Как Вы считаете, можно ли развить в ребенке лидерство, или это врожденное качество? Вопрос сложный и прежде чем на него ответить, давайте разберемся, кто такие лидеры и какими они бывают.
Лидер в переводе с английского означает "ведущий, первый, идущий впереди". Лидерство – это внутреннее состояние - необходимо быть естественным и свободным в первую очередь душой, а уже в обществе лидерство будет проявляться и подтверждаться, потому что коллектив без лидера немыслим. В любой группе рано или поздно возникает постоянный лидер.
Существует две формы постоянного лидерства:
- Формальный лидер назначается, например, старостой группы или руководителем отдела. Формальный лидер выстраивает свои взаимоотношения с людьми по принципу «начальник – подчиненный». Часто случается, что такой лидер слишком полагается на свою должностную власть и в итоге противопоставляет себя остальным.
- Неформальный лидер возникает естественным образом в ходе социальных взаимоотношений. В данном случае лидер - это личность, способная повести за собой благодаря своим способностям, умениям и компетентности. Самое важно, что за таким лидером хотят следовать, к нему готовы прислушиваться, ему приятно довериться. Отношения между людьми строятся на добровольной основе «лидер – последователи».
Формальный лидер руководит людьми, а неформальный влияет на людей и работает вместе с ними. Для дела и для коллектива самым оптимальным вариантом является случай совпадения лидерства и руководителя в одном лице.
Иногда лидерство зависит от ситуации, и тогда лидером может стать практически любой человек, наделенный в нужный момент необходимым качеством: так на «Конкурсе эрудитов» лидером станет интеллектуал, а среди заблудившихся в лесу людей - тот, кто умеет ориентироваться и т.д.
Но всё же если говорить о постоянном лидерстве, то, согласитесь, авторитетом может стать не каждый. Тогда каков же он, идеальный лидер, и совокупностью каких качеств он должен обладать?
- Умный, честный, справедливый, ответственный, отзывчивый, творческий, внимательный к людям, общительный.
- Обладает положительной энергией и оптимизмом, на собственном примере заряжает других людей энтузиазмом, вселять в них уверенность и желание действовать.
- Имеет правильную самооценку, уверенность в себе и решительность, не боится трудностей и умеет принимать четкие решения.
- Целеустремлен и настойчив – ставит цели и стремится их реализовать, но способен стойко переживать неудачи и двигаться дальше, гибок, в любых ситуациях пытается найти тот или иной выход.
- Любит работать, увлечен своим делом и испытывает потребность отдаваться ему на все 100%.
- Обладает организаторскими способностями, умеет управлять собой и планировать свою работу.
- Наделён приятной внешностью.
Итак, что же из всего вышеперечисленного можно отнести к врожденному, а что можно сформировать? Энергичность, увлеченность и способность передавать это окружающим, безусловно, закладывается при рождении. Некоторым детям от природы свойственны любознательность и быстрота реакций, любовь к людям, жизни и работе, и достаточно только стимулировать и поддерживать в ребенке все эти качества, чтобы они стали неотъемлемой частью его личности. Остальное – уверенность в себе, ответственность, умение принимать решение, выполнять запланированное, творческие и умственные способности, компетентность и мн. др. – можно развить и воспитать.
Возвращаясь к вопросу нашей темы, правильнее было бы сказать, что лидерами не рождаются, а рождаются с определенными задатками для лидерства. Только потом под влиянием условий жизни и характера воспитания лидерами либо становятся, либо не становятся. Также по мере взросления и приобретения опыта постепенно повышается способность лидировать.
Воспитываем лидера
Лидерами в полном смысле этого слова становятся далеко не все, что, согласитесь, не так уж и плохо. При кажущейся заманчивости положения лидера – признание, уважение, внимание, определенный статус в обществе, последователи – есть и обратная сторона медали:
- нужно принимать решений за других людей и нести за них большую ответственность;
- необходимо постоянно отстаивать свои лидерские позиции;
- быть готовым к зависти, неуважительности, недовольству и даже враждебности;
- нужно уметь быть одному, потому что как иначе лидер будет идти впереди всех?
Но в любом случае для того чтобы быть востребованным в нашем современном высококонкурентном обществе как в жизненном, так и в профессиональном плане, нужно помочь ребенку понять самого себя и осознать свою индивидуальность, развивая заложенный в нем огромный потенциал и воспитывая лидерские качества в сочетании с гибкостью и чуткостью. Только растить надо не целенаправленного лидера, а хорошего человека с лидерскими качествами. Ведь уверенность в себе, коммуникабельность, умение общаться, трудоспособность, устойчивость к стрессам, целеустремленность никогда не окажутся лишними и помогут ребенку проявить себя с лучшей стороны во многих жизненных ситуациях.
