С детства родители знакомят нас с жизнью, говорят нам, что небо – синее, солнце – желтое, трава – зеленая. Не в обиду нашим мамам и папам, но часто, диктуя ребенку устоявшиеся стереотипы, они запирают глубоко в ребенке маленького новатора.
Со временем этот новатор еще больше забивается в темный угол воображаемой комнаты, съеживается и прячется от света – он уже не может решительно заявить, что небо – не синее. Дерзнет – взрослые поправят его.
Ребенок вырастет, и подобно своим родителям будет твердить про синее небо, учить и поправлять своих детей. Так из поколения в поколение кочует наше стереотипное мышление.
Квадратное мышление
Вспомните, как мы учим ребенка рисовать домик? Квадратик – стена, квадратик – окошко, треугольник – крыша, квадратик – труба. А почему дом не может быть круглым или в виде трапеции? Или вообще многоуровневой конструкцией в пятимерном измерении?
Ведь мир, каким мы, взрослые, привыкли его видеть, таковым не всегда является. У мира много красок, много граней, много ракурсов и фронтальных видов. Знаете ли вы, каких оттенков может быть небо?
В пасмурный день оно серое. В солнечный день после полудня – ярко-голубое с громадной жирной желтой точкой в зените. Ранним рассветным утром – нежно-розовое. Накануне заката – оранжевое. А во время заката – вообще буйство красок: и фиолетовое, и рыжее, и лиловое, и синее, и багровое, и алое.
А ночью бывает черное, бывает синее, бывает фиолетовое, а иногда даже цвета индиго. Как видим, от цвета неба зависит и цвет всего остального на картине: солнца, травы и много чего еще.
В последнее время в архитектурных и художественных заведениях этот квадратный стереотип ломается. Мы уже наблюдаем по миру сложные замысловатые конструкции сооружений, картины с необычной цветопередачей, делающие своих авторов знаменитыми.
Потому что, рисуя штампованные домики, ничего нового не изобретешь и из толпы не выделишься.
Дар от рождения
Дети представляют мир иначе. Их сознание еще не засорено и не ограничено виденьем того, что мир устроен по какому-то шаблону. Они видят мир разным, многогранным и поэтому дети часто рождают самые выдающиеся идеи, изобретают немыслимые конструкции, заставляют о многом задуматься.
Говорят, чем больше правил мы знаем, тем меньше решений видим.Поскольку начинаем искать ответ в рамках нашей зоны компетенции и заводим себя в тупик. А если ответ за рамкой?
Детское восприятие мира настолько широко, что они могут, сами того не подозревая, вдруг открыть новую планету, изобрести любопытное инженерное сооружение и построить шедевральное здание из «лего». Перед ними весь мир, вся Вселенная с ее тайнами.
Эйнштейн призывал смотреть на все необъяснимое с детским интересом. По мнению ученого, именно задавая вопросы на уровне ребенка, ему удавалось находить на них ответы. Эйнштейн говорил: «Только те, кто предпринимает абсурдные попытки, смогут достичь невозможного».
А значит, не следует стесняться делать абсурдные вещи, казаться смешным и непохожим на остальных. «Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый — так, будто никаких чудес не бывает. Второй — так, будто все на свете является чудом», - добавлял немецкий физик. И опять он был прав.
Нонконформизм - путь к новаторству?
Нонконформизм – редкое явление. Большинство людей – конформисты от мозга до костей. Наше поведение в основе своей социально. Мы идем за толпой, нас тянет туда, где выстраиваются очереди.
Конформисты следуют за мнением общественности и почти никогда вопреки. Большинство голосов, большинство рук в классе... Вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что изменили свое мнение или ответ потому, что остальные думали иначе.
Многие на этом спотыкаются, так хоронятся самые великие идеи. Люди часто боятся выделиться из серой массы.
Как сохранить в ребенке предпринимательский дух
Дух предпринимательства – это то же новаторство. Предприимчивость, наличие собственного мнения, смелость, воля, желание идти своей дорогой. Советская педагогика навязывала детям шаблонность в большей степени, чем это происходит теперь.
В СССР за проколотые уши и ношение сережек фотографию нарушительницы общественного порядка вешали на доску позора. Любое новшество, хоть как-то преображающее мир, принималось за революционные помыслы.
Жить в таком мире казалось почти невозможным. Угнетенные новаторы задыхались в этой дымящей консерватизмом системе. Предпринимательский дух считался негативным влиянием буржуазного Запада. В подобных условиях создать что-то необыкновенное было практически нереально.
Вероятно, именно поэтому среди наших родителей так часто прослеживается любовь к постоянству, традиционность и непринятие нового. Детей они старались направлять по уже пройденному пути, избитому миллионами других ног. А в ответ на новые идеи высказывались строжайшие запреты.
