Из опыта консультанта по ГВ.
Это очень тяжелый для меня пост. Озвучь я его в любой мамской тусовке — непременно получила бы обвинения в том, что я «сталкиваю матерей лбами» или в том, что я неполиткоректна, нетолерантна и прочее. Но я все равно его напишу. Ибо наружу прёт. Не обижаю! И заранее спасибо всем, кто дочитает до конца.
Я иду в эту семью на консультацию уже третий раз за две недели. Если и эта будет проходить с тем же «успехом», что и предыдущие, мне придется объявить родителям о прекращении консультирования с ними.
Не вижу смыла тратить свое время, даже за вознаграждение. Предыстория такова: у мамы второй ребенок. С первым было относительно длительное ГВ, налаженное тяжело, через смесь, борьбу и прочее-прочее. Вот и второй набирает мало, орёт много. Очень много орёт. Очень-очень. Вотпрямщас, правда, спит: «раздевайтесь, проходите, только уложила, голова кругом уже…»
Мама матчасть знает. Благо первый кормлен же. Про пописы, про прибавки, про «заднее/переднее», про «пусть висит сколько хочет» и про еще стопицот пунктов ОГВ — всё знает. Мы уже все еще раз обсудили на всякий случай, и потом еще раз контрольный в голову — всё было. Педиатра достали — деть здоров, причину низкой прибавки и ора видит в сиське, типа давайте смесь и все будет в шоколаде. Мама в отказ, ну ей тогда назначили еще невропатолога дополнительно (еще одно УЗИ мозга, еще одну ЭЭГ) и посев молока на стерильность. Вот она и вызвала меня советоваться, чего ей делать, потому что нервов уже никаких «глаз дергается, спать хочу»…
- Ты ж понимаешь, что я не имею профессионального права обсуждать с тобой назначения врача, я не врач. Если считаешь нужным делать эти исследования и анализы — делай. Что ты будешь делать, если у тебя найдут в молоке золотистый стафилокок? На смесь переведешь?
- Не знаю… я уже ничего не знаю. Меня все достало. Все говорят, со вторым легче, а у меня вот тот же трындец, как с первым…
- (Папа) Маш, может нам временно все таки подокармливать смесью? Он вес наберет, окрепнет, может сосать лучше будет. И она (показывает на жену) хоть передохнет, успокоится. Она делать ничего не может, деть на ней постоянно висит. Старший еще ревнует, игрушками кидаться начал…
- Да, Маш, я же докармливала смесью, а потом плавно от докорма ушла… и нормально все было. Долго кормила потом.
- Я чего-то не пойму. Вы сейчас спрашиваете моего разрешения давать вашему ребенку смесь, или чего?
- Не, ну я просто говорю, что вот давали же старшему и ничего не случилось. Кормила же потом грудью то.
- Я все равно не понимаю, причем тут я тогда. Это ж ваще решение дать смесь. Давайте, если хотите.
- Не, ну как «наше решение»? Я бы не давала, если б не вот это всё… ЭТО РЕБЕНОК ТАКОЙ. ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ.
Это ребенок такой.
Это ребенок плохо набирает (перед педиатром неудобно как-то). Это ребенок орёт ночью: «Эй вы, а ну живо подъем! Бегом качать меня на фитболе! А то ишь че удумали, спать хотят». Смесь! Смесь мне дай! Хоть посплю подряд часа четыре. Заканала со своими сиськами. Иди вон с братцем поиграй, а то ходит тут вокруг меня, глаза б мои его не видели. И полы помой! А то как не выглянешь из кроватки — грязища, стыдно гостям в глаза смотреть… Соску! Соску забыла! Я через 2 часа в коляске проснусь за тридевять земель от дома — надо же чем то заняться…
Короче, чувствую что откланяться мне пора. Но ребенок просыпается и орёт. У мамы гаснут глаза — «опять»… Но тут к кроватке подлетает папа, подхватывает дитё, вставляет ему соску и уносит на кухню, приговаривая «ну вы тут поговорите пока, я унесу, чтобы он вам не мешал». Ну конечно! Така важна женсчина пришла! Консультант. Прям английская королева! Неси, грю, дитё взад! Зачем, спрашивает. Я на ходу импровизирую — мне прикладывание, грю, еще разок надо посмотреть. А дитё орет, аж выгибается…
- Блин, да он щас не возьмет! Орет, надо подкачать на фитболе.
- Не надо никакого фитбола. Сядь сюда, Дай грудь ему. (деть сосет, я напускаю на себя деловой вид, смотрю прикладывание, жду пока дыхание матери будет спокойнее).
- Понимаешь, он щас пососет 10 минут, потом опять будет…
- Ничего щас не говори!
-… орать… он явно голодный остается…
- Ничего_сейчас_не_говори.
- (молчит)
- Представь, то нет этой комнаты, нет меня, никого нет. Тебя вынесло на необитаемый остров с твоим ребенком. Вот только что. И он орет. Чего делать будешь?
- Ну грудь дам.
