Учить стихи и развивать память

Учить стихи для развития памяти — всем известный метод. Поговорим сегодня о том как нужно правильно учить стихи и обо всех частых ошибках стихоучения.

Вы, наверное, слышали, что заучивание стихов прекрасно развивает память. Факт бесспорный. Некоторые врачи, к примеру, рекомендуют в случае склеротических явлений учить стихи. И, что характерно, помогает!

Но мы пошли немного дальше. Были выбраны 3 группы добровольцев из школьников старших классов.

Группа 1 ничего из поэзии не учила. Просто занимались в обычном режиме.

Группа 2 в течение месяца помимо уроков учила несколько первых глав «Евгения Онегина».

Группа 3 — поэму Пушкина «Граф Нулин».

Объясним суть опыта и почему именно такой выбор поэзии. О том, что Пушкин благотворно влияет на человека, мы читали неоднократно. Но однажды нам на глаза попался материал, в котором было сказано, что заучивание именно поэмы «Граф Нулин» дает самые превосходные результаты. Причем «действует» гораздо сильнее, чем любые другие поэмы великого поэта.

Мы, конечно, ни в какой степени не хотим умалить достоинства пушкинских поэм и как-то их сравнивать с точки зрения гениальности — занятие бессмысленное. Но вот проверить влияние на память «Графа Нулина» нам было очень интересно.

И мы убедились, что все верно. Конечно, мы проводили тесты. Мы отслеживали успеваемость учеников. Мы советовались с учителями. Кстати, спасибо им за разрешение провести этот эксперимент.

В группе 1 особенных изменений замечено не было. Группа 2 контрольные тесты стала выполнять лучше на 15%, успеваемость возросла. Группа 3 нас поразила. Тесты — на 40%. Успеваемость — само собой. Но сами ребята отметили, что стало как-то легче все делать, энергия какая-то появилась. Стало интереснее учиться.

Интересная особенность. У группы 3 начали прорисовываться явные актерские способности! Это мы заметили во время декламации стихов.

Не стоит говорить, что в результате весь класс стал учить Пушкина наизусть. Одно из несомненных достижений эксперимента.

В ближайшее время на сайте в разделе БИБЛИОТЕКА мы выложим эту поэму, так что желающие могут присоединиться к эксперименту.

Мы долго думали над тем, почему так получилось. Несомненно, что заучивание ритмически организованной информации происходит легче, чем, скажем, прозы. Сам факт выучивания стихов — прекрасная тренировка для мозга. Но, если говорить о «Графе Нулине», видимо обладает каким-то волшебным ритмом, сочетанием звуков эта великая поэма.

А сейчас несколько рекомендаций по заучиванию стихов наизусть.

Стихи учим не по строкам, а по строфам. Если талдычить по нескольку раз одну строку, затем переходить к следующей и ее снова долбить несколько раз (классическая зубрежка), то может оказаться, что Вы будете путаться внутри строфы, так как такой стиль заучивания делает возможным переход от последующих строк к предыдущим.

Помните, что кратковременная память одномоментно воспринимает около 7 единиц-блоков информации? И перегружать ее нежелательно. В случае заучивания стихов это означает, что желательно разбить стихотворение на такие блоки по 7-8 слов. Как правило, это одна-две строки.

И при заучивании делайте между такими блоками паузы по примерно 4 секунды. Читайте стихотворение эмоционально, с чувством. Это хорошее подспорье при запоминании. Вы когда-нибудь пробовали записать себя на магнитофон и потом прослушать? Если пробовали, то заметили, что не узнаете своего голоса, в то время, как Ваши знакомые не находили различий между «живым» голосом и записью.

Используйте этот факт при запоминании стихов и вообще любого материала. Магнитофонная запись материала своим голосом прекрасно помогает запоминанию. Кстати, весьма продуктивный метод и при изучении иностранных языков. И, наконец, используйте маршрут.

Составьте список слов в такой последовательности — последнее слово строфы — первое слово следующей строфы. Запомните этот список слов. Увидите, насколько эффективнее будет Ваше запоминание.

Как учить стихи наизусть?

Оказывается, стихотворение можно запоминать не по частям, а все целиком!