Итак, если ваш ребенок обладает врожденной энергичностью и особой притягательностью, то у него есть все шансы стать лидером, за которым пойдут другие. Если природа обделила вашего сына или дочь лидерскими потенциалами, но вы сможете вырастить его самодостаточным человеком с крепким внутренним стержнем, то ваш ребенок станет Настоящей Личностью, что сделает его привлекательным для большинства людей, а возможно и лидером.
Если вы решили воспитывать в ребенке лидерские качества, то важно уберечь его от развития в нем эгоистичности, завышенной самооценки, звездности, демонстративности, хвастливости, амбициозности, манипулятивности другими, болезненного восприятия своих неудач.
Растим лидера
1. Успешность и уверенность в себе
Попадая в различные ситуации и имея возможность проявить свою детскую активность, ребенок начинает ощущать уверенность в своих силах, а заодно приобретает опыт преодоления препятствий. Еще вчера он не мог, а сегодня получилось, причем сделал он это сам! Такое чувство успешности окрыляет, и ребенок с удовольствием двигается вперед.
- Подбадривайте ребенка и помогайте ему быть гибким и решительным, советуйтесь с ним, обменивайтесь мнениями, спорьте, ставьте цели, ищите оптимальные варианты, анализируйте ситуации, возлагайте на него возможность принимать решения и рисковать.
- Объясните ребенку, что любая неудача – это опыт, из которого нужно сделать вывод и которого не нужно бояться. Только следите, чтобы удач в жизни ребенка было намного больше, чем неудач, иначе чувство неудачливости закрепиться в душе ребенка.
2. Общительность и оптимистичность
Обычно общительные дети, которые легко сходятся с другими людьми, любят общество и умеют хорошо говорить, пользуются популярностью у других детей. Но важно научить ребенка именно положительному общению, в первую очередь, в семейной обстановке.
- Если вы будете разговаривать с ребенком уважительно, на равных обсуждать интересующие его темы, значит, и с вами, и другими людьми он будет общаться подобным образом.
- Учите ребенка выражать словами свои желания и потребности, ведите с ним задушевные разговоры, много спрашивайте и побуждайте его задавать вопросы.
- Если вы будете хвалить ребенка, он сможет перенести этот способ общения на других детей.
- Настраивайте малыша на оптимистичный лад – в любом происшествии нужно искать положительные моменты, а не отрицательные.
3. Трудолюбие, целеустремленность и ответственность
Если в семье принято трудиться и ребенка привлекают к домашним делам, он будет расти деятельным и работоспособным.
- Хвалите ребенка за самостоятельность, инициативу и качественно выполненную работу.
- Ставьте перед ребенком реальные цели, выполняйте обещания и вознаграждайте за выполненную работу, чтобы ребенку хотелось выполнять её и в дальнейшем.
- Возлагайте на ребенка ответственность за выполнение определенных посильных заданий, при этом ребенок должен понимать, что его поступки влекут за собой последствия.
- Не критикуйте в случае неудачи, если что-то не получается – подскажите, как сделать.
- Приучайте доводить дело до конца.
- Не наказывайте ребенка трудом.
Если ребенок привык трудиться, он и в школе будет стремиться хорошо учиться. А ведь в наше время так важно дать ребенку достойное образование.
4. Нравственность
Очень важно, чтобы у ребенка с самого детства были заложены нравственные и эстетические понятия: говорить вежливо, не драться, не обижать, не брать без разрешения чужие вещи, знать что добро порождает добро, а зло – зло. Как и многому другому, ребенок учится этому только в семье: любви, доверию, привязанности, симпатии, доброжелательности, честности, правдивости, справедливости, благородству, чувству собственного достоинства, умению откликаться на боль, огорчения, переживания других людей, понимать настроение других людей, прислушиваться к их мнениям и желаниям, оценивать себя и поступки других людей.
5. Сфера деятельности
Внимательно присматривайтесь к увлечениям ребенка. Нужно развивать в ребенке те свойства, к которым у него есть склонности и которые бы выгодно отличали его от остальных и помогли бы в дальнейшем стать успешным в одной из этих областей:
- эмоциональность, которая поможет ему выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми;
- критичность и умение анализировать ситуации, выделяя в них слабые и сильные стороны;
- интеллектуальность — обладание большими знаниями и умение их применить на практике;
- организаторские способности помогут планировать деятельность и распределять обязанности между участниками;
- исполнительность и пунктуальность, которые помогут четко выполнить задание.
Ребенок будет чувствовать себя в детском коллективе более надежно, успешно и увереннее, если у него будет ощущение тыла, семьи и дома. Настоящего лидера можно вырастить только там, где у ребенка есть стимулы для собственного роста.
Автор статьи: Дарья Колдина
Источник: http://shkola7gnomov.ru/