Поэтому в семье, где воспитывается малыш, следует ограничить круг запретов до самых необходимых. Одна мама сильно ругала своего ребенка за то, что тот хотел идти по оставшемуся запоздалой весной снегу, а не по песчаной тропинке.
Это неосмысленные запреты, основывающиеся на эгоизме матери.Нельзя брать кухонные ножи, нельзя играть с электроприборами, в конце концов, нельзя трогать мамину вазу, но по снегу потопать ножками – почему бы и нет? Наши запреты часто бывают преувеличены, детям становится слишком много всего нельзя.
А что можно? На этом вопросе следует сосредотачивать большее внимание. Так как посыл «можно» дает зеленый свет на действие, на развитие, на жизнь в целом. Мы словно говорим ребенку: «Да, конечно, живи! Делай так и эдак – развивайся!» Многочисленные запреты же не оставляют малышу выбора, сковывают, призывают стоять на месте, не двигаться вперед.
Взгляд психолога
Специально для нас семейный и детский психолог Центра успешных отношений «Город-А» Диана Волкова подобрала несколько советов, как воспитать в малыше предприимчивость, уверенность, желание делать новые шаги.
Факторы, способствующие развитию свободы и креативности
Познавая и исследуя окружающий мир, ребенок опирается на свои ощущения (нравится – не нравится) и на реакции взрослого (хорошо – плохо). Получая одобрение и видя включенность родителей в этот процесс, он усваивает этот навык как положительный.
Значит, проявлять смелость, активность, инициативу, настойчивость в достижении цели – это хорошо, ведь я сделал то, что хотел сам.
- Безопасное пространство для жизни и развития ребенка.
Для того, чтобы ребенок чувствовал себя максимально свободно, родители должны создать безопасную среду для ребенка, где существует минимум запретов, ограничений. Четкие правила поведения в семье позволяют ребенку чувствовать себя более уверенно и спокойно.
- Терпеливые и уверенные в себе родители.
Если мы хотим видеть своего ребенка инициативным, смелым в предъявлении себя, нам самим нужна смелость и открытость. Мы должны быть готовы принять и поддержать своего ребенка.
- Уважение к его выбору и праву собственности, чувствам.
Важно предоставлять ребенку свободу выбора. Не зажимать, не пытаться заставить, не навязывать точку зрения.
Нужно прислушиваться к ребенку, показывать ему мир, различные возможности, среди которых он сможет найти что-то важное, интересное для себя. Ведь если у малыша не будет желания заниматься чем-то, не будет своей собственной внутренней мотивации, он никогда не добьется выдающихся результатов.
- Не сравнивать успехи и достижения вашего ребенка с другими детьми.
Каждый человек рождается с определенными задатками и способностями, что-то дается легко, а к чему-то необходимо приложить немало усилий.
Поэтому важно, чтобы родители в оценке ребенка опирались на его предыдущие результаты: «Смотри, в этот раз ты сделал (нарисовал, слепил, пробежал, прыгнул…) лучше, чем в прошлой – ты молодец!»
- Оценивайте не ребенка, а его поступки.
Если ребенок провинился, сделал что-то не так, оценивайте его поступок, а не самого ребенка: не «Ты – плохой, глупый», а «Твой поступок – плохой, глупый».
- Участвуйте в жизни малыша.
Если ребенок увлечен какой-то работой, о чем-то вам рассказывает, его не стоит при этом перебивать, поправлять, одергивать, даже если это у него получается не очень складно и красиво, на ваш взгляд.
Если вы будете искренне и с интересном наблюдать за тем, что он делает, внимательно слушать то, о чем он рассказывает, это положительном образом скажется на ваших взаимоотношениях и развитии малыша.
Он почувствует ваше участие, заинтересованность в нем, в его жизни и будет ценить это. Ничто так не вдохновляет и не окрыляет, ничто так не способствует росту и развитию, как родительская вера в детей, родительское участие, поддержка и уважение.
Чтобы ребенок мог найти себя в жизни, не стал бесхребетной амёбой, следующей за другими авторитетами, не учился лакейству, был сильным духом и взращивал в себе крепкий стержень, который позволил бы ему устойчиво стоять на земле, следует поощрять попытки малыша сделать что-то иначе.
Траву на картинке раскрасил в синий цвет – а мы будем абстракционистами(!), на рисунке часы поплыли по стенке – вот вам и сюрреализм. Родитель, не учи меня, как жить, а покажи, как самому найти дорогу. Вот истина, которую глаголют уста младенца.
Источник: http://rebenok.by/