Упражнения на равновесие играют важную роль в восприятии и координации движений (сохранении позы и равновесии тела).
Плывет кораблик
Поставьте малыша на мягкий диван, возьмите его за руки и раскачивайте из стороны в стороны, приговаривая:
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой.
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой!
Покачай нас, звонкий мяч
Посадите малыша на фитбол. Осторожно раскачивайте его из стороны в сторону, приговаривая:
Качи-качи-качи-кач,
Покачай нас, звонкий мяч!
Влево, вправо, влево, вправо,
А потом назад-вперед.
Покатаемся по кругу,
А потом наоборот!
На лошадке
Встаньте на четвереньки и посадите ребенка к себе на спину (пусть его поддерживает кто-то из взрослых). Покатайте малыша:
На лошадке цок-цок-цок,
Через запад на восток,
Мимо гор, лесов, морей,
К милой мамочке моей.
Кружимся-кружимся
Возьмитесь с малышом за руки и покружитесь по комнате, приговаривая:
Кружимся! Кружимся!
Стой, голова закружится!
На одной ноге постой-ка
Когда ребенок стоит, подойдите к нему и скажите: «Давай посмотрим, как ты умеешь стоять на одной ноге». Согните и поднимите малышу одну ногу, затем опустите и поднимите вторую ногу. Придерживайте малыша во время упражнения и рассказывайте стихотворение:
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да, гляди, не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
Внутри и снаружи
Положите на пол обруч. Возьмите ребенка за руку и встаньте в центр обруча.
Скажите: «День», – и переступите за обруч наружу, затем повернитесь к обручу и скажите: «Ночь», – встаньте внутрь круга. Вместо «день» и «ночь», можно говорить «снаружи» и «внутри», «кошки» и «мышки» и т. д.
Маленькие змейки
В нескольких местах комнаты разложите куски веревочки или ленты длиной 50 см. Скажите малышу, что это змейки и на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком. Держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки.
Канатоходец
Протяните по полу длинную веревочку и предложите малышу пройтись по ней:
Вот слон, индийский гастролер,
Канатоходец и жонглер.
На улице можно начертить мелом узкую дорожку, по которой ребенку надо будет пройтись.
Ковер
Скажите малышу, что ковер – это ваш плот, который плывет по реке. Предложите ребенку обойти ковер по краю, не замочив ноги в воде.
Перешагиваем
Положите на полу гимнастическую палку и несколько кубиков. Возьмите малыша за руку и побуждайте его перешагивать через невысокие препятствия.
Идет бычок, качается
Для упражнения будет нужна гимнастическая скамейка, если ее нет, то можно положить на пол широкую доску или скатать ковер в рулон. Покажите ребенку игрушечного бычка и продемонстрируйте, как он умеет ходить по доске:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Предложите малышу показать, как он умеет ходить по доске для бычка. Поддерживайте ребенка за руки.
Там мышка живет
Малыш идет по гимнастической скамейке, в конце которой его поджидает игрушечная мышка. Вы говорите слова потешки:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Когда малыш доходит до мышки, ему нужно быстро повернуться и убежать по мостику от игрушки.
Идет котик по лавочке
Посадите в конце гимнастической скамейки игрушечного котенка. Малышу надо дойти до игрушки, наклониться и взять котенка. Во время упражнения необходимо держать ребенка за руки:
Идет котик по лавочке,
Ведет кошечку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
По мостику
Скажите ребенку, что гимнастическая скамейка – это мостик через речку:
Над речкой – узкий мостик, другого нет пути,
Решили наши звери по мостику пройти.
Предложите ребенку провести через мост зверей (приготовьте игрушки – кошку, собаку, корову и т. п.). Малыш прижимает одной рукой игрушку и идет через мост, держась за вас второй свободной рукой. Оставляет зверя на другом берегу и возвращается за следующим.
На улице
Гуляя на улице, побуждайте малыша ходить по бордюрам тротуара, бортикам песочницы, специальным бревнам-ходилкам, пенечкам.
На горку
Положите один конец длинной доски на небольшое возвышение и, придерживая малыша за руки, помогите ему подняться по наклонной плоскости, а затем повернуться и спуститься обратно или спрыгнуть на пол:
Ах, дыбок, дыбок, дыбок,
Вот Ариночке годок.
На горку поднимается,
С горочки спускается.
По горам
Положите один конец длинной доски на диван или кресло. Возьмите малыша за руки и помогите ему подняться и спуститься с горы:
По долам, по горам
Ходит шуба да кафтан.
По камешкам
Разложите на полу друг за другом вырезанные из линолеума или ковролина круги диаметром 30-40 см. Это камешки через ручеек. Возьмите малыша за руку и помогите ему перебраться с камешка на камешек:
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!
По камешкам, по камешкам
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!
С бугра на бугор
Расположите на полу крепкие, устойчивые предметы: толстую книгу, низкую табуретку, перевернутую банку из-под краски, ящик. Возьмите ребенка за руки и помогайте ему перебираться с бугорка на бугорок:
– Куда бежите, ножки?
– По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
С игрушкой на голове
Положите себе и малышу на голову мягкую игрушку. Походите с ним по комнате, держась за руки и стараясь не уронить плюшевого друга.
Автор: Ольга Трубач, http://mamochki.by/