- Ну дала, а он через 10 мин опять орет…
- Опять дам грудь. Маш, ну ведь явно же, что ему не хватает…
- Что будет с твоим ребенком там? Он может погибнуть?
- Откуда я знаю? Наверное…
- Ты всерьез считаешь, что при наличии молока в груди матери (а оно у тебя есть!) ребенок может погибнуть от голода?
- Он орет, он мало набирает. Я не могу слышать его ор. У меня куча дел по дому. У меня старший, которому нужно мое внимание. (ребенок бросает грудь, начинает плакать) Блин, ну вот опять! Видишь — поток ослабевает он кидает грудь и орет. У меня со старшим так было. Я его докармливать стала. Он сразу стал лучше спать, лучше прибавлял в весе. А к полугоду мы смесь совсем забросили. А там уже и прикорм пошел. НУ НЕ ХВАТАЕТ МОИМ ДЕТЯМ МОЛОКА!
- Ты видишь что сейчас происходит?
- В смысле?
- Он орет, потому что ты на взводе. Пока ты была спокойна он сосал. Ты хочешь дать ему смесь не потому что он мало прибавляет, ты сама прекрасно знаешь, чего стоят эти таблицы веса. Тебе нужно заткнуть ребенка на время, чтобы получить отдых, поделать дела, успокоится. Ты сама понимаешь, что дело не в груди и не в молоке. Тебе нужны более длительные интервалы между прикладываниями и тихий ребенок. И ты знаешь способ достижения этого. Ты уже проходила это со старшим ребенком. И ты хочешь пройти это снова. Ты также уверена, что «ничего страшного не случится». Так ведь?
- Да, не! Ну ты все неправильно поняла!
Так делает моя младшая. Она закрывает лицо руками, или залезает под табуретку, когда играет в прятки. Очень часто мои клиентки (или просто знакомые мамы) играют в прятки с ответственностью. Да чего там говорить — я сама была такой. Я очень хорошо понимаю, что легче думать и говорить: «ребенок отказался от груди», «ребенок предпочел прикорм, грудному молоку», «ребенок охотнее сосал бутылку», «ребенок требует пустышку», он не взял, он решил. ЭТО РЕБЕНОК ТАКОЙ!
Редкая мама скажет: «я изначально не хотела кормить», «мне не хватило информации о ГВ», «я заменяла прикормом сосания, и потихоньку вообще перестала давать грудь», «я дала бутылку, потому что мне было так удобнее», «я давала соску, потому что не хотела слушать его крик». Не потому что ребенок такой. А потому что Я САМА РЕШИЛА ТАК.
Моя клиентка была вынуждена лечь в больницу и оставить 8-месячную дочь на две недели. Не кормила, но все время сцеживалась, чтобы сохранить молоко. Когда вернулась, дочь грудь не взяла, хотя по словам мамы, она «делала все, что могла из последних сил». Но я уверена, что она говорит так только потому, что я консультант по ГВ. Ей почему-то кажется, что я могу ее осуждать. И говорит она об этом, как бы оправдываясь, «ну вот она, засранка, грудь так и не взяла». Ну что ж… при наличии раздельного сна, пустышки и бутылки с рождения — это не удивительно. Из жизни ребенка ушла только грудь, все остальное на месте как и было. Так чего пытаться то?
Или еще история. Ребенок в 9 месяцев САМ отказался от груди в пользу прикорма. Вот прям так и сказал с вечера: «слышь, мам, ты завтра грудь не расчехляй, я ж большой уже, перед пацанами стыдно… все фуагра с лазаньей трескают, а я как маленький…» Как?! Сам? Когда он не ест еще толком, больше по себе размазывает. Ложку еще с трудом держит. Там порции то никакие, кусочничание сплошное. Он же с грудью засыпает, куда ж он без груди то? Что-что? В креслице под мультики хорошо рот разевает? Ложка за папу, ложка за маму, вот и все 250 грамм каши съели? Без груди засыпает? Укачиваете? Соску сосет? Бутылку? То то же…
И таких историй много. Тысячи их. На форумах мамских, в сообществах всяких. И молодые неопытные читают их и тоже в ту же степь то же самое пишут, учат следующих молодых тому же самому: «сам отказался», «сам предпочел», это ребенок такой.
Играть в прятки с ответственностью очень приятно. Это как свалить на врачей ответственность за роды. Тебя ж никто не осудит за последствия гипоксии у ребенка, например. Это ж они, редиски, под видом глюкозки тебе окситоцин шарахнули. А ты такая вся в белом: чего-то колют, а чего — не знаю. Удобно. А потом с ребенком то же самое — переложила на него ответственность за его же собственное питание, и самой полегче как-то стало… Можно остальным неофиткам написать на форуме, что ты сделала все, что могла.
Мы же не перекладываем на ребенка ответственность, когда делаем ему прививки. Мы сами это решаем. Не говорим «я всеми силами упиралась, но ребенок буквально втащил меня в прививочный кабинет». Или «я не хотела крестить ребенка, но он не мог пройти мимо храма — пришлось зайти и покрестить, иначе орал». Смешно? А вот мне нифига. Для меня это вещи одного порядка.
