Почему это важно?
Свободное, «скучное» время дает детям возможность исследовать свои внутренний и внешний миры, что является началом креативности. Таким образом, они учатся взаимодействовать с миром и собой, воображать, изобретать и создавать. При этом, неструктурированное время позволяет детям исследовать свои собственные страсти. Если мы будем заставлять их напряженно трудиться над уроками или занимать время какой-то другой полезной деятельностью, или же отвлекаем их на мониторы и экраны, они никогда не научатся следовать велению своего сердца, которое может привести их к открытиям. Они не построят замок на заднем дворе, не слепят монстра из глины, не напишут песню или рассказ, не соберут одноклассников для создания собственного фильма. Все это – веления нашего сердца, это те страсти, которые делают жизнь действительно значимой.
Также важно, чтобы дети обрели опыт принятия собственных решений, научились сами управлять своим временем и заполнять его, иначе этого не произойдет никогда, и во взрослом возрасте они будут испытывать большие проблемы с тайм-менеджментом.
Почему фраза «мне скучно» так часто употребляется детьми сейчас?
Большинство детей прекрасно находят (после недолгих жалоб), чем занять свое свободное время и находят для себя что-то интересное. И дети всегда счастливы в самостоятельной игре. Потому что игра – это детская работа. Таким образом они отрабатывают свои многочисленные эмоции и впечатления. Стоит посмотреть на любую группу играющих детей, и будет заметно, что они сами прекрасно организовывают какие-то действия.
Если дети не могут найти себе занятие, обычно это происходит, потому что:
- Они настолько привыкли к развлечениям на экранах, что не могут заглянуть в себя.
- Их время настолько структурировано, что они просто не умеют развлекаться.
- Им нужно родительское внимание.
Признаемся себе, наше общество воспитывает поколение детей, зависимых от гаджетов. Все планшеты, телефоны, компьютеры и другие технические новинки дают детям настолько яркие впечатления, что все остальное меркнет рядом с этим. Но детям нужны другие, настоящие переживания, они должны взаимодействовать с другими людьми, творить. Дети также должны быть физически активными, они должны уметь сосредотачиваться на знаниях. Поэтому так важно ограничивать, но не лишать, их время работы на компьютере.
Как должны реагировать родители, когда их дети говорят, что им скучно?
Прежде всего, нужно действительно оставить свои дела и сосредоточиться на ребенке хотя бы в течение пяти минут. Если в течение этого времени вы просто пообнимаетесь и пообщаетесь, то ребенок, скорее всего, получит необходимую ему дозу внимания и потом спокойно найдет себе занятие. Если же ребенок не отстает, а вам нужно возвращаться к работе, то предложите ребенку как-то вовлечься в нее, попытайтесь что-то делать вместе. Когда вы уверитесь в том, что «сосуд любви» у него наполнился, можно будет вернуться к вопросу «что делать?» В этот момент у ребенка уже обычно возникают какие-то идеи, и вы можете их поддержать. Если нет, то вы можете сказать ему, что наслаждаться свободным временем – это его работа, и он может просто ничего не делать, и отдыхать.
Когда детям действительно нужна наша помощь в преодолении скуки?
Большую часть времени предоставлены сами себе и в конечном итоге они находят что-то интересное, но иногда они на самом деле нуждаются в нашей помощи. Особенно тогда, когда свободного времени неожиданно стало больше, или дома было ограничено время пользования телевизором или компьютером. Для таких случаев лучше сделать банку с идеями, из которой можно будет вытаскивать три бумажки, и действовать в соответствии с написанным на них. Вот несколько вариантов таких идей:
- Сделать сборник шуток.
- Построить крепость из одеял и подушек.
- Написать письмо бабушке.
- Вырезать бумажные куклы и костюмы для них.
- Взять магнит и проверить, что в доме к нему прилипает.
- Измерить все вещи в доме линейкой.
- Обежать вокруг дома три раза.
- Включить музыку и танцевать.
- Помыть зеркало губкой.
- Записать по десять вещей, за которые вы любите каждого члена семьи.
- Расчесать питомца.
- Нарисовать дерево.
- Сделать кукольный дом из картона.
- Выучить скороговорку.
