Ваш малыш прекрасно развивается, накапливает драгоценный жизненный опыт и начинает обретать самостоятельность. Она ограничена пока его возрастом и постоянно будет изменяться по своей направленности и характеру проявлений.
Примерно около года ребенок начинает самостоятельно ходить, произносить осмысленные слова. Это невероятное достижение для крохи - он оказывается почти на равне со взрослыми. Сейчас ребенок стремится к примитивной физической самостоятельности. Он начинает активно пользоваться ложкой и кружкой, при этом часто уже протестует против нагрудника. Ребенок сам выбирает себе направление к интересующему его предмету. Мало того, у него уже есть свое мнение. Например, он не хочет надевать на прогулку ботинки, которые ему не нравятся, и маме придется приложить много усилий, чтобы его переубедить. Ребенок постоянно пытается участвовать в делах взрослых - помогает загружать стиральную машину маме, внимательно наблюдает за ремонтом только что собственноручно сломанной игрушки.
И вот малыш отметил свой второй день рождения. Американские психологи называют этот возраст "ужасное двухлетие", справедливо сравнивая его с подростковым кризисом. Кроха, еще недавно послушный, вмиг превратился в строптивое и всем недовольное существо. Одна из причин подобных изменений - формирование личностной автономии. Малыш должен открыть себя как отдельное и самостоятельное существо: "Я и мама не одно и то же. Я могу действовать сам (сама)".
Через какое-то время происходит просто замечательное открытие: ребенок понимает, что может сам выбирать игрушки, сюжет своего рисунка, придумывать игру, общаться со взрослыми, независимо от желания и требований. Теперь он сам лепит, строит, помогает младшим. Иногда ему подчиняются сверстники в играх, даже мама и папа прислушиваются к его "хочу" или "не хочу".
В возрастном промежутке 3-4 года продолжается период под лозунгом: "Я сам!". Ребенок пытается доказать, что он отделился от мамы и теперь должен показать окружающим свои способности. Дитя стремится реализовать себя в предметной деятельности. В это время необходимо подумать о "дозе" детской самостоятельности и установить некоторые ее границы.
Уровни самостоятельности
Стихийное поведение ребенка не имеет ничего общего с его самостоятельностью, за которой всегда стоит взрослый. Ребенок растет, и воздействие взрослых на него становится все менее явным. Постепенно на основе формирования норм поведения и привычек формируется подлинная самостоятельность.
Ее уровень повышается по мере увеличения возможностей ребенка выполнять сложные физические и умственные действия. Умение одеться и аккуратно есть без помощи оценивается как проявление самостоятельности у трехлетнего малыша, но этого уже не достаточно для характеристики того же качества у пятилетнего. Самостоятельность не развивается без первого подчинения требованиям взрослых и одновременного развития собственной инициативы ребенка. Чем лучше ваш ребенок осмыслил и освоил правила поведения, тем шире его возможности для самостоятельного их применения в новых условиях. К сожалению, очень часто, побуждая ребенка самостоятельно действовать, рассуждать, оценивать ситуацию, родители в то же время полностью подавляют его инициативу.
В развитии самостоятельности как черты личности выделяют три уровня.
- Первый - ребенок действует в обычных для него условиях без напоминаний и помощи с вашей стороны. Он сам убирает после игры кубики, сам идет мыть руки перед едой, сам говорит "спасибо" и "пожалуйста", если благодарит или просит о чем-то.
- Второй - ребенок правильно поступает в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись мыть после прогулки свою обувь, ребенок без подсказки решил помыть и сапоги бабушки.
- Третий - освоенное ребенком правило приобретает обобщенный характер и определяет его поведение в любых условиях. Мальчик сам принес стул пришедшей в гости соседке или уступил место старшим в автобусе.
Что мешает ребенку проявлять инициативу?
Никто из нас не толкает ребенка в клетку с тиграми, чтобы научить его самообороне. Понятно, что малыш не должен оказываться в ситуациях, когда ему одному не справиться с трудностями. Ясно и другое: если ребенок постоянно держится за вашу руку, то ничему не научится. Как же найти золотую середину в воспитании его самостоятельности и убрать множество причин, мешающих проявлению инициативы? Причины, препятствующие этому, могут быть как внутренние, так и внешние.
- Страх, который выражается фразой: "Я боюсь!". Его легко преодолеть с вашей помощью и моральной поддержкой.
- Неумение и незнание. Они постепенно заменяются компетентностью ребенка в доступных его возрасту пределах, если вы прививаете ему разные навыки и учите мыслить.
- Чрезмерное послушание, рожденное жесткими ограничениями и излишними запретами. В ваших силах снять какие-то запреты и не препятствовать самовыражению ребенка.
- Неуверенность в своих силах. Только опыт укрепит уверенность в себе и наполнит ребенка гордостью за свои достижения.
- Отсутствие в семье атмосферы свободного творчества. Стремление подражать взрослым и широкие возможности для разнообразной деятельности - это своего рода инициативный толчок для ребенка.
- Неразумные прогнозы родителей: "Ты останешься без руки" (мальчик хотел поработать мясорубкой вместе с мамой).
- Недоверие родителей. Пятилетняя дочь хочет присмотреть за младшим братом, пока вы готовите обед. Рискните. Доверие развивает в ребенке самостоятельность и самоуважение.
- Нетерпеливость и нетерпимость родителей. Когда ребенок заявляет о себе как о личности и хочет сам что-то сделать (завязывать шнурки, заводить друзей), то вы должны радоваться - он уверенно движется в своем развитии.
Как развивать инициативу и самостоятельность?
Прежде всего, не стоит за ребенка делать то, что он может и должен делать сам. Просто дайте ему возможность выбрать те домашние дела, за которые он будет отвечать (кормить кота, подметать пол). Маленькому человеку, как и взрослому, необходимо право голоса в решении важных вопросов, ему важно быть уверенным в том, что он активно участвует в жизни семьи.
Чтобы подтолкнуть ребенка к самостоятельности, вы можете намеренно ставить его в ситуацию выбора, когда ему самому приходится принимать решение. Нужно обсуждать с детьми различные варианты поведения, учить их анализировать обстоятельства, в которые они попадают.
Известно: чтобы получить законное удовлетворение и укрепить уверенность в собственных силах, всякое начинание обязательно нужно довести до конца. А лучший помощник в любом деле - заслуженная похвала родителей. К неудачам лучше относиться с юмором: от ошибок никто не застрахован, главное - извлечь из них урок.
Важно воспитать в ребенке умение переносить трудности. Не всегда сразу можно что-то быстро и хорошо сделать, поэтому разрешайте детям делать даже то, с чем они не справятся.
Постарайтесь заслужить доверие ребенка, чтобы он знал, что на вас можно положиться. Ощущая поддержку, он будет проявлять самостоятельность в мыслях, делах и поступках.
Это важно!
- Не стоит за ребенка делать то, что он может и должен делать сам. Просто дайте ему возможность выбрать те домашние дела, за которые он будет отвечать (кормить кота, подметать пол). Маленькому человеку, как и взрослому, необходимо право голоса в решении важных вопросов, ему важно быть уверенным в том, что он активно участвует в жизни семьи.
- Известно: чтобы получить законное удовлетворение и укрепить уверенность в собственных силах, всякое начинание обязательно нужно довести до конца. А лучший помощник в любом деле - заслуженная похвала родителей. К неудачам лучше относиться с юмором: от ошибок никто не застрахован, главное - извлечь из них урок.
Консультант: Татьяна Бутакова, психолог, руководитель школы развития "МАМ-студия"
Статья из журнал BabyLand