. Смысл игры состоит в том, чтобы придумать, в кого или во что превратился сказочный злодей, который тревожит воображение вашего ребенка, а потом изобразить это в рисунках, лепке или в маленьких театральных сценках. У детей 7–8 лет пользуется популярностью пантомима. Тогда у игры появляется дополнительное условие: надо отгадать, кого изображает водящий. Отгадавшему начисляются очки. Обращайте внимание на занимательность сюжета и хотя бы на некоторую мотивированность превращения. Например, колдунья может превратиться в кошку (лучше беспомощного котенка), веник или метлу (ассоциация с помелом), в старый халат или рваные шлепанцы (колдуньи ведь часто изображаются в книгах и мультфильмах неопрятными, грязными старушенциями). Такое обытовление сказочных злодеев, включение этих образов в цепочки привычных логических связей лишает их ореола сверхъестественности и способствует преодолению страха.
Страх смерти
Обычно он появляется у детей лет в шесть и в принципе вполне нормален. Когда ребенок вдруг осознает, что и он сам, и люди вокруг него смертны, это бывает для него серьезным потрясением. Но затем довольно скоро жизнь берет свое: дети утешаются тем, что все это будет еще нескоро, и мысли о смерти постепенно вытесняются на задний план. Во всяком случае, они не отравляют существование ребенка.
Однако на некоторых детей осознание людской смертности производит такое тяжелое впечатление, что они бывают не в состоянии от него оправиться. Страх смерти не дает им покоя. Родители подчас совершенно теряются, не зная, что сказать тоскующему малышу. Да и действительно, что тут скажешь? Что он будет жить долго-долго, а потом ученые придумают какое-нибудь лекарство? Увы, такие уговоры обычно не действуют на детей с невротическим, с углубленным страхом смерти. Как же быть?
Мы с моей коллегой И.Я. Медведевой советуем приобщать таких детей к религии. Вера в загробную жизнь и в бессмертие души дает очень многим детям, да и не только детям, точку опоры. По крайней мере, наш опыт работы с маленькими невротиками это подтверждает.
Вот, к примеру, рассказ матери одного семилетнего мальчика: «Мой сын очень боялся умереть. Плакал навзрыд, спрашивал, страшно ли лежать одному в земле и изобретут ли таблетки, от которых можно жить вечно. Сначала я не знала, как его успокоить. Говорила, что это еще нескоро. Но, естественно, ничего не помогало. При одном упоминании о смерти Ваня начинал плакать. А потом я решила рассказать то, во что сама верю. Так меня наставляла моя бабушка (она была очень набожной и верила в загробную жизнь): «После смерти душа человека улетает на небо и оттуда наблюдает за всем, что происходит на земле. Если человек хороший, то его душу забирают светлые силы, а если плохой – темные и страшные силы. А когда умершего человека закапывают в землю, он ничего не чувствует. Ему все равно, так как он, вернее, его душа, уже на небе». Ваня после этого стал меньше беспокоиться и больше не плакал. Хотя вопросы еще задавал».
Родителям стоит проанализировать и свое поведение: не страдают ли они сами повышенной тревожностью, не зациклены ли на болезнях (своих и детских), на разговорах о тяжелой, опасной жизни и т.п.? И не пытайтесь себя успокоить тем, что дети не слышат «взрослых» разговоров. Подчас бывает достаточно обрывка фразы, а главное, флюида тревожности, который ловится впечатлительными детьми моментально и нарушает их хрупкое душевное равновесие часто сильнее слов.
Детям лет до 8–10, тем более нервным и ранимым, лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Это для малыша настолько непосильное переживание, что его потом могут даже мучить скрытые навязчивые страхи, что родители, родственники на самом деле не живые люди, а мертвецы. Последствия таких психических травм порой аукаются и через много лет.