- Сделать домашнее мороженое.
- Вырыть яму на заднем дворе.
- Рассмотреть, на что похожи облака.
- Сделать бумажный самолетик.
- Вырезать из картона гитару и добавить строк из резинок.
- Раскрасить картинку.
- Помыть машину.
- Сделать открытку на день рождения своими руками.
- Создать план поиска сокровищ с подсказками.
- Устроить кукольный театр в коробке.
- Начать вести дневник.
- Убраться в своей комнате.
- Написать рассказ.
- Вырезать из журнала картинки и сделать из них коллаж.
- Украсить свои канцелярские принадлежности.
- Удивить маму, приготовив обед.
- Сделать зоопарк из мягких игрушек.
- Отметить важные даты в календаре.
- Сделать кубики льда из сока и кусочков фруктов.
- Приготовить десерт.
- Начать собирать коллекцию из листьев, камней, пуговиц.
- Устроить цирковое представление.
- Освоить новую карточную игру.
- Сделать волшебное зелье из красивой баночки, воды и краски.
- Написать автобиографию.
- Сделать что-то доброе.
- Создать полосу препятствий.
- Написать хокку.
- Украсить старую футболку при помощи пуговиц и фломастеров для ткани.
- Почитать книгу.
- Выучить наизусть стихотворение и прочитать его родителям.
- Нарисовать необитаемый остров.
- Поиграть в настольную игру.
- Сделать собственную настольную игру.
- Рисовать на тротуаре мелом.
- Играть в классики.
- Поиграть в ресторан.
- Посадить какие-нибудь семена.
- Накрасить ногти на ногах.
- Сделать куклу из носка, пуговиц, лент и т.д.
- Плести фенечки из бисера.
- Научиться отбивать футбольный мяч.
- Сделать и наполнить кормушку для птиц.
- Пускать мыльные пузыри.
- Устроить кукле ванну с пеной.
Если кажется, что делать совсем нечего, можно ли решить проблему при помощи ТВ?
Проблема с использованием телевизора, компьютера и гаджетов состоит в том, что если бороться со скукой с их помощью, то это только все усугубит. Исследования показывают, что дети, которые постоянно пользуются гаджетами, с большей вероятностью будут часто испытывать скуку, в то время как другие дети будут находить, чем себя занять. И от этой привычки они будут с трудом отучаться на протяжении нескольких месяцев. Но сдаваться не нужно – в конечном итоге это принесет огромную пользу.
Если ребенок умеет читать, у никогда не будет «нечего делать». В книгах существует целый мир, который их ждет. Конечно, вы должны будете запланировать еженедельную поездку в библиотеку, и вам придется «цеплять» ребенка рассказами о каких-то книгах. Читайте вместе, когда есть время, делая акцент на том, что если захочется узнать, что произойдет с героями дальше, читать нужно будет уже самостоятельно. Большинство детей сами потом хватаются за книги и дочитывают их уже без посторонней помощи. Поначалу лучше выбирать увлекательные и несложные книги. Кстати, здесь есть и обратная сторона медали – ребенок может читать весь день и его нужно отвлекать хотя бы на время. Для этого можно придумать какие-то свои «приманки» или использовать все ту же банку с идеями.
Если же ребенок читать еще не умеет, то в таком случае стоит обзавестись разнообразными играми для детей младшего возраста.
Маленькие дети очень любят помогать родителям, хотя родителям как раз это может и не нравиться. Но если на повестке дня стоит вопрос «мне скучно», то можно предложить ребенку помыть вместе окна, поучаствовать в приготовлении ужина, загрузить белье в стиральную машину и т.д. На кухне можно выдать ему пластиковый нож и мягкие фрукты, предложив нарезать их. Потом вам останется любоваться гордым видом ребенка. Также большинство маленьких детей любят танцевать под музыку, поэтому иногда можно и пошуметь. Еще одним прекрасным вариантом могут стать аудиокниги.
Если же вам нужно оставить ребенка на какое-то время и заняться своими делами, то в таком случае все же можно посадить его перед экраном. Но при этом вы должны сами выбрать, какой мультик или фильм он будет смотреть и дать понять, что после его окончания время использования телевизора или компьютера закончится.