Образ жизни: кто научит?

Но мы сами очень часто про это забываем. И на плакатах у нас микробы, вместо напоминаний. И усиленными занятиями воспитываем ненависть к книгам. И за съеденное брокколи обещаем пакетик чипсов, тем самым устанавливая в голове у ребенка совершенно иную иерархию ценностей.

Одна моя знакомая на днях мне сказала: “Мы своего Ванечку водим на теннис. Не для того, чтобы он добился каких-то успехов. Так, для поддержания образа жизни”.

“Ох ты боже мой, как пафосно! - подумал я. - Образ жизни. Можно подумать! Теннис два раза в неделю, светские мероприятия, гольф, охота на лис. Сигара после обеда. Какой образ жизни в неполных пять лет?”

Но потом я задумался - разве мне не хотелось бы того же для своих детей? Чтобы они, когда вырастут, регулярно ходили в спортзал, посещали театр, читали книги? Чтобы не забывали посещать родственников, следить за собой? Разве дело не в образе жизни? Разве не этого мы хотим? Нам не так важно, чтобы ребенок научился читать, сколько, чтобы он приобрел такую привычку - читать. Нам не так важно запихнуть в ребенка эту конкретную брокколи - нам важно, чтобы ребенок научился правильно питаться. Мне например неважно, чтобы ребенок, знал сколько микробов погибает во время мытья рук. Мне важно, чтобы он руки мыл.

Выходит, что “образ жизни” - это именно то, что мы должны формировать в ребенке, чтобы он в дальнейшем успешно формировал себя. Правильный образ жизни - это конечно не полный, но вполне близкий к этому образ того, что я хочу видеть в своем ребенке.

Но главное - даже не это. Главное, это то, какой мы сами пример подаем детям. Общеизвестно, например, что любовь ребенка к чтению зависит не столько от количества занятий, сколько от того, есть ли вообще в доме книги и насколько активно они используются взрослыми. То есть бессмысленно формировать образ жизни ребенка, если у тебя самого в жизни кавардак. И хотя - по себе знаю - взрослого человека уже не переучишь, но все же можно ведь притвориться, правда?

Потому, что у самих у нас с этим полный провал. Мое поколение - а мне сейчас тридцать три - очень плохой пример образа жизни. Нас, выросших в период разрушения Советского Союза, принято считать потерянным поколением. Считается, что это потому, что мы выросли без какой-либо идеологии.

Но помимо идеологии, которая, если честно, не особо-то всех тогда интересовала, в Советском Союзе был образ жизни. Люди ходили друг к другу в гости, плавали на байдарках, брали почитать книги, следили за премьерами спектаклей и кино. На каждом втором балконе стояли лыжи и почти со всех из них хотя бы раз в год стряхивали пыль. У людей было время на что-то, кроме работы и пробок. На свой образ жизни. Один мой знакомый рассказывал, что в 70-е годы он изучал французский язык. Довольно долго и глубоко. Не имея никаких шансов увидеть Париж. Просто потому, что ему так нравилось.

Однако обстоятельства сложились так, что мы выросли без сформировавшегося образа жизни. И если идеологию каждый сам себе выбирает рано или поздно, то без образа жизни многие так и живут. Мы работаем по 12 часов в день, не видя наших родных и семью. Мы отдыхаем, не зная чем себя занять. Мы все время куда-то опаздываем, упуская главное и забывая важное. Мы смеялись над кострами и изгибами гитары, мы избегали поездок на дачу, на картошку, мы ненавидели абонемент в Консерваторию.

Но когда мы стали самостоятельны, оказалось, что на замену у нас ничего-то и нет. Если мы как поколение и потеряли что-то, то это именно образ жизни.

Я не хочу такого для своих детей. Я хочу, чтобы тот кусок жизни, что им достанется, они съели спокойно, не торопясь и с удовольствием. Поэтому я, пожалуй, начну с завтрашнего дня формировать их образ жизни. Возможно даже - чудеса бывают - своим примером.

Конечно, для кого-то мое маленькое открытие было всегда очевидно. Кто-то сознательно, как упомянутая мама, или бессознательно всю жизнь формирует в ребенке образ жизни. Целенаправленно и уверенно. Молодцы.

Однако для кого мои слова точно пустой звук, так это для нашей образовательной системы. Понятия "образ жизни" в ней просто нет. Долгое время считалось что задача образования - это дать знания. В итоге получили кучу людей, знающих, что такое “молярность”, но не понимающих, что с этим знанием делать. Потом решили, что главное не знание, а умение его добывать. Закономерный результат - это человек, который при необходимости может воспользоваться Гуглом, но гораздо чаще пользуется пультом и пивом.

Когда-нибудь мы поймем, как важно формировать в ребенке потребность в знаниях - так же, как формируется потребность в физической активности. И так же, как у привыкшего правильно питаться формируется потребность в свежих овощах.

Если мы хотим, чтобы ребенок не пасовал перед трудностями, гармонично развивался, чтобы все у него в жизни было хорошо - нам надо думать именно над его образом жизни. Не над тем, сколько знаков в минуту читает ребенок. Не над тем, сколько из пресловутых ста книг он прочтет. А над тем, чтобы ни дня без страницы. Чтобы это просто вошло в привычку. Ведь даже само слово "привычка" у нас зачастую сразу идет в комплекте со словом “дурная” А наша задача - прививать хорошие добрые привычки. 

Автор: Дмитрий Тюттерин

Истоник: http://letidor.ru/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования