Недавно гуляли со школьной подругой и ее сыном. Мальчику год и семь месяцев. Какой-то особо развитой речи за ним не наблюдается, лишь «мама», «папа», «кака» – и еще пара-тройка слов из стандартного набора для этого возраста. Но играя в песочнице, сей юноша поразил нас (да и не только нас, но и всех присутствующих поблизости мам) совершенно четким и эмоциональным «козлина!», сказанным в адрес ровесника, отобравшего у него машинку. Моя подруга, женщина с двумя высшими образованиями, инженер и преподаватель, воспитанная в интеллигентной семье, покраснела, как не краснела со времем первого признания в любви. Вряд ли слово, произнесенное ее сыном, было случайным набором букв, которые иногда выдают дети на заре становления речи. Слово было сказано, и сказано со знанием дела, хотя истинный его смысл малыш вряд ли понимал.
Так почему же ругаются наши дети? Кто учит их бранным выражениям? И самое главное: как научить ребенка «фильтровать базар»?
Выключить эмоции
Весь вечер после «козлины» мы с подругой провели в разговорах и поисках причины возникновения этого ругательства в словарном запасе маленького мальчика. То есть причину появления как раз мы установили быстро: мама водит машину, и в большинстве поездок сын находится рядом с ней. «Но мы учим столько разных слов, я для этого купила развивающие картинки, кубики, игры! – восклицала подруга. – Почему же он не запоминает новые слова, отказывается их говорить, а вот «козлину» – пожалуйста, выдал!»
Как оказалось, данная проблема едва ли уникальна. Стоит только отдать ребенка в детский сад, как он возвращается оттуда с новым репертуаром, и «козлина» при этом – самый безобидный вариант. Педагоги уверены, что причиной, по которой дети быстрее усваивают ругательства, являются эмоции. «Ругаемся мы, как правило, на пике каких-то чувств – злости, страха, раздражения, боли, – поясняет педагог дошкольного образования Ирина Манукевич. – При этом слова произносим громко, четко, иногда выкрикиваем, особенно если едем в машине, потому что надеемся докричаться до оппонента. Поэтому такие слова сильнее привлекают внимание ребенка и, естественно, быстрее врезаются в память».
Вспомните, как мы учим своих чад новым словам – наша интонация становится ласково-сюсюкающей. Мы растягиваем слоги (это ки-и-и-са-а-а), произносим слова, повышая интонацию и утончая голос и стараемся вызвать у ребенка приятный образ: просим потрогать мягкую кису, начинаем мяукать или рассказывать, чем киса занимается. Ругаемся же мы на своей естественной высоте голоса, лишь добавляя громкости. Ученые доказали, что именно такую интонацию, то есть естественную для родителей, ребенок воспринимает лучше, нежели измененные голоса.
Кроме того, видя, что мама и папа в состоянии стресса употребляют какие-то слова, ребенок, испытывая сильные эмоции, может воспроизводить эти слова и выражения, подражая родителям. «Дети, особенно до четырех-пяти лет, учатся реагировать на проявления окружающего мира, беря пример со взрослых, – напоминает детский психолог Наталья Дрозд. – Если мама, разбив чашку, улыбается: «Это к счастью!», то и ее ребенок будет поступать так же. Если же она кричит, выдавая одно ругательство за другим, то нет ничего удивительного, если малыш в состоянии гнева или отчаяния выдаст те же самые слова».
Хитрости языка
При этом большую роль в быстром усвоении плохих слов играет их строение. «Ругательства, как правило, имеют один-два слога, практически не имеют трудных для произнесения согласных или их сочетаний, – говорит лингвист Оксана Тимреева. – Попробуйте в момент гнева выругаться словом «сихрофазотрон», и у вас ничего не получится, зато «блин», «черт», «дура» – весьма удобные не только для произнесения, но и для выражения эмоций слова». Очень важен в запоминании слов и их смысл. «Дети часто придумывают свое значение словам, а потому могут употреблять их в несвойственном контексте, – считает Ирина Манукевич. – Например, ребенок может считать, что «козлина» – это дом или даже страна, где живут козы. Поэтому он не видит ничего ужасного в употреблении данного слава».
Кстати, эта детская особенность – давать словам свое толкование – еще один аспект, почему ругательства запоминаются лучше. «Иногда выругаться очень хочется, и мы с мужем договорились заменять бранные слова на вполне обычные или иносказательные, – делится опытом мать двоих детей Инга Гольцман. – Например, у нас в обиходе такие фразы, как «банный день», «ёлкин лес», «качель в томате» и так далее». Однако психологи и лингвисты уверены, что это палка о двух концах. «Становясь старше, ребенок начинает понимать, что он не знает многих слов, поэтому часто просит родителей истолковать незнакомые слова, – предупреждает Оксана Тимреева. – А так как мама с папой не могут объяснить малышу, кто такой ёкарный бабай или ёшкин кот, ребенок додумывает значение сам и начинает употреблять данные выражения в своем контексте».
Дурной пример
Копируя модель поведения и реакций на внешние мир, ребенок руководствуется еще одним принципом – личными симпатиями. Любимый дядя, старший брат, друг из детского сада – все, кто могут стать авторитетными или симпатичными маленькому человечку, сразу попадают в приоритетный список копируемых. «Если ребенок перенимает грубую манеру общения взрослого или старшего брата или сестры, то есть резон повлиять на источник бранных фраз, – советует Наталья Дрозд. – Поговорите со взрослым, чтобы держал себя в руках. Объясните старшему ребенку, что он – авторитет для младшего и попросите его помочь вам в правильном воспитании малыша».
Не стоит запрещать ребенку употреблять бранные слова, потому что запретный плод, как известно, сладок. Психологи считают, что лучше научить ребенка заменять их на более нейтральные, которые можно произносить в момент гнева. Так, американские психологи советуют родителям учить детей вместо fuck говорить duck. Согласитесь, будет лучше, если ваше чадо, нечаянно сломав игрушку, крикнет: «Утка!», а не что-то непотребное.
Кроме того, психологи настаивают на том, чтобы родители учились сами и учили своих детей мягче выражать свой гнев: не ругаться, не швырять предметы, не устраивать истерики. Вместо этого можно несколько раз глубоко вдохнуть и сильно выдохнуть, досчитать до десяти, выпить стакан воды.
Автор: Инна МИЛЛЕР, специально для Cheldoctor.ru
Источник: http://cheldoctor.ru