Например, некоторые взрослые проявляют поразительное бесчувствие, узнавая о смерти друзей и близких. Окружающих оно возмущает, а на самом деле вполне может свидетельствовать вовсе не о жестокости и неблагодарности человека, но о неизжитом иррациональном детском страхе, перед которым его взрослое сознание оказывается совершенно бессильным. Недавно я слышала рассказ об учительнице, которая, решив наглядно продемонстрировать десятилетним ученикам устройство человеческого организма, сводила их в морг. У рассказчика уже родились и выросли свои дети, но при одном упоминании об этой «просветительной акции» его забила мелкая дрожь.
Это не значит, что при детях вообще не следует говорить об умерших родственниках. Конечно, следует, ведь, кроме всего прочего, это тоже дает надежду на «жизнь после жизни»: если человека вспоминают, значит, он не покинул нас окончательно. Что же касается изживания страха смерти в игре, то вряд ли этично делать это напрямую. Поэтому приведенные мной игры борются и со страхом смерти опосредованно.
- «Ищем в плохом хорошее» (для детей 6–8 лет)
Эту игру мы с И.Я. Медведевой предлагаем детям, склонным предаваться унынию и легко впадающим в отчаяние (а именно среди таких чаще всего распространен страх смерти).
Ведущий обозначает какую-то малоприятную ситуацию. Например, ребенок с отцом пошли в кино, но опоздали и их не пустили. Неприятная ситуация? Безусловно! Спрашивается: а что в ней можно найти положительного, чем себя утешить? А можно, например, на сэкономленные деньги покататься на аттракционах или поесть мороженого. За каждый правильный ответ начисляется по очку. У кого очков будет больше – тот, естественно, выиграет. Можно играть и вдвоем, задавая ситуации по очереди (но, разумеется, избегая трагических историй, связанных с гибелью).
- Игры, связанные с перевоплощением
В них в основном играют девочки, обладающие природным артистизмом и развитым воображением. Фантазируя на тему, кем они были в какой-то сказке («давай играть, что я была когда-то принцессой...»), они тоже подспудно избавляются от навязчивого страха смерти. Задача родителей в данном случае не столько участвовать в этой игре, сколько подпитывать воображение ребенка, рассказывая ему о жизни людей в разные эпохи, о ярких исторических событиях, читая увлекательные книги, чтобы сегодня их дочери захотелось представить себя принцессой, завтра – маленькой циркачкой вроде Суок, а послезавтра – «гостьей из будущего».
Страхи хулиганов, бандитов, войны, катастроф и т.п.
Увы, в наше время эти детские страхи становятся все более обоснованными, и взрослым надо постараться по возможности создать у ребенка чувство большей защищенности. Не надо смотреть при нем новости, в которых сейчас то и дело рассказывают про катастрофы, теракты, военные конфликты, говорить в его присутствии про всесильность мафии и о том, «как страшно жить». Непременно защищайте свое чадо во всех сложных для него ситуациях! Если ребенок не может за себя постоять, а родители требуют, чтобы он сам давал отпор обидчикам, малыш в большинстве случаев лишь еще больше невротизируется, чувствует себя совсем одиноким, брошенным на произвол судьбы.
Страхи хулиганов, нападения и т.п. чаще бывают у мальчиков, поэтому и игры, направленные на их преодоление, в основном, мужские.
- «Сражение» (игра, предложенная А.И. Захаровым)
Смысл игры в противоборстве с кем-то, кто символизирует опасность. Победа возможна только при подавлении в себе страха, она требует уверенных и точных действий. «Сражение» – комплекс из четырех игр. Они проводятся последовательно под наблюдением взрослого.
Первая игра – фехтование на игрушечных саблях (палках). Победивший сражается со взрослым. Щит не применяется специально, поскольку он создает искусственную защиту и уменьшает эффект игры. Разумеется, взрослый должен следить, чтобы дети не перевозбуждались и не причиняли друг другу боль.