Есть счастливые люди, запоминающие стихи без труда. Им достаточно три-четыре раза прочитать стихотворение, и они могут повторить его, не заглядывая в книгу. Я завидую таким счастливцам, так как сам к ним не принадлежу. Но и мы, те, у кого память обыкновенная, можем выучивать стихи куда легче, чем это делается обычно.

Когда в школе на уроке будут вызывать ваших товарищей, чтобы проверить, как они выучили стихотворение, прислушайтесь. И вы заметите, что тот, кому нужна подсказка товарищей или помощь учителя, запинается обычно в конце строф, а если стихотворение на строфы не делится, то на переходах от одного ощутимого кусочка стихотворения к другому.

В чем тут дело? Многие, пожалуй, большинство, учат стихи неправильно. Скажем, нужно запомнить наизусть строки:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печальный свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Обычно тот, кто их заучивает, повторяет много раз подряд первое четверостишие, потом, когда ему кажется, что он запомнил его, переходит ко второму. Выучил второе, присоединяет его к первому и повторяет теперь наизусть первые два четверостишия. Потом выучивает следующее четверостишие, присоединяет его мысленно к первым двум, повторяет все три четверостишия и так далее.

При этом стихотворение разрушается, распадается на четверостишия. Естественная связь между ними утрачивается. Последняя строка четверостишия прочно связывается в памяти с первой строкой того же четверостишия, потому что много раз повторялось в таком порядке. Перескочить через порог между первым и вторым четверостишиями оказывается трудно. Начало стихотворения запоминается гораздо лучше, чем середина, а конец вообще почти не отпечатывается в памяти.

Как же заучивать стихи? Стихотворение, даже большое, легче запоминать не по частям, а целиком. Да-да, целиком! Но как?

Прочитайте стихотворение вслух. Все подряд от начала до конца. Два-три раза. При этом старайтесь, чтобы не только звучали слова, но перед глазами вставали картины того, о чем говорит поэт: волнистый туман, луна, поляны. Теперь начинайте читать снова. Тут вы почувствуете, что некоторые строки уже звучат в вашем внутреннем слухе. Иногда – начальные, иногда – из середины, иногда – концовка стихотворения. Запомнившиеся строки произнесите, оторвав глаза от книги, но так, чтобы тут же посмотреть в нее, едва кончатся запомнившиеся слова. Не напрягайтесь, чтобы вспомнить, а тут же смотрите в книгу, чтобы без запинок прочитать все стихотворение, в котором несколько слов или строк вы уже запомнили наизусть.

При следующем чтении таких островков запомнившегося текста станет больше и каждый из них увеличится. Теперь можно попробовать прочитать все стихотворение по памяти. Тут вы увидите, что можете прочитать наизусть большую часть стихотворения; незапомнившихся строк или даже слов осталось немного, но все-таки они есть. Не беда!

Натолкнувшись на провал, не нужно силиться вспомнить, какие тут должны быть слова. Всякое усилие, всякое напряжение не помогает, а мешает заучивать стихи. Не старайтесь вспомнить, а сразу поглядите в текст. Обычно бывает достаточно увидеть слово или даже полслова из забытой строки, чтобы она тут же вспомнилась целиком. Эти забытые и мгновенно вспомнившиеся слова произносите тем же голосом, так же громко или так же тихо, подхватив то выражение, с каким вы читали слова предшествующие и собираетесь читать слова следующие, словом, так, чтобы они не выглядели как заплата, а естественно по смыслу вливались в текст. Стык того, что уже твердо выучено, и того, что вы еще помните недостаточно хорошо, должен быть как можно менее ощутимым.

Перечитывая по памяти стихотворение еще раз, вы и не заметите, как естественно произнесете и ту строку, которая только что выпала из памяти. Может показаться, что этот способ труден и долог. На самом деле, попробовав, вы убедитесь: так стихи заучиваются куда быстрее, запоминаются легче и помнятся дольше, чем если учить их, бесконечно задалбливая отдельные четверостишия и прилепляя одно к другому.

