Игры и занятия с двумя детьми: иллюзии или реальность

Давайте обсудим сложности, связанные с совместными играми и занятиями двух детей. Не всегда просто придумать игры и занятия, в которые бы были вовлечены оба ребенка одновременно. Однако, это возможно. Общий принцип построения игр – это  понимание того, что интересно на данный момент каждому ребенку и, соответственно, создание игр и занятий с учетом интересов каждого.

С погодками двойняшками и погодками  все относительно просто. Дети могут заниматься вместе, им интересны примерно одни и те же игры. Если разница в возрасте большая (от 5-6 лет), то опять же, старший ребенок, как правило, уже может играть самостоятельно, ему. А вот представим себе разницу между детьми порядка 3-4 лет.  Здесь появляются сложности.

ЧАСТЬ 1. ИГРАЕМ С МАЛЫШОМ И ДОШКОЛЬНИКОМ

Как правило, в том момент, когда младший ребенок начинает осваивать пространство. Старшему ребенку около четырех-пяти, младшему около года. Старший строит из кубиков (ему интересно это), а младший рушит города и башни (и это то, что интересно ему). Можем ли мы сделать так, чтобы старший ребенок не расстраивался из-за того, что младший рушит его постройки? Боюсь, это не в нашей власти. Для нас, взрослых, построенный домик из кубиков не представляет особой ценности, но для трех-четырехлетнего ребенка этот дом очень значим. Можем ли мы научить младшего не рушить? И снова не получится. В возрасте года самое интересное – это играть в «Бах», то есть, смотреть как мама (или старший брат) строит башни и рушить их. Давайте попробуем объединить потребности каждого ребенка. Например, можно играть в «нападение на крепость», где младший будет неприятелем, разрушающим города. Когда мой младший с коварными мыслями подползал к постройкам старшего, я весело кричала: «Спасайся кто может, неприятель наступает!», тем самым немного разряжая обстановку. Игра продолжалась. Младший сын рушил постройки, а потом мы со старшим начинали отстраивать все заново. Не буду говорить, что всегда у нас было все гладко, но и особых конфликтов тоже не было.

Но вот дети подрастают и младшему уже около полутора лет. Ему уже становится интересно не только ломать и рушить, он вполне может включиться в игры с правилами. Заниматься тоже можно в игровой форме, включая в игру обоих детей. Например, когда мы со старшим сыном изучали числовой ряд, то я придумала такую игру. Из кубиков с цифрами мы строили поезд, в котором все вагоны располагались по-порядку. Потом старший сын отворачивался, а младший вынимал из ряда один кубик и мы вместе смыкали кубики, чтобы не было видно, откуда был взят кубик. Потом старший сын поворачивался и должен был угадать, какого кубика не хватает. Заметьте, что помимо игрового момента для младшего присутствовал и познавательный: он узнал число «один». Потом мы усовершенствовали игру и забирали уже два кубика. Старший в итоге довольно легко ориентировался в числовом ряду, а младший научился считать до двух и легко по моей просьбе давал мне то один кубик, то два.

Ну и напоследок расскажу о чудесной игре, с помощью которой можно тренировать память. На стол выкладывается несколько небольших предметов. Для начала достаточно пяти предметов, постепенно их число можно увеличивать. Старший ребенок внимательно разглядывает предметы, запоминая их. Потом отворачивается. В это время младший накрывает один предмет пластиковым стаканчиком. Задача старшего – отгадать, какой предмет спрятан под стаканчиком.

Иногда родители жалуются, что у них не всегда получается делать поделки (рисовать, лепить, делать аппликации с двумя детками одновременно). Основная сложность в том, что младшему ребенку обычно хочется взять все, что есть у старшего. Это совершенно нормальное желание ребенка и не нужно отказывать ему. Не нужно бояться давать малышу краски, клей ножницы (конечно, под присмотром родителя). Вы сильно облегчите себе жизнь, если купите все канцелярские товары в двух экземплярах, усадите обоих детей за один столик и будете мастерить вместе. Проще всего делать идентичные поделки, только старший ребенок будет делать поделку сам (или с небольшой помощью родителя), а младший будет работать вместе со взрослым. Давать ножницы двухлетнему ребенку? А почему бы и нет? Ведь речь идет не о маникюрных ножницах с острыми и опасными кончиками, а о детских, безопасных. Малыши с удовольствием вырезают, наклеивают, рисуют и лепят.

ЧАСТЬ 2. ЗАНИМАЕМСЯ С ДВУМЯ ДЕТЬМИ

Итак, появляется необходимость заниматься со старшим ребенком: математика, чтение, письмо. Вот тут-то и начинаются сложности младший ребенок, конечно же, не хочет ни в чем уступать старшему, хватает его тетрадки и карандаши, отвлекает.

Что же делать маме? Во-первых, не расстраиваться. Во-вторых, запомнить раз и навсегда: отныне больше не выкидывать старых тетрадей и пособий старшего ребенка. зачем они нужны? Они обязательно пригодятся младшему ребенку, если ему еще нет 2,5-3 лет. Примерно начиная с 1,5-2 лет параллельно с занятиями старшего, можно заниматься с младшим, используя старые тетради старшего ребенка. почему именно их, а не специальные тетради для малышей? Подойдут и специальные, но, как назло, малыши предпочитают делать то, что делает старший и выбирают пособия, по которым занимается старший брат или сестра.

Итак, представим себе, что старший ребенок сидит и выполняет задания, скажем, по тетради Петерсон. А младший рядом получает «точно такую тетрадь», т.к. старую тетрадь Петерсон, которую старший освоил. Что может делать малыш? Обводить картинки и раскрашивать их, вырезать картинки из тетради и наклеивать их на чистый лист бумаги, считать кружочки, обводить цифры и т.д. Вариантов масса. И самое главное, что малыш занят интересным для него делом, а старший при этом спокойно занимается своим делом.

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ ВМЕСТЕ

Не самое простое занятие, учитывая наличие двух разновозрастных детей. Но и тут нет преград, если есть хоть немного фантазии.

ВКЛАДЫШИ

Возьмите обычные буквы-вкладыши (см. картинку). Старший ребенок будет составлять из букв слова, а младший будет «находить домик для каждой буквы», т.к. вставлять буквы, которые уже не нужны старшему, в ячейки. Обычно дети спокойно занимаются порядка 10-15 минут, что вполне достаточно.

ПОДНОСЫ С МАНКОЙ

Учиться писать можно, используя подносы с манкой. Малыши могут просто рисовать, водить пальчиком по манке, пересыпать ее. А старшие дети писать буквы и цифры.

КУБИКИ ЗАЙЦЕВА

По этому пособию можно заниматься с детьми разного возраста. Петь, повторять буквы, искать нужные кубики может как двухлетний малыш, так и шестилетний.

Продолжать перечислять варианты совместных занятий можно бесконечно. Я уверена, что вы сами сможете придумать для своих детей новые и интересные занятия.

Автор: Юлия Гусева, психолог

Другие заметки автора можно прочесть в группе http://vk.com/psyhlp или на сайтеhttp://www.psyhlp.ru/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования