Всё самое важное из того, что делают родители, должно помочь детям жить без чувства страха перед неудачами. Поэтому самая лучшая горка — это папина спина, самая лучшая песня — спетая родным человеком, самое лучшее наследство — это отрадные воспоминания о родном доме и чувство безопасности. Мы нужны им, но внимательный воспитатель не раз ловил себя на мысли, что и дети немало обогащают нас.
Конечно, если относиться к любой деятельности детей свысока, то ничего необычного не будет видно. И редко кто-то из родителей любит наблюдать, как малыш катает машинку или причёсывает игрушечного льва. Между тем, в детской фантазии, в этих играх, которые затрагивают какое-то другое измерение жизни, можно почерпнуть много информации о душевном состоянии и характере ребёнка, о его способностях и даже об устройстве мира.
Что такое детское воображение? Каприз, прихоть, временное умение отгораживаться или огромная потеря для взрослого человека? Орган, который рассасывается со временем за ненадобностью — или всё-таки он отмирает болезненно?
Как бы то ни было, отсутствие понимания, неведение путей этих зачарованных тропинок и характерных способностей нежного возраста разрушает связь между миром детей и миром взрослых. И как бы много ни возникало трудов по педагогике, мы далеко не всегда можем угадать, что приведёт в восторг нашего малыша, а что оставит его равнодушным. Ведь сколько бы функций не имел, например, развивающий коврик, а младенец рано или поздно возьмётся за крышки, кастрюли и корзинку с настоящим луком, превращая их… словом, одному ему известно, во что он всё это может превратить.
Но и у взрослых тоже иногда получается волшебство. Мне вспоминается день, когда я особенно не хотела идти в детский сад. Тогда мама взяла какие-то остатки пластилина и быстренько слепила мне сову. «Вот, чтобы ты не скучала там без меня», — сказала она и отвела меня в группу. И мне настолько понравилась эта игрушка и идея таинственного присутствия мамы благодаря этой пластилиновой сове, что я совершенно безболезненно вошла в нелюбимый мной казённый дом.
Но пластилин не настолько прочен, как хотелось бы, и чьи-то любопытные руки сову мне сломали ещё до обеда. Воображаемая ниточка была разорвана, день из счастливого обернулся горькой неприятностью. Трудно сказать, почему я не догадалась потом попросить маму сделать мне ещё одну подобную поделку…
Однажды об этом случае я рассказала своей дочери-дошкольнице. «А какого цвета была твоя сова?» — спросила она у меня. «Синего», — ответила я, ничего ещё не подозревая. Вскоре из детской мне была принесена синяя пластилиновая сова, а следом до полного счастья ещё несколько. Так благодаря моему ребёнку исцелилась старая детская рана, которую я носила в своём сердце много лет.
Из всего написанного выше можно сделать два вывода.
Во-первых, родительский дом не должен становиться препятствием, герметичной коробкой, стеклянным колпаком, отгораживающим ребёнка от мира, но питательной средой, условиями, которые в состоянии меняться, открывая новые возможности для роста. В конце концов, корни всё равно останутся под родной крышей.
И, во-вторых, не следует полагать, что мы, взрослые, всегда играем ведущую роль в отношениях между нашими детьми и внешним агрессивным миром. Детские годы наших мальчиков и девочек — лучшее время для исправления и самоисцеления полузабытых, но регулярно ноющих травм прошлого. Поэтому наше общение стоит воспринимать как взаимозависимый и полный замечательных открытий для обеих сторон процесс.
Автор: Кира Салимова
Источник: Матроны.ру