Школьные оценки. Почему дети по-разному к ним относятся?

Известно, что для одного ребенка оценка — главный атрибут школьной жизни. Другому же, наоборот, абсолютно все равно – пять получил или два. Отметка не является для него стимулом к учебе или формой отчета перед родителями… Постараемся разобраться, отчего так происходит и почему дети по-разному относятся к школьным оценкам.

Представить школьную жизнь без оценок невозможно. Сколько эмоций они вызывают, сколько сил и времени, а иногда – ловкости и хитрости идет на их получение! Выстраданные и незаслуженные, приятные и не очень – от школьных оценок никуда не деться. Они сопровождают нас на протяжении всей школьной жизни, независимо от того , рады им или нет. 

Однако не все дети считают оценку показателем достижений в учебе. Так, один, выходя из класса, обязательно спросит учителя, поставил тот оценку или нет. И в любом случае послушно протянет дневник. Другой, узнав о плохой отметке, будет юлить, упрашивать учителя не заносить её в журнал, проситься на пересдачу. А третьего и вовсе не интересуют школьные оценки – со звонком он устремляется решать какие-то глобальные проблемы и в этот момент ему совершенно не до отметок. 

Отчего дети так по-разному относятся к школьным оценкам? Почему для одного оценка является некой суперценностью, а для другого – незначимым элементом учебного процесса? Где грань между желанием работать ради неё и работать просто так? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к системно-векторной психологии Юрия Бурлана. 

Системно об отношении к школьным оценкам 

Рассмотрим подробно поведение ученика, для которого школьные оценки важны. Практически после каждого урока он интересуется, поставил ему оценку учитель или нет. Для него отметка является своеобразным подтверждением завершения некоего процесса. Зафиксированная в дневнике, она свидетельствует о том, что можно приступать к освоению чего-то нового. Так к школьным оценкам относится ребенок с анальным вектором. Он последователен во всех своих действиях. Чтобы двигаться дальше, такой ребенок ожидает определенной оценки, мнения окружающих (учителя). Для анальника очень важны одобрение, похвала, это стимулирует его к работе. А вот если он не получил оценки за освоенный материал, это его тревожит, не дает ощущения завершенности дела. Поэтому учителю всегда следует обращать внимание на такого ребенка, не скупиться на адекватную похвалу и оценки. 

Теперь охарактеризуем ребенка, который, «добывая» школьные оценки, пытается всячески хитрить. Это представитель кожного вектора. Благодаря гибкой психике он умеет прекрасно приспосабливаться. Им руководит «польза и выгода», но отнюдь не честность. Такая ситуация характеризует архетипичное состояние кожного вектора. А развитие идет, когда кожник стремится решить задачу быстрее всех, вырваться вперед, победить. Он заинтересован в выполнении заданий ради определенной цели. Дабы минимизировать, упростить процесс он применяет логику – развивая тем самым свой ум именно в свойствах заданного природой логического мышления кожного вектора . Опытный педагог, замечая лидерские качества кожного ученика, будет стимулировать его к постоянной активности на уроке. Динамизм – это естественный для кожника ритм работы. 

Уретральный ребенок отличается стремительностью. С таким обычно трудно совладать на уроке – его не остановишь двойкой, но и не поощришь пятеркой. Он готов со всей страстью заниматься только тем, что ему интересно, на все остальное просто не обращает внимания. Зато добиваться школьных оценок, выпрашивать, проситься на консультации или пересдачи он никогда не будет. Со звонком такой ребенок уносится из класса, покидая в прошлом за закрытой дверью все свои успехи и неудачи. Школьная оценка не важна для него. Он не нуждается в одобрении, а уж тем более не переносит нареканий в свой адрес. Такова природа вождя, он не приемлет наставлений со стороны, советов, нравоучений. Поступает так, как считает нужным, живет по своим законам. Чтобы ладить с уретральным ребенком, важно взывать к его ответственности, советоваться, но не давать советы. 

Что ж, как видим, у каждого ребенка свое отношение к школьным оценкам. Уретральник может проявлять к ним равнодушие, кожник найдет способ получить оценку повыше, анальник — старательно «высиживает» их или же упрямится и копит обиды. Поэтому для полноценного восприятия знаний учениками крайне важно, чтобы педагог умел понимать природу школьника. Ведь негативизм чреват печальными последствиями. Так, равнодушие уретральника к отметкам может привести к тому, что он станет двоечником. Кожник будет ориентироваться скорее на школьную оценку, нежели на сами знания. Анальник, не получая оценок или не соглашаясь с их выставлением, может заупрямиться и вообще перестать учиться. 

Чтобы ученик с интересом осваивал школьный материал, необходимо разбираться в его векторальном наборе. Возможности детей воспринимать уроки и зарабатывать школьные оценки напрямую зависят от их врожденных качеств. Они определяют способ мышления ребенка, его способность усваивать темы и его отношение к школьным оценкам. Только дифференцированный подход позволяет адекватно оценить ребенка и стимулировать его к обучению.

Автор: Елена Смирнова

Источник: http://avtor.kljaksa.ru/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования