Дети разные — одним детям легко складывать узоры из кубиков или мозаики, другим — не очень. Кто-то запросто может написать своё имя или зарисовать по клеточкам картинку из палочек, а для многих это сложная задача. Кто-то легко придумывает свои задачи по аналогии, но это не всем легко даётся.
Одни дети в такой ситуации, когда не смог, не понял, не до конца разобрался расстраиваются или сердятся. Другие спокойно пробуют до тех пор, пока не разберутся. Третьи смотрят, как сделали остальные — и «списывают». Кто-то спрашивает у соседа или говорит: «Я не понял, помогите мне, пожалуйста!» А есть дети, которые просто бросают, и дальше не предпринимают никаких попыток, показывая всем своим видом, что им и не больно-то хотелось.
В целом, как я понимаю, у каждого из людей есть свои «любимые» способы реакции на препятствие или трудность. Вот вы как обычно реагируете, если у вас на пути возникает какое-то затруднение?
— можно привлекать силу или интеллект;
— можно делать вид, что проблемы нет;
— можно звать на помощь друзей и партнёров;
— можно пытаться так или иначе обойти препятствие;
— можно злиться и ругаться;
— можно сделать вид, что вам туда не надо.
Есть ещё вариант: отложить проблему, отодвинуть её на задний план — и дать ей «повариться в голове», а потом вернуться позже и предпринять новую попытку. К сожалению, не часто школьные уроки дают такую возможность — долго самостоятельно обдумывать задачу, которая не решилась. Родители и учителя торопятся «разжевать» и объяснить понятно, а дети лишаются радости самостоятельно найденного решения.
Интересно, что «любимая» реакция у многих людей проявляется очень рано, и года в 2-3 на уровне «кто-то сломал в песочнице мой куличик» уже заметна разница между детьми:
— один молча лепит новый куличик;
— другой молча лупит обидчика лопаткой;
— третий идёт жаловаться маме;
— четвёртый пытается договориться — и строить куличики вместе;
— пятый перестаёт строить куличики и идёт на качели.
Родители, которые привыкли решать проблему сами, ужасно удивляются и огорчаются, если их ребёнок регулярно выбирает тактику «раз возникла проблема, то я просто перестану пытаться это делать!»
— Ну почему он не старается?
— В кого он такой лентяй и бездельник?!!
— Можно ли научить его трудиться? Представляете, он так во всём, в играх, в танцах — в любых занятиях!!
Насколько я могу судить, полностью изменить предпочитаемый способ решения проблем — сложно. Но можно научить детей как минимум пользоваться ещё какими-то способами, звать на помощь и сообщать о возникновении проблемы. А ещё можно придумывать для ребёнка посильные маленькие задачи, и всячески поощрять доведение задачи до конца. Вы сами лучше знаете, что по силам вашему ребёнку. Один в 3 года может нанизать браслет из бусин, другой и в 5 лет с таким не справится, наденет 2 бусины — и бросит.
Выбирайте задания, которые сделать реально, но надо хоть немного посидеть сверх того, что обычно для вашего ребёнка. И всячески подчеркивайте, что вы видите, как ему сложно сидеть над этой задачей, и как вы цените, что он смог довести работу до конца.
Разбивайте большую задачу на много маленьких — это тоже полезное умение. Ищите варианты помощи, которые сделают задачу из безнадёжно-трудной просто сложной. И хвалите, хвалите за усилия, за умение довести работу до завершения.
Автор: Евгения Кац