Вторая игра – поочередная стрельба из лука стрелами-присосками с расстояния порядка 10 м. Нужно уворачиваться от стрелы, заслоняться можно только руками. Напряженное ожидание выстрела создает острое чувство беспокойства, но в то же время ребенок может принять защитные меры. А после выстрела, независимо от результатов, испытывает чувство облегчения. Таким образом происходит разрядка эмоционального напряжения. Неоднократная смена ролей нападающего и обороняющегося помогает совершенствовать способы реагирования на стрессовую ситуацию.
Третья игра – бросание друг в друга игрушечными кеглями. Дети укрываются за стульями и креслами, поставленными на расстоянии нескольких метров. Взрослый должен следить, чтобы они бросали кегли не слишком сильно. Тот, кто израсходует все кегли, должен будет выйти на «нейтральную территорию» между стульями и собрать их под обстрелом снова. Взрослый при всех этих действиях весело комментирует происходящее, сопровождает бой шутливыми угрозами и насмешками.
Четвертая игра – борьба с игрушечными заводными роботами, которые олицетворяют бездушие, насилие, зло. В этой игре должны участвовать как минимум двое детей и один взрослый (можно играть и в большем составе, разделившись на команды). Дети стоят друг напротив друга. Ребенок, борющийся с роботом, становится у черты. В полуметре от него находится другая черта. Если робот перейдет за нее, его противник проиграл. Робот ставится в 2 метрах от обороняющегося. Взрослый запускает его. Защищающийся ребенок должен подождать, пока робот подойдет поближе, и попасть в него кеглей или стрелой с резиновой присоской. Количество «снарядов» ограничено тремя - четырьмя. От обоих противников требуются самообладание и преодоление страха, а от взрослого – умелая регуляция игры. Надо следить за тем, чтобы в этих играх не было вечных победителей, и незаметно подыгрывать менее ловкому ребенку.
- «Карлсон против Филе и Рулле»
За основу этой ролевой игры берется сюжет из «Повести о малыше и Карлсоне, который живет на крыше». Собственно говоря, в книге А. Линдгрен целых два сюжета, посвященных попытке ограбления, но с дошкольниками лучше ограничиться первым, в котором Карлсон выступает в роли привидения. В образе мумии, ласково названной толстощеким проказником Мамочкой, для малышей есть пугающая новизна, поэтому вместо излечения страхов у них вполне могут появиться новые. Школьники же лет 8–9 психологически более подготовлены к восприятию этого образа. Скорее всего, они уже что-то слышали и о бальзамировании, и о египетских гробницах (а может, и видели мумии в музеях), так что для них на первый план в этой истории выйдет юмористический момент: то, что мумия сделана из полотенец и из вставной челюсти дядюшки Юлиуса (которую очень просто нарисовать). Разыгрывать сценки можно и в куклах, и «живьем».
Предложите ребенку поимпровизировать на тему ловушек для воров, пусть внесет свои предложения. Большинство детей, особенно мальчиков, будет выполнять это задание с энтузиазмом, припоминая фильмы, мультики и компьютерные игры, в которых тема ловушек сейчас достаточно популярна. Их вовсе не обязательно мастерить (это далеко не всегда выполнимо, поскольку «техническое обеспечение» часто не соответствует грандиозности детских замыслов). Можно ограничиться рисунками или даже словесным описанием, ибо уже само придумывание способов защиты придает ребенку уверенности. Однако не спешите связывать игру с реальностью («если к нам попробуют залезть воры, ты можешь поступить, как в этой игре»). Тем самым вы невольно поддержите тревожные ожидания ребенка, а ваша задача, наоборот, успокоить его, но при этом ненавязчиво дать модели поведения в опасной ситуации. Так что пусть лучше не ваш ребенок, а Малыш отказывается открыть дверь незнакомцу, не признается в том, что он один дома, а говорит злоумышленнику про «спящего папу», вызывает милицию, срочно звонит бабушке и т.п. Причем с дошкольниками, которые еще не остаются дома одни, модели самозащиты прорабатывать не следует. Это не одежда, которую покупают на вырост.