Очень сложно честно признаться себе в том, чего ты хочешь. Хочешь здесь и сейчас. Очень много моих клиенток вызывают меня потому, что думают, что у консультанта есть такая волшебная палочка. Он взмахнет ей, и сразу сиськи молоком наполнятся, деть заткнется. А вот фиг! Есть отточенный временем механизм лактации, я могу прочитать маме лекцию о физиологии лактации и все равно она меня спросит: «о что теперь вот всегда так кормить?», «так часто нужно прикладывать?», «а как же другие дела?» Потом консультант ушла, папа из магаза смесь притащил, и красота — деть спит долго. И потом на форуме: «Я сделала все, что могла! Я к консультанту обращалась. Но ребенок сам от груди отказался, потому что там не было ничего.» И ведь верят ей. Что вот ребенок такой ей попался.
Временный докорм смесью необходим если:
- мамы нет рядом с ребенком,
- нет возможности найти донора молока,
- мама есть, но ребенок не может сосать.
То есть это вопросы выживания ребенка.
Если ребенок здоров (у него нет патологии ЖКТ), может сосать, мама рядом с ним — ему не требуется докорм смесью. Даже если он орет круглые сутки, но при этом часто писает — причина его ора не в молоке. Смесью вы ее не уберете. Думайте, что хочет поведать вам ребенок. Слушайте его. Чему то он вас учит. Возможно принятию… Принятию ох как тяжело учиться.
Причина длительного сна после смеси — «выключение» ребенка из-за нагрузки на ЖКТ. Организму требуется время и силы, чтобы переварить непонятную субстанцию, которая в него попала.
Причина увеличения прибавки веса после ввода смеси — высокое содержание белка. Спросите в спортзале у любого качка, который сидит на протеиновой химии, зачем он на ней сидит. Заодно поинтересуйтесь, как у него дела с его почками.
Временный ввод смеси, чтобы «наладить пока ГВ» — это тупиковый путь, могущий закончиться через 2-3 месяца, а то и раньше. Может ли мать дать ребенку смесь, чтобы временно отдохнуть? Наладить лактацию, а потом продолжать кормить? Дать смесь, чтобы перестать кормить в перспективе? Несомненно! Может! Потому что это она так решила. Это у нее самой есть на это причины. Свои собственные. Это ей нужна смесь. А не потому что «ребенок такой».
Педиатр беспокоится, что ребенок мало набирает? Предложите ему номер телефона психотерапевта — пусть он полечит там свои страхи. Вы беспокоитесь, что ребенок мало набирает? Выбросьте весы, перестаньте его взвешивать. Положите его рядом, загнездитесь. Пусть он сосет столько, сколько ему нужно. Спит с сиськой во рту. Поверьте, это не навсегда! Они очень быстро растут! Очень. Совсем скоро собственные пальцы, ноги, мамины серьги, кастрюли, домашний кот будут ему гораздо интереснее вашей груди.
Но сейчас — нет. Грудь нужна. Дыхание матери нужно. Спокойное размеренное дыхание. Потому что стрессом ответит на стресс, спокойствием на спокойствие. До тех пор, пока мать стрессует — ребенок будет орать. Если мать успокаивается, дав ребенку смесь — он успокоится следом. И хоть ты бейся головой об стену, ты не переубедишь ее, что дело не в смеси. Приведи тонны исследований, горы аргументов… она уже получила свой опыт и будет по нему топать, и только ей решать, куда там ее кривая выведет.
Я знаю, о чем вы сейчас скажете. Мол эта «связь» — это такая красивая сказочка про белого бычка, выдуманная консультантами. И «не подтвержденная клиническими исследованиями». Я тоже так думала, пока не увидела ее собственными глазами. Я довольно долго рожала плаценту (я была одна, меня никто не торопил). И вот на каждой схватке дочь, еще связанная со мной пуповиной, пищала в унисон с моей физической болью, потом схватка уходила и она успокаивалась. С новой схваткой все начиналось заново. В пуповине нет нервных окончаний. И даже после того, как плацента отделилась от матки, но еще не вышла (то есть наши организмы уже совсем физически были разделены) — мы все равно вместе с ней «рожали» ее домик и она пищала на моих схватках. Связь матери и младенца очень сильна. Я это видела.
PS:
Мой второй ребенок — моя дочь — открыла мне грани принятия, которые были скрыты от меня до ее появления. Она как раз показала мне, что значит искренне желать заткнуть ребенка всеми доступными способами, среди которых бутылка и соска уже не казались мне столь страшными. Это к тому, что я прекрасно знаю, чего стоит желание поспать «хоть пару часов», «на животе» и т. д. и т. п. Этот ребенок вообще очень многому меня научил. В том числе и той самой ответственности, о которой я написала выше. Когда я увидела ту легкость, с которой из меня вырывались фразы «это ребенок такой» — мне реально стало страшно.
Автор: Мария Ушанкова
Источник: http://mama.tomsk.ru/