Известный датский педагог и психолог Еспер Юль утверждает, что скука в умеренных дозах полезна для развития ребёнка.
Если ребенку скучно
«Нашему сыну 4 года. Он радостный, счастливый и подвижный малыш. В детском садике он принимает участие во всех занятиях, легко находит друзей. Но когда мы его забираем, он спрашивает: «А что мы будем делать, когда придём домой?».
Дома мы старались занять сына и сначала все было замечательно. Но со временем стали чувствовать себя аниматорами, которые должны постоянно придумывать новые развлечения для ребенка. А если не удаётся, он жалуется на скуку. Мне кажется, что наш сын утратил способность выдумывать что-то новое и играть самостоятельно. Что же нам теперь делать?».
Так ли вредна скука?
Еспер Юуль утверждает, что скука — это совсем не плохо. Конечно, проводить время с ребенком — это большая радость, но есть мамы и папы, которые ощущают постоянное давление от того, что им нужно выдумывать все новые и новые развлечения для своего чада. Они чувствуют себя виноватыми, что их ребенку скучно дома.
Скука и внешние стимулы
Еспер Юль отмечает, что дети и их родители стали потребителями. В результате мальчики и девочки сразу же ощущают скуку, как только исчезает какой-то внешний стимул. Детям скучно без компьютерных игр, без телевизора или планшета. Кроме того, в современных детских садах и в школах также массировано начали использовать внешние стимулы. Если ребенок целый день подвергается их воздействию — наступает своего рода передозировка.
Многие родители чувствуют буквально принуждение продолжать занятия дома. Давление осуществляют дети, поскольку привыкают к такого рода времяпрепровождению. Дети жалуются, что им скучно, и требуют от родителей развлечений. Если у мам и пап еще есть энергия — они продолжают развлекать ребенка, если же они устали — то просто сажают ребенка перед телевизором.
«Мой совет: если ребенку скучно, дайте ему поскучать. И при этом не нужно испытывать никаких угрызений совести. Сначала ребенок будет чувствовать непривычные и даже неприятные ощущения. Но они заставят его попытаться найти баланс между потреблением внешних стимулов и собственным творческим началом. А когда ему это удастся, он почувствует внутреннее спокойствие».
Скука — это ключ к внутреннему равновесию
Не нужно бежать от скуки. Скука — это ключ к внутреннему равновесию в любом возрасте. Тот, кто дал себе поскучать и дождался, когда беспокойство пройдет, вступают в контакт со своим творческим началом — пространством, в котором мы учимся ощущать себя, самовыражаться и самореализовываться. То, что еще час назад было неприятной тишиной, вызывает внутреннее успокоение и подзаряжает энергией.
По словам Еспера Юля, важно, чтобы ребенок следовал за своим творческим началом. Ведь именно оно делает малыша независимым от внешнего признания и одобрения. Творческое начало стоит на первом месте, когда речь идет о формировании самооценки.
«Если к вам придет ребенок со словами «Мне так скучно», просто обнимите его и скажите: «Ничего, я даже рад, потому что с удовольствием посмотрю, чем ты теперь займешься». При этом вы не должны испытывать никаких угрызений совести. Еще лучше будет, если вы станете скучать вместе. Тогда вы почувствуете, что вдруг начинаете говорить друг другу вещи, которые никогда не говорили. В такие моменты возникает настоящая близость».
Автор: Татьяна Карпенко