Наступила весна, автомобильное движение в городе вновь становится более насыщенным. Нужно еще крепче держать детей за руку и следить за пролетающими мимо машинами. Обойтись без знаний правил дорожного движения в мегаполисе просто не получится. Поэтому мы с раннего детства пытаемся втолковать нашим чадам, как им следует вести себя на дороге. Насколько рано можно начинать обучение? И как это делать?
ДОРОЖНЫЕ ФАНТАЗИИ
Игра для ребенка – основной способ познания мира. Детей привлекают игры в семью, ту или иную профессию, сопряженную с работой с людьми. Поэтому привить ребенку основы безопасного поведения на дороге и правила дорожного движения легче всего именно в форме игры.
•Гуляя с ребенком либо находясь с ним в машине, расскажите об основных участниках движения: это пешеходы, регулировщик и водители.
•Далее переходите на предметы. Например: «Белые полоски на земле – это тропинка для пешеходов. По ней пешеходам разрешено переходить через дорогу, когда машины стоят на месте».
•А когда машины стоят на месте? В игру вступает светофор. Как правило, детям не составляет труда запомнить значения цветов светофора. Он привлекает внимание – меняет цвета, и такое большое автомобильное движение подчиняется этим цветам. Красный – все стоят, зеленый – едут. Предложите ребенку угадывать, остановятся машины или поедут, когда меняется цвет светофора. Учитывая, что подсказки будут приходить мгновенно – машины будут останавливаться или трогаться с места, ощущение того, что ребенок сам руководит процессом, позволит ему быстро запомнить, что значит красный цвет, а что зеленый. После этого дополните его знания светофором для пешеходов. Цвета остаются прежними, так что это будет легко освоить.
ВСЕМ ВЫЙТИ ИЗ СУМРАКА!
В сумерках водителям, велосипедистам и роллерам особенно тяжело заметить во дворе или на тротуаре маленького ребенка. Позаботиться о безопасности малыша помогают световозвращатели (или, как их часто называют, фликеры). Световозвращатель выглядит как игрушка. Его можно нашить на верхнюю одежду, можно прикрепить к самокату, велосипеду, рюкзачку. Пешехода в обычной одежде водитель увидит с расстояния 40–50 м. Фликер увеличивает эту цифру до 130–240 м!
ИГРЫ ПРОТИВ ПРОИСШЕСТВИЙ
Основная ошибка родителей состоит в том, что они рассказывают ребенку о дорожных опасностях, опираясь в основном на понятную им самим «взрослую» логику. На деле детское восприятие мира и детская логика значительно отличаются от нашей. Большинство ДТП с участием малышей происходит из-за того, что дети внезапно выбегают на дорогу. Ребенок смотрит на приближающийся автомобиль, но… бежит вперед, как будто не видит его. Психологи объясняют «непредсказуемость» маленьких пешеходов так. Малыш, предвкушающий развлечение в парке аттракционов или бегущий на мостовую за мячиком, способен так глубоко погрузиться в свои ощущения, что почти не замечает реальности. Как приучить кроху сосредотачиваться, приближаясь к дороге? Делегировав ему полномочия «старшего»!
Объясните малышу правила поведения на пешеходном переходе. А потом попросите научить этому же любимую куклу. При этом ребенок должен подробно проговаривать вслух все свои действия и поведение других участников движения: «посмотрим на светофор», «вот едет большая белая машина, пропустим ее», «грузовик сейчас тронется с места» и т. п. Чем больше деталей заметит малыш, тем лучше. Этот нехитрый прием «наблюдаю-называю» со временем выработает у ребенка почти автоматическую привычку еще на тротуаре переключаться в «здесь и сейчас». Когда кроха хочет спрятаться, он закрывает глаза руками. «Я никого не вижу – значит, и меня не видно». Эта логика работает и в обратном направлении: «вижу – значит, и меня видят». Увы, малыша ростом «метр с кепкой» почти невозможно заметить, когда он стоит близко к припаркованному автомобилю или позади него. Именно поэтому треть дошколят становятся участниками ДТП в собственных дворах.
Особую опасность представляет вереница припаркованных у тротуара машин. Убедить в этом малыша помогает игра «Когда мама была маленькой». Зайдите за автомобиль, присядьте на корточки. «Пройдите» на корточках между стоящими машинами. Действия сопровождайте рассказом о том, как «маленькая» мама гуляла во дворе. Дайте малышу убедиться, что вас не видно. Объясните, почему это опасно. Попросите помочь «маленькой» маме выбрать безопасный маршрут. Такая «визуализация» проблемы запомнится ребенку лучше, чем логическое объяснение.
Мозг ребенка 3–6 лет продолжает развиваться и формироваться. Поэтому дети замечают меньше одновременно движущихся предметов, чем взрослые. Увидев одну въезжающую во двор машину, малыш «забывает», что из-за нее может «выскочить» вторая. Расширить пространственное мышление поможет игра «Угадай, что будет дальше?». Поставьте перед ребенком задачу: «Вот на обочине стоит большая фура. Угадай, что мы увидим через пару секунд?» Вскоре малыш нач- нет «угадывать» возможное развитие событий. Сосредотачивать внимание сразу на нескольких движущихся предметах обучают настольные игры типа «Хоккей».
ВАЖНО!
Собирающийся тронуться с места водитель может не заметить и детскую коляску, которую вы выталкиваете с тротуара слишком близко от автомобиля.
ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ
Разыгрывание дорожных сценок поможет освоить систему взаимоотношений, встроить ее в реальный мир. В этом могут помочь игрушечные дорожные знаки, светофор, можно сделать разметку, поставить игрушечные конусы. Построить импровизированную дорожную площадку можно во дворе дома или в ближайшем парке. Осваивать правила можно как с помощью маленьких игрушечных машинок, так и «настоящих» – электромобилей и машинок с педалями – в них дети смогут почувствовать себя настоящими водителями. Вовлекая ребенка в захватывающую игру, вы объясняете основные правила: этот знак запрещает движения вперед, под этим знаком нельзя поворачивать направо, здесь можно ехать только прямо. Ребенок с удовольствием принимает правила новой игры и, конечно, хорошо их запоминает.
Еще интереснее и полезнее учиться в группе. Кто-то будет изображать пешехода, кто-то водителя, кто-то станет регулировщиком (возможно, эту ответственную роль придется взять на себя кому-то из родителей). Разумеется, в процессе игры малыши не раз поменяются местами. Чтобы игра состоялась, детям придется запомнить правила перехода через дорогу. Так, меняясь ролями, они постепенно привыкнут совершать необходимые действия: останавливаться, смотреть по сторонам, подчиняться сигналам светофора.
Однако все «правильные» установки родителей могут вмиг разбиться о дурной пример. Можно долго объяснять ребенку, что переходить дорогу следует только по зебре, но стоит один раз самому нарушить это правило, и можно быть уверенным: мадыш поступит так же. Объяснить ребенку, почему важно пристегивать ремень безопасности в детском кресле, невозможно, если вы не пристегнуты этим ремнем сами.
Автор: Ася Штейн
Опубликовано в журнал "Мой маленький" май 2013