Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детский обман. Взрослые опасаются, что ложь — это признак порочного характера ребенка, что из маленького лгунишки вырастет лишенный нравственных принципов человек. Многие родители и учителя теряются, не знают, как дальше строить свои отношения с ребенком: можно ли продолжать ему доверять, наказывать ли его и какое наказание будет подходящим? Психологи же утверждают, что детская ложь — это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка. Специалист отделения психологической помощи центра социальной помощи семье и детям «Кардея» Анастасия Устименко объясняет, откуда берутся лгунишки и как развить честность и порядочность в детях.
Трехлетки перестают быть прозрачными
Согласитесь, умение подать информацию в выгодном для себя свете в общем-то полезно! В будущем оно может пригодиться маленькому человечку, но постоянное приписывание себе чужих заслуг и несуществующих достижений не способствует развитию личности и может привести к серьезным нарушениям психики.
Чаще всего это начинается у трехлеток. Малыш вдруг начинает хитрить, отрицать очевидную провинность, перекладывая свою вину на других. Здесь вступает в силу так называемый «синдром стеклянного сосуда». До определенного возраста ребенок убежден, что все его желания, мысли и потребности «видны насквозь» родителям. Но рано или поздно маленький человечек делает великое открытие: «Мама может и не догадаться о том, что я делаю!» Это увеличивает границы его свободы и расширяет представления о собственных возможностях. А стало быть, открывается просто огромное поле для экспериментов над родителями. Растущая любознательность и частые запреты взрослых — основа для первых вымыслов малыша, пытающегося при помощи фантазий обойти родительские ограничения. Для взрослых это — фактически обман, для ребенка — важнейшая игра, своеобразный метод познания реальности, способ научиться уживаться с другими людьми. Ну и, разумеется, исследование возможностей родителей: распознают ли они ложь, отличат ее от правды? Вот только как распорядится этим открытием малыш, зависит от взрослых. Ведь сначала «сказки» для мамы и папы вполне безобидны и вызывают умиление.
Кроме того, детская ложь — зачастую элементарное непонимание языка взрослых. В 3-5 лет малыши могут неточно понимать смысл слов, придавать другое значение сказанному. Рассказывая о случившемся, ребенок передает факт не так, как происходило, а как он сам понял. Причем он сам в это свято верит! В таких случаях лжи настоящей нет, а есть мнимая ложь — ошибка самого человечка, умственное развитие которого не позволяет видеть вещи такими, какие они есть на самом деле: он плохо понимает время, для него нет различия между сегодня и завтра.
Вранье как вид спорта
В более старшем возрасте у младших школьников и подростков ложь — это попытка проявить свою независимость от родителей. Вранье, по их мнению, может повысить их собственный статус среди сверстников. Иногда они даже соревнуются друг с другом, хвастаясь, кто сумел больше «лапши на уши навешать» родителям и учителям.
Еще одной причиной детского вранья могут стать родительские эгоизм и бестактность. Мы не считаем детские игры серьезным делом и в любой момент можем оторвать ребенка от его занятий. Так же безапелляционно пресекаются попытки принести с улицы стеклышко, палку, камешки — те самые детские сокровища, которые взрослые воспринимают не иначе как мусор и рассадник зловредных микробов. И ребенок, пытаясь избежать строгих рамок, прибегает к вымыслу и обману: проносит все это в дом тайком.
Попытка допрыгнуть до пьедестала
Есть и такая форма детской лжи, как хвастовство несуществующими достижениями. Она возникает тогда, когда дети становятся жертвами родительского тщеславия. От них слишком многого ждут, а они не в состоянии оправдать этих надежд и затраченных средств. Дети — отличные психологи, тонко чувствующие разочарование и раздражение близких. Им очень хочется соответствовать маминым и папиным ожиданиям, но выше потолка не прыгнешь. Тогда они и начинают придумывать свои успехи. При малейшей реальной удаче они раздувают ее, многократно преувеличивая, только бы заслужить одобрение, признание, ласковый и добрый взгляд мамы. Хвастливый лгунишка — это недохваленный ребенок. Переступите через свою серьезность и найдите повод почаще восхищаться малышом. Причем не столько результатами, сколько самим процессом, теми усилиями, которые малыш прикладывает.
Часто детей побуждает к обману ущемленное самолюбие. Они весьма чувствительны к оценкам окружающих. И если эти оценки нелицеприятны или же взрослый груб с ним, малыш начинает огрызаться, дерзить или выдумывать истории, которые как бы вытесняют эти обиды.
А причины нет!
«Немотивированная» ложь встречается в любом возрасте.
У самых маленьких она принимает вид причудливой фантазии. Детсадовцев в ванной кусает крокодил, младшие школьники утверждают, что видели НЛО и т.д. Такого рода сочинительство может быть как свидетельством неудовлетворенности собой, своим положением в семье, группе, классе, так и признаком особой живости воображения, склонности к творчеству. Вряд ли стоит строго судить за подобные вымыслы — ведь они просто стремятся поразить наше воображение, вызвать наше восхищение. Может быть, стоит подарить фантазеру красивый блокнот для записей его историй? А вдруг в вашей семье растет великий писатель-фантаст?
А сами-то!
Родителей и учителей чаще всего интересует вопрос: каким должно быть наказание, чтобы ребенку «неповадно было»?
И лишь очень немногие задумываются над причинами неискренности ребенка.
С привычкой ребенка говорить неправду бесполезно бороться, если взрослые члены семьи сами неискренни друг с другом. Ребенок интуитивно усваивает этот стиль общения и не может соответствовать вашим требованиям быть искренним, коль скоро вы сами — не образец правдивости. Родителям стоит обращать внимание даже на небольшую собственную ложь в присутствии ребенка, ведь именно через отношение к миру и взаимодействие с ним родителей маленький человек познает нормы поведения.
Из всех воспитательных мероприятий по развитию честности и порядочности самое действенное — правила поведения и моральные ценности семьи, которые ребенку служат образцом для подражания и являются правилами обращения с миром.
Возьмите за правило
- Старайтесь не показывать дурного примера ребенку, помните: дети не чувствуют тонкостей и не отличают «белую» ложь от «черной».
- Поощряйте ребенка за правду — особенно, если сказать правду ему было нелегко. Если ребенок вас обманывает, не делайте вид, что вы ничего не замечаете — тем самым вы даете понять, что ложь для вас в порядке вещей.
- Не будьте излишне строги с ребенком. Ребенок будет скрывать от вас любой негатив, опасаясь вашего гнева.
- Не провоцируйте ложь — не испытывайте ребенка, не задавайте ему вопросов, ответы на которые очевидны, вопросов-«ловушек», не устраивайте «допросов с пристрастием».
- Что касается сознательной лжи детей более старшего возраста — 9-13 лет, то лучше уделить время для действительно веского объяснения ребенку «почему нельзя» или «почему именно так и надо», чтобы он понял, что вы искренни с ним, а не просто вводите очередные нормы и запреты.
- Обсуждайте причины такого поведения и возможные пути выхода из ситуации. Особое внимание обратите на возможность обходиться в затруднительных ситуациях без помощи лжи. Тогда не будет даже необходимости лгать.
- Для ребенка одинаково вредны как родительская агрессия, так и родительское бездействие, особенно если вспомнить, что в большинстве случаев детская ложь — это сигнал тревоги, ответ на подавление родителями. Попытайтесь в течение нескольких дней последить за собой и зафиксировать, сколько раз за день вы говорите ребенку «да», а какое количество запретов, претензий, одергиваний.
Терпения нам!
Подготовила Гуля Бессонова, http://m-vremya.ru