У нас на занятиях есть много разных игр и заданий, не все они даются детям одинаково легко.
Одним детям легко складывать узоры из кубиков или мозаики, другим - не очень.
Кто-то запросто может написать своё имя или зарисовать по клеточкам картинку из палочек, а для многих это сложная задача.
Кто-то легко придумывает свои задачи по аналогии, но это не всем легко даётся.
Так или иначе, мы стараемся подбирать такой уровень заданий, чтобы многие справлялись, но не слишком легко.
А значит, на каждом уроке случаются ситуации, когда кто-то из детей не смог, не понял, не до конца разобрался.
Одни дети в такой ситуации расстраиваются или сердятся.
Другие спокойно пробуют до тех пор, пока не разберутся.
Третьи смотрят, как сделали остальные - и "списывают".
Кто-то спрашивает у соседа или говорит: "Я не понял, помогите мне, пожалуйста!"
А есть дети, которые просто бросают, и дальше не предпринимают никаких попыток, показывая всем своим видом, что им и не больно-то хотелось.
В целом, как я понимаю, у каждого из людей есть свои "любимые" способы реакции на препятствие или трудность.
Вот вы как обычно реагируете, если у вас на пути возникает какое-то затруднение?
- Можно привлекать силу или интеллект
- Можно делать вид, что проблемы нет
- Можно звать на помощь друзей и партнёров
- Можно пытаться так или иначе обойти препятствие
- Можно злиться и ругаться
- Можно сделать вид, что вам туда не надо
Есть ещё вариант: отложить проблему, отодвинуть её на задний план - и дать ей "повариться в голове", а потом вернуться позже и предпринять новую попытку. К сожалению, не часто школьные уроки дают такую возможность - долго самостоятельно обдумывать задачу, которая не решилась.
Родители и учителя торопятся "разжевать" и объяснить понятно, а дети лишаются радости самостоятельно найденного решения.
Интересно, что "любимая" реакция у многих людей, похоже, заложена исходно, и года в 2-3, уже на уровне "кто-то сломал в песочнице мой куличик" - уже проявляется.
- Один молча лепит новый куличик.
- Другой молча лупит обидчика лопаткой.
- Третий идёт жаловаться маме.
- Четвёртый пытается договориться - и строить куличики вместе.
- Пятый перестаёт строить куличики, и идёт на качели.
Родители, которые привыкли решать проблему сами, ужасно удивляются и огорчаются, если их ребёнок регулярно выбирает тактику "раз возникла проблема, то я просто перестану пытаться это делать!"
-Ну почему он не старается?
-В кого он такой лентяй и бездельник?!!
-Можно ли научить его трудиться? Представляете, он так во всём, в играх, в танцах - в любых занятиях!!
Насколько я могу судить, полностью изменить предпочитаемый способ решения проблем - сложно.
Но можно научить детей как минимум пользоваться ещё какими-то способами, звать на помощь и сообщать о возникновении проблемы.
А ещё можно придумывать для ребёнка посильные маленькие задачи, и всячески поощрять доведение задачи до конца.
Вы сами лучше знаете, что по силам вашему ребёнку.
Один в 3 года может нанизать браслет из бусин, другой и в 5 лет с таким не справится, наденет 2 бусины - и бросит.
Выбирайте задания, которые сделать реально, но надо хоть немного посидеть, сверх того, что обычно для вашего ребёнка - и всячески подчёркивайте, что вы видите, как ему сложно сидеть над этой задачей, и как вы цените, что он смог довести работу до конца.
Разбивайте большую задачу на много маленьких - это тоже полезное умение.
Ищите варианты помощи, которые сделают задачу из безнадёжно-трудной - просто сложной.
И хвалите, хвалите за усилия, за умение довести работу до завершения.
Сталкивались ли вы сами с такими сложностями?
Как вы решаете проблемы?
И как их решают ваши дети?
Источник: http://janemouse.livejournal.com/