Моему сыну пять лет. Для того, чтобы приучить его убирать за собой, у нас в семье применялись разные воспитательные методы. Но в один прекрасный момент я встретила нежелание ребенка что-либо делать помимо того, что ему самому хочется: «Не хочу убирать игрушки, тебе надо ты и убери. Я хочу играть». Вот тут-то мне и пришла в голову идея предложить ребенку установить в семье Анархию, когда мы все будем делать все, что хочется.
Ребенок принял эту идею с восторгом, несколько раз переспросив, правда ли он может делать все, что ему заблагорассудится. Я сказала, что дом, конечно, поджигать не нужно, а так – да, можно делать все, что он пожелает.
Я предупредила его, что папа и мама тоже будут делать все, что им хочется, заниматься своими любимыми делами, но он не обратил на это внимания. Наверное, зря... Сын обрадовался и захотел жить в таком укладе.
ЭКСПЕРИМЕНТ НАЧАЛСЯ в 14:00. В течение дня ребенок делал все, что он хотел (в рамках законодательства РФ). Родители соответственно поступали также. Каждый сам себе режиссер. Он играл, гулял, брал на улицу игрушки, какие хотел.
С 14:00 он был на прогулке, при этом взял с собой телефон, что раньше в нашей семье было запрещено.
В 16:00 Он привел в дом незнакомых новых друзей. Поиграл с ними дома (естественно в моем, практически незаметном, присутствии). Рассказывал с удовольствием всем, что он теперь сам решает, что ему делать, даже хвастался этим. Дети удивлялись и завидовали, он гордился и чувствовал свою значимость.
Интересно было наблюдать, как 5-летний мальчик руководит 9-летними детьми. Они ему с радостью подчинялись. Как бы, между прочим, я уточнила, как их зовут, где они живут и кто их родители. Мальчики были из нормальных, благополучных семей, поэтому я была спокойна.
В 17:00 они снова отправились на прогулку. Сын сам определил время своего возвращения – 20:00. Я приняла его решение спокойно.
В 17:15 пришел папа (он был в курсе о начале эксперимента), и мы вместе обсудили дальнейший план действий.
В 18:00 ребенок пришел за своим электрическим мотоциклом и попросил папу спустить его вниз. Папа отказался, и ребенок сделал это самостоятельно.
В 20:20 стало совсем тревожно и мы уже готовы были сами забрать сына с улицы. Он вернулся огорченным, так как долго искал, кто ему занесет мотоцикл. Мы не разрешили завозить мотоцикл в квартиру, пока он не вымоет колеса. Мыть колеса он отказался и транспортное средство осталось в общем коридоре.
Ребенок попросил положить ему еду. Я предложила самостоятельно решить эту задачу. Он достал кусок хлеба и съел его. Затем попросил чай, но мы продолжили заниматься своими делами.
Далее с его стороны были следующие просьбы, которые мы отказались выполнять: «Помойте меня, постелите свежую постель, почитайте книжку». Но самое неприятное для него было то, что я отказалась кормить его улиток.
У нас на данный момент есть два аквариума с улитками, один нашего сына, а второй – моей племянницы. Она с мамой уехала и попросила меня ухаживать за живностью. Я нарвала листьев (на всякий случай, конечно, с запасом) и озвучила, что ухаживаю только за их улитками, а улитки сына – это его задача. Он плакал, я ласково гладила его по голове и говорила, что теперь, в новом «Анархическом» строе, я тоже делаю только то, что хочу, а за улиток племянницы несу ответственность перед ней, и при любой форме правления, буду выполнять свои обязательства.
Он просился на улицу, чтобы нарвать траву, но было уже поздно. Я согласилась поделиться с ним травой, но предупредила, что в следующий раз этого не сделаю.
Перед сном сын сказал, что ему такой строй не нравится, и что завтра мы это обсудим. Мы с мужем согласились.
Когда ребенок уснул, мы обсудили результаты эксперимента и решили довести его до конца. Утром ребенку надо было идти в сад, после сада у него тренировка по айкидо, и мы решили не водить его никуда, и объяснить ему, что у нас существуют другие дела, которые нам делать приятнее.
Утром, когда сын проснулся, он поинтересовался, где папа, и я ему объяснила, что папе захотелось подольше поспать, и у него не осталось времени утром будить сына и завозить его в сад. Также рассказала, что теперь он не будет ходить на айкидо, потому что папе после работы хочется быстрее приехать домой, а не ждать когда закончится тренировка. Сын задумался, но все же продолжил заниматься тем, чем ему хочется.
Он взял телефон и начал играть. Я приготовила себе завтрак. Ребенок тоже захотел есть, но завтрак ему нужно было делать самостоятельно. Одежду нужно было искать в куче поглаженных вещей, но кучка была уже небольшая и я его предупредила, что почти все его вещи лежат грязные и ему нужно решать этот вопрос также самому. Я рассказала, что теперь он сам полностью будет себя обслуживать, потому что у меня есть дела поинтереснее.
Он задумался и пришел сам к выводу, что его такая семейная модель не устраивает. И мы начали обсуждать, а какой вариант устроит его. Здесь мы рассказали ему о существовании различных форм правления.
Признаюсь, чем больше я сама изучала существующие формы правления, тем меньше они все мне нравились. Поэтому мы с мужем решили, что не столь важно, как называется строй, а важен смысл, вложенный в это название. В связи с этим мы предложили сыну ТРИ ВАРИАНТА ПРАВЛЕНИЯ.
АНАРХИЯ – у каждого свой костер и каждый поддерживает его, как хочет. Личные интересы одного человека преобладают над общими интересами семьи.
ДИКТАТУРА (абсолютная монархия) – это один человек в семье решает, какой будет костер, кто сколько дров приносит, какие дрова, какая сила огня. В случае неподчинения существуют серьезные наказания. Все члены семьи подчиняются одному человеку, невзирая на то, прав он или не прав. Его указы не обсуждаются.
ДЕМОКРАТИЯ – один костер поддерживается всеми членами семьи, дружно и вместе. Можно обсуждать какие дрова лучше, придумывать новые варианты укладки дров, обсуждать какой высоты будет костер. Все важные семейные дела обсуждаются вместе всей семьей, при этом у главы семьи есть право решающего голоса. Семья живет по созданной конституции, в которой учитываются права и обязанности всех членов семьи.
Обсудив вместе эти варианты, сын выбрал последний, демократический строй и попросил убрать анархию, назвав ее безобразием. Хорошо, так мы и сделали. Мы достали ранее принятые в нашей семье правила, договорились о соблюдении этих правил, определили круг обязанностей и прав. У кого больше обязанностей, у того и больше прав. На этой радостной ноте эксперимент был удачно завершен. Он продлился с 14.00 воскресенья до 11.00 понедельника.
ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ? Первое время наши просьбы по домашнему хозяйству ребенок выполнял с радостью, но время стирает яркие воспоминания. Через месяц у нас стали появляться отговорки и нежелание помогать, но теперь я знала, что с этим делать. После эксперимента у меня есть козырная карта предыдущего яркого опыта ребенка, и на мой вопрос «У нас опять анархия?» ребенок реагирует быстро и однозначно: «Мама, нет, только не анархия!». Теперь он выполняет наши просьбы быстро и с готовностью.
Автор: Наталья Коваленко