Страх уколов, боли, врачей
Эти страхи распространены у дошкольников. В школьном возрасте, опасаясь насмешек, дети постепенно их преодолевают. Мальчикам полезна игра «Сражение», причем взрослый, комментируя происходящее, должен особо отмечать выдержку ребенка, поражаться тому, как это он не боится боли, говорить, что другой на его месте давно бы разревелся и т.п. Можно потом поиграть еще в военный госпиталь, опять-таки подчеркивая мужественное поведение «раненого».
Это традиционная игра девочек, обычно один из вариантов игры в куклы. Но для более эффективного преодоления страха боли и врачей лучше ее «очеловечить». Все врачебные процедуры, которые вызывают страх, нужно воспроизводить как можно подробней. Пусть ваша дочка побудет и в роли доктора, и в роли пациентки. Причем не одной, а нескольких: сыграет и девочку, которая ничего не боится, и девочку, которая боится только уколов, зато все остальное воспринимает спокойно, и трусиху, которая даже в кабинет зайти не соглашается. Однако не соотносите это с ее поведением и не читайте нравоучений, а если она сама затеет разговор о своем страхе, скажите, что раньше, может, дочка и вела себя немного похоже, но сейчас все уже по-другому.
Страх наказания, крика и т.д.
Тут, как говорится, «нет дыма без огня». Хотя и не обязательно страх наказания у детей свидетельствует о том, что их родители поминутно хватаются за ремень. Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования, и в детской душе поселяется страх быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это! Подчас страх наказания, боязнь крика или даже разговоров на повышенных тонах бывают обусловлены несоответствием темпераментов и, главное, культурного уровня родителей и ребенка. Причем не в пользу родителей. Да-да, говорят же о врожденной интеллигентности!
Такому ребенку жизнь в грубой, малокультурной среде причиняет подлинное страдание. Его утонченность вызывает у родных раздражение, и он превращается в забитое, жалкое существо, хотя в культурной семье его за те же самые качества ценили бы и создавали условия для их развития.
Для преодоления страха наказания, разумеется, при условии, что родители изменят свое поведение, показаны подвижные игры.
- «Жмурки» (игра, предложенная А.И. Захаровым)
Отличие этого варианта от широко известной игры состоит в том, что взрослый в роли водящего задает тон, шутливо угрожая во что бы то ни стало найти ее участников и расправиться с ними, т.е. выступает в роли этакого гротескного злодея Бармалея. Детям же ставится условие, что они должны хранить полное молчание, сдерживаясь даже, когда «Бармалей» подходит к ним почти вплотную. В крайнем случае можно издать только звук «у-у-у-у!». Если кто-то себя обнаружит раньше времени, он либо получает штрафные очки, либо выбывает из игры. Когда водящий кого-то поймает, он, как и положено в «Жмурках», опознает его наощупь. Водят все по очереди. Игра длится в среднем 20–30 минут, чтобы каждый не раз побывал в роли водящего. Кроме страха наказания, «Жмурки» помогают преодолеть страх темноты и замкнутого пространства.
Это достаточно известная игра, хотя в последние годы она, увы, далеко не так популярна, как лет 15–20 назад. Играют в нее на свежем воздухе. В игре участвуют как минимум трое: один человек находится посередине, а двое игроков, стоя друг напротив друга на расстоянии 5–8 метров, пытаются попасть в него мячом и «вышибить» из игры. Если «вышибаемому» удается поймать мяч на лету, он получает очко (аналог дополнительной «жизни» в компьютерных играх) и, соответственно, возможность расплатиться этим очком, когда игроки, кидающие мяч, наконец, попадут в цель. Желательно, разумеется, чтобы в игре участвовал взрослый, которого боится ребенок. Если это не получается (например, строгий отец наотрез отказывается «заниматься ерундой», и его ничем не проймешь), подключите к игре другого взрослого того же пола и примерно того же возраста.
Текст: Татьяна Шишова, детский психолог
Источник: http://1roditeli.ru/