Встретились на берегу два мальчика лет четырех, будем звать их Рома и Максим. У Максима было две машинки, и он охотно поделился одной с Ромой. Давайте понаблюдаем, как играют дети. Стали мальчики возить машинки по песку. Рома возит быстро, резво, а Максимка возит машинку спокойней.
Немного погодя, заметил Максим, что его машинка испачкалась, мокрый песок в колеса набрала, и он сразу побежал к воде её мыть. Рома играет на том же мокром песке, и грязь на колесах его нисколько не тревожит.
Помыв машинку, Максим опять уселся на песок играть с ней. Колеса вновь набирают песок, и Максимка опять бежит отмывать машинку. Так повторяется несколько раз. Затем Максим предложил Роме поменяться машинами. Рома покрутил-повертел свою машину, заметил, что в ней дверки открываются, в отличие от второй, и меняться отказался. Далее, наигравшись, Рома побежал купаться. Максим продолжил возиться в песке. Вскоре к нему подошел другой мальчик, и дети продолжили играть вместе.
В течение получаса каждый из детей занимался своими делами: Максим играл на том же месте уже с новым другом, а Рома периодически подбегал к ним и звал то покупаться, то побегать. Но мальчики были заняты очень важным делом: носили из одного места песок, замачивали его в ведре, получали густую жижицу, выливали ее, и опять замачивали. Оба были очень увлечены процессом и довольны игрой.
ДЕТИ ИГРАЮТ. ТАКИЕ РАЗНЫЕ ИГРЫ
Все три ребенка играют, но характер игры разный. Что же влияет на выбор ребенком той или иной игры? Как ребенок выбирает то, во что ему играть? Он просто интуитивно чувствует, что ему интересно, а что нет. А интересно ему то, что свойственно его врожденным особенностям, которые раскрывает системно-векторная психология. Набор индивидуальных психических и физических особенностей, способностей и желаний, называется вектором.
В природе существует восемь векторов, т.е. восемь типов людей, с разными жизненными задачами, разными способностями и желаниями, разным мышлением, а значит и с разным восприятием мира в целом. В современном обществе в одном человеке могут сочетаться сразу несколько векторов одновременно.
Если посмотреть на нашу историю системным взглядом, мы увидим не просто детей, играющих в разные игры, а представителей кожного и анального векторов, которые через игру развивают свои психические, заданные природой, свойства. Максим, как представитель анального вектора, просто не мог не поделиться машинкой, так как в его мышлении заложено такое качество, как «поровну». Его внутренняя сущность подсказывает ему, что у него «два», а у другого «ноль» – это не поровну, а когда у него «один» и у другого «один» – это уже поровну.
Наличие врожденных качеств определяет то, как человек думает и как себя ведет, исходя из своих желаний. Еще одно качество анального вектора – это стремление к чистоте. Внутреннее стремление к чистоте и аккуратности заставляло испытывать дискомфорт от того, что игрушка запачканная. Поэтому Максим испытывал желание вернуть игрушке первоначальный чистый вид. В кожном векторе нет такого психического качества, поэтому Рому грязь на машинке совсем не беспокоила.
Сидеть продолжительное время на одном месте и делать однообразную работу – это врожденное базовое свойство анальных людей, необходимое для развития таких важных качеств, как сила воли, усидчивость, скрупулезность, упорство в достижении цели. Именно поэтому продолжительная возня с песком была мальчикам интересна. А поскольку Рома обладает кожным психотипом, ему такая однообразная игра показалась нудной, скучной и неинтересной.
Кожные свойства – это движение, быстрая смена интересов и действий. Именно через подвижные игры кожный ребенок развивает такие важные качества, как ловкость, реакцию, умение соревноваться, умение следовать правилам и т.д. Также мышление кожника устроено таким образом, что при общении с другими людьми он всегда ищет выгоду для себя. Оценив две машинки, Рома понял, что ему досталась лучшая машинка с открывающимися дверцами, и что другая машинка хуже.
Поэтому в обмене для него не было никакой выгоды. Когда родитель изучает системно-векторную психологию, наступает осознание того, как системно воспитывать своих детей. Он начинает понимать, какими врожденными качествами обладает его ребенок, какие способности следует развивать, и какое место в жизни позволит ребенку максимально реализовать свои врожденные свойства. Родитель перестает воспитывать «через себя», руководствуясь своими взглядами на жизнь, а учится понимать истинные потребности ребенка, и помогает ему развиваться, для будущей успешной реализации его в обществе.
Статья подготовлена по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Автор: Александра Саман, психолог