Начнем с того, что все «возрастные нормы» из серии «10 слов к году, 20 – к полутора» – относительны: далеко не каждый нормально развивающийся малыш сумеет справиться с поставленными нашими неврологами и логопедами задачами. Тем не менее первые три года жизни ребенка действительно являются идеальным (сензитивным) периодом для развития речи. Но вот будет ли этот процесс гладким или, наоборот, скачкообразным, зависит исключительно от конкретного малыша! Довольно часто бывает так, что накануне трехлетия молчавший до этого ребенок вдруг – к удивлению родителей – начинает вещать развернутыми предложениями. Как будто «прорвало»! Но на самом деле это вовсе не неожиданность. Если малыш все понимает, участвует доступными ему способами – звуками, мимикой и жестами – в разговорах взрослых и спокойно выполняет ваши просьбы, волноваться не о чем. Сейчас ребенок просто копит словарный запас: ближе к намеченному сроку он еще удивит вас своей болтливостью!
Кстати: Желание общаться с ровесниками здорово ускоряет речевое развитие ребенка: нередки случаи, когда пошедший в детский сад молчун через неделю начинал бойко разговаривать.
Перед тем как начать говорить свои первые «дай» или «мое», дети проходят важнейший этап пассивного овладения словом, т.е. учатся понимать, что именно говорят им взрослые. Уже к году здоровый малыш должен без проблем уметь показывать игрушки или привычные для него предметы по просьбе взрослого, а также искренне стремиться к эмоциональному контакту и посильному диалогу с окружающими людьми. Если годовалый карапуз не реагирует на обращенные к нему слова и не понимает просьбы «принеси мишутку» или «покажи, где твоя кроватка», значит, пора серьезно заниматься этим вопросом. Не стоит откладывать визит к логопеду, неврологу или психологу до того момента, когда малышу исполнится 3 года. Для того чтобы ребенок научился воспринимать обращенную к нему речь, с ним нужно очень много разговаривать с первых же дней жизни. Обращайтесь к малышу по имени, комментируйте собственные действия и как можно больше читайте вслух. Чем насыщеннее будет вербальная среда вокруг ребенка, тем активнее он станет интересоваться родным языком.
1-2 мес. Интонирование криков: в них можно различить удовольствие и неудовольствие.
1,5-3 мес. Гуканье, гуление: ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги.
4-5 мес. Лепет: малыш повторяет за вами и сам произносит слова, состоящие из одного и того же слога.
8 мес.-1 год 2 мес. Лепетные слова: речь состоит из коротких слов и звукоподражаний.
1 год 6 мес.-2 года 2 мес. Двусловные предложения.
1 год 9 мес.-2 года 6 мес. Активный рост словарного запаса, ребенок интересуется, как называются окружающие его предметы.
2 года 4 мес.-3 года 6 мес. Появляются грамматически правильные формы слов, ребенок начинает употреблять слова с верными родовыми и падежными окончаниями. В это время пора учить малыша говорить букву «Р»
2 года 6 мес.-3 года 5 мес. Слово-творчество: малыш создает собственные слова, придерживаясь при этом правил родного языка.
2 года 6 мес.-3 года 6 мес. Во время игр и занятий ребенок комментирует собственные действия.
Несомненно, родители могут значительно ускорить процесс овладения речью и приблизить тот день, когда кроха наконец-то станет полноправным собеседником. Вот несколько способов разговорить молчуна.
Важно: Совместные развивающие занятия должны приносить ребенку радость и ни в коем случае не превращаться в проверку способностей. Увидев разочарование на лице мамы, карапуз поймет, что «что-то делает не так» и замкнется еще сильнее.
Источник: http://www.goodhouse.ru/
Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru