Сколько раз в день, обращаясь к ребенку, взрослый начинает свою речь со слова "нельзя" и отвечает на вопрос "можно,…?", категорическим "нет". Если подсчитать, то родителям станет плохо, ведь все знают, что количество таких запретов огромное. Согласно японской методике воспитания, чтобы воспитать из ребенка лидера и героя надо вообще не употреблять слова "нельзя" и "нет" пока малышу не исполнится три года.
Если даже малыш ударит вас тапочкой по голове, не следует ему говорить "нельзя", а надо перевести его внимание на что-то другое, не вызвав у ребенка негативных эмоций и переживаний. Такую методику воспитания нельзя переносить на российскую почву. Воспитанный по такой методике ребенок станет непослушным и необузданным, который не приспособлен сосуществовать с окружающими людьми. Ребенок должен четко понимать, что все то, что наносит вред самому человеку и окружающим людям нельзя, а все остальное можно. Родителям необходимо употреблять слова "нельзя" и "нет" в тех случаях, когда действия ребенка неприемлемы ни при каких обстоятельствах. Например: нельзя обижать тех, кто слабее, нельзя играть с огнем, перебегать дорогу в неположенном месте.
Категорически запрещать ребенку и постоянно говорить "нет" и "нельзя" не следует. Ведь часто родители говорят "нельзя" или "нет", чтобы им самим было проще и удобнее. Сказать эти слова намного легче, чем сделать что-нибудь. Обилие запретов со стороны родителей тормозит развитие ребенка и препятствует его личностному росту. Нормального здорового ребенка должно интересовать все, куда пойдет еда, если его бросить со стола вниз, что находится внутри телевизора, как открывается и закрывается мамина помада и т.д.
Постоянные запреты ему мешают познать то, что ему интересно, что приводит к тому, что малыш перестает интересоваться и начинает скучать. Во взрослой жизни такой ребенок не способен принять самостоятельно решения и разумно рисковать. Вместо того чтобы постоянно запрещать ребенку, который исследует мир, необходимо принять меры для того, чтобы вам не пришлось говорить "нет" и "нельзя". Например, если идете гулять на улицу весной, надо одеть ребенку резиновые сапожки и разрешать ему шлепать по лужам, тогда не будет необходимости ему этого запрещать.

Слова "нельзя" и "нет" особенные и если их произносить постоянно, то они обесцениваются и теряют смысл. Ребенок перестает на них реагировать, как на запрет. Для того чтобы ребенок реагировал на эти слова их надо произносить как можно реже и достойным образом, чтобы они приковали к себе внимание ребенка. Чем реже произносите слова "нет" и "нельзя", тем они действеннее. Уменьшить количество запретов можно, загодя предупреждая саму возможность столкновения с этими запретами.
Например, вместо того, чтобы говорить "нет" ребенку, который пытается засунуть палец в электрическую розетку, сразу купить и установить "заглушки". Вместо того чтобы кричать "нельзя" при виде ребенка ковыряющего детскими пальчиками дорогую помаду или бросающего на пол чашку, достаточно просто убрать важные предметы подальше от детских рук и глаз.
Слова "нельзя" и "нет" необходимо использовать только для воспитания ребенка, а не для выяснения отношений. Для ребенка эти слова означают прерывание его желания и действий. Поэтому как говорит взрослый эти слова для ребенка важнее того, что он говорит. Если слова "нет" и "нельзя" произносятся уверенно, то ребенок будет слушаться, а в противном случае нет. Например, если мама говорит: "Нельзя трогать мою помаду" и при этом смеется, то малыш решит, что маме весело и будет продолжать веселить маму.
Не старайтесь употреблять фразы: "Нельзя, потому что я так сказала", это не дает малышу объяснений причины запретов. Мама не должна запрещать, потому что ей так хочется, а надо дать ребенку понять, что она беспокоится о ребенке. Если родители огорчены тем, что ребенок нарушает запреты, то следует объяснить об этом ребенку и описать ваше состояние. Ведь нередко случается так, что после сказанных слов "нет" и "нельзя" ребенок, чтобы унять родительский гнев делает так, как надо, а родитель продолжает обижаться и не разговаривать с малышом. Получается, что ребенок за свое следование родительскому "нет" и "нельзя", получает не поощрение, а обиду. В таком случае он вряд ли в следующий раз захочет следовать вашим требованиям и не стоит родителям удивляться, что их ребенок больше не реагирует на их запреты.
Слова "нет" и "нельзя" надо произносить с учетом того, что "запретный плод сладок" и чем больше произносятся эти слова, тем у ребенка больше желание получить "запрещенное". Эти слова от ребенка требуют ограничения свободы, что любой человек воспринимает болезненно. Поэтому, произнося эти слова, приготовьтесь встретить естественный протест ребенка. Лучше всего не произносить слова "нет" и "нельзя", если родители сами не придерживаются этих ограничений. Например, если нельзя есть конфеты, то родители сами тоже должны следовать этому запрету.
Самое трудное сказать "нет" и "нельзя" самому себе, помните об этом, прежде чем их сказать ребенку.
Источник: http://meduniver.com