Читая и повторяя стихотворение, все время старайтесь вызывать в своем воображении картины того, о чем в нем говорится. Мне кажется, что все, что вы хотите выучить наизусть (не только стихи), лучше всего учить вечером, перед сном. Сон закрепляет в памяти заученное. В этом убеждаешься утром, проверяя себя на свежую голову. Некоторые предпочитают учить наизусть утром. Это зависит от особенностей памяти каждого.

Тому, у кого особенно сильна зрительная память, стихотворение, которое он хочет заучить, стоит вначале переписать, переписывая, одновременно читать его вслух. Тогда стихотворение запомнится особенно прочно.

/По «Книге о книге», М., «Просвещение», 1980/

Сергей ЛЬВОВ

Как учить стихи

В школе очень часто дают задание — выучить стихотворение.

Но практически никогда не объясняют, а как надо учить

И приходится ребенку самому для себя находить необходимую технологию заучивания стихотворений. В результате некоторые дети справляются с этим заданием легко, а для некоторых это просто мучение. В этой статье я хочу дать четкие практические рекомендации, как сделать процесс запоминания стихотворения легким и эффективным.

Шаг 1. Берем первое четверостишие стихотворения. Например:

На реке поймали рака. Из-за рака вышла драка. Это Лешка забияка Снова в реку бросил рака.

Учим первую строчку:

На реке поймали рака. На реке поймали рака. На реке поймали рака.

Эту строчку повторять с ускорением 4-5 раз, делая акцент на первом слове и стараясь не смотреть на текст.

Шаг 2. Так же учим вторую строчку:

Из-за рака вышла драка. Из-за рака вышла драка. Из-за рака вышла драка.

Шаг 3. Связываем первую и вторую строчки:

На реке поймали рака. Из-за рака вышла драка.

Повторите 5-6 раз с ускорением эти строчки.

Шаг 4. Учим третью строчку:

Это Лешка забияка Это Лешка забияка Это Лешка забияка

Связываем три строчки:

На реке поймали рака. Из-за рака вышла драка. Это Лешка забияка

Шаг 5. Учим так же четвертую строчку и связываем с тремя предыдущими:

На реке поймали рака. Из-за рака вышла драка. Это Лешка забияка Снова в реку бросил рака.

Повторить 5-6 раз с ускорением, делая акцент на первом слове каждой строчки.

Шаг 6. Так же выучить второе четверостишие и повторить несколько раз вместе с первым.

Шаг 7. Выучить третье четверостишие и повторить с ускорением все три вместе. Хорошо, если все три четверостишия ребенок может воспроизвести за 10 секунд, отлично — если за 6.

Так можно учить любые стихи, которые ребенок получает в детском садике или в школе, в том числе и на уроках иностранного языка.

В результате такой работы мы получаем два эффекта:

Первый — эффект «давления информации», проявляющийся в том, что выученное таким образом стихотворение «само вспоминается». Стоит вспомнить только первое слово, как уже вся строчка «звучит в голове», и ее нужно только произнести.

Второй эффект проявляется в том, что, если выученные таким образом стихи повторять с ускорением в течение недели каждый день по 3-4 минуты, то они практически не забываются. То есть информация остается в памяти на всю жизнь!

Как учить стихи.Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека. Кроме того, рифма помогает найти внутреннюю гармонию…

Но в тоже время большинство из нас, с ужасом вспоминает, что это была за пытка — выучить стихотворение! Ходишь из угла в угол по комнате и механически повторяешь строку за строкой, а проснувшись утром, с ужасом понимаешь, что запомнил в лучшем случае половину.

Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик смешно цокая язычком, заканчивают строчки из стихотворения Барто «Я люблю свою лошадку». Но есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Мы же хотим рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.

Способ №1

Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество — что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целеноправлено учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше — это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Способ №2

Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.

Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным — размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще — учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

Способ №3

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та…» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Способ №4

Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

Способ №5

Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым — напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.

Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное — результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Способ №6

И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Методы заучивания стихов:

Визуальный

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я — тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное — принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Двигательный

Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору — подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.

Слуховой

Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

Логический

Не у многих дошколят ведущая — логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

Теперь учить стихи будет намного легче. Ведь один из лучших способов улучшения памяти — специально учить стихи для развития памяти.

Автор: П. Мятов



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования