Игры, развивающие слуховое внимание

Игры, развивающие слуховое внимание 12.03.2015

Игры, развивающие слуховое внимание



Внимание дошкольника развито очень слабо, оно легко переключается с одного объекта на другой. В результате этого ребенок может не слышать, что говорит воспитатель на занятии, не замечать происходящего вокруг. Поэтому с дошкольного возраста необходимо научить детей управлять своим вниманием. А помочь в этом сможет игра, так как она всегда содержит цель и правила действия, которые требуют сосредоточенности.

Благодаря этим играм у детей развиваются определенные качества – целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность. Предлагаем вашему вниманию такие игры.

Часовой на посту

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: повязка на глаза.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре-шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается снова.

Жмурки с голосом

Цель игры: найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование: повязки. Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Угадай животное

Цель игры: закрепить понятия по теме «Животные и птицы», формировать правильное звукопроизношение.

Оборудование: картинки с изображением животных и птиц.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок берет одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

Определи по звуку, где игрушка

Цель игры: развивать координацию движений.

Оборудование: небольшая яркая игрушка или кукла.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: дети стоят полукругом. Воспитатель показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время воспитатель прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора!» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, то хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

Вариант. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

«Кукла Таня убежала, Вова, Вова, поищи,

Как найдешь ее, то смело С нашей Таней попляши».

Если входящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется – хлопки стихают. Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Птицы, внимание – ветер!

Цель игры: развивать координацию движения.

Оборудование: любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель распределяет детей на две группы (одна группа – птички, другая – ветер) и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть ветер. Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из гнезд и порхать. Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.

Какой инструмент звучит

Цель игры: развивать слуховое внимания.

Оборудование: колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Угадай, где позвонили

Цель игры: научить ребёнка определять направление звука.
Оборудование: звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.).
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: Ребёнок сидит на стульчике с закрытыми глазами. Ему предлагаете угадать, где звенит колокольчик, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, Вы предлагаете открыть глаза. Если ребёнок не угадает, то предлагаете ему попробовать ещё раз угадать, где звенит колокольчик.

Скажи о том, что ты слышишь?

Цель игры: развивать внимание, активизировать словарь ребёнка, развивать фразовую речь.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: Предлагаете ребёнку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышит (щебет птицы, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. п.). Ребёнок должен ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Что ты слышишь?

Цель игры: расширить словарный запас и развить фразовую речь.
Оборудование: ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. п.
Ход игры:  За ширмой стучите молотком, звоните в звонок и тому подобное, а ребёнок должен отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.
Как найдешь ее, то смело С нашей Таней попляши».
Если входящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется – хлопки стихают. Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Узнай по звуку, что я делаю?

Цель игры: развивать внимание и фразовую речь.
Оборудование: различные игрушки и предметы (книжка, ложка, дудка, барабан и т. п.).
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: Предложите ребёнку сесть спиной к Вам и отгадать, что Вы делаете. Производите шумы и звуки разными предметами.  Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч, ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, стучать по барабану, подметать, строгать, резать и т. п.

Будь внимательным

Цель игры: развивать фразовую речь.
Оборудование: различные игрушки: машины, куклы, кубики и т. п.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: Вы даете ребёнку задание (например, взять мишку и посадить в машину).  Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он сделал.

Не ошибись

Цель игры: научиться ориентироваться в пространстве и развивать количественные представления.
Оборудование: мелкие игрушки.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: Вы предлагаете ребёнку внимательно послушать, какие игрушки он должен принести Вам и называете их: «Таня, принеси синюю машину, зелёный кубик, пирамидку». Если ребенок хорошо справился с поручением, то в следующем задании попросите принести игрушек на один предмет больше. Если ребёнок неточно выполнил задание, укажите на ошибку и повторите задание с названием других игрушек, но в том же количестве.

Послушай и сделай

Цель игры: развивать понимание словесных инструкций и фразовую речь.
Оборудование: различные мелкие предметы и игрушки (фанты).
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: Вы называете несколько различных движений, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы, а затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильно выполненное действие – очко (фант).

Повтори слова
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: Вы называете пять-шесть слов, ребёнок должен повторить их в том же порядке.
Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей ребёнка слова подбираются разной сложности.

Цель игры: активировать словарь, развивать память.

Просьба

Цель игры: активировать словарь, развивать память.
Возраст: 5–6 лет.
Вы предлагаете ребёнку внимательно слушать каждое задание, а затем точно его выполнить, но только тогда, когда услышит слово – просьба.
-    Просьба: подними руки вверх.
-    Руки вниз.
-    Просьба: руки в стороны.
-    Присядь
-    Просьба: встань.
-    Прыгай на одной ноге.
-    Просьба: покружись.
-    Просьба: похлопай в ладоши.
-    Опусти руки… и т.д.
-    Просьба: топни правой ногой.
-    А теперь левой.
-    Сделай наклоны головой вправо и влево.
-    Просьба: присядь.
-    Встань.
-    Поставь руки на пояс и попрыгай.
-    Остановись.
-    Просьба: руки в стороны… и т.д.

Живое и маленькое

Цель игры: активировать словарь, развивать память.
Возраст: 5–6 лет.
Предлагаете ребёнку быть внимательным и хлопнуть в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.
Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.


Внимание! Погода меняется


Цель игры: развивать координацию или темп движений.

Оборудование: бубен.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю». Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3–4 раза.

Громче

Цель игры: развивать координацию движений.

Оборудование: по 2 флажка каждому ребенку, бубен.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Воспитатель громко ударяет в бубен, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Бубен звучит тихо – дети опускают флажки. Следите за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений. Меняйте силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Узнай по звуку, что я делаю

Цель игры: развивать внимание и фразовую речь.

Оборудование: различные игрушки и предметы (книжка, ложка, дудка, барабан и т. п.).

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом. Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч, ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, стучать по барабану, подметать, строгать, резать и т. п. Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.



Теги: 
Число голосов:  1

Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 

Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru