Скороговорки. Нужны ли они детям?

Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.

Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.

Русские скороговорки - безценный материал для логопеда ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение.

Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок.

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.

Каждому звуку – своя скороговорка.

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.

«Б» и «П» 

• В бурый бок барабанной перепонки барабана

Вбарабанил барабанщик барабанный бой.

Барабаны в банте, славу барабаньте,

Барабарабаньте во весь свой раж.

• Все бобры добры к своим бобрятам.

• Пара барабанов, Пара барабанов,

Била бурю.

Пара барабанов, Пара барабанов,

Била бой.

• Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

• Полосатые паласы

Полоскала дочка Власа.

Полоскала, полоскала -

Полосатой речка стала.

• Пекарь Петр пек пироги.

• Говорит попугай попугаю: "Я тебя попугай, попугаю!"

Попугаю в ответ попугай: "попугай, попробуй, попугай!"

Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.

«Ф» и «В»

• Веселый ветер вольно и свободно веет над Веной.

• У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

• Верзила Вавила весело ворочал вилы.

• Водовоз вёз воду из-под водопровода.

• Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

«Д»

Дарья дарит Дине дыни.

• Два дровосека, два дроворуба,

Два дровокола отточили топоры,

Топоры остры-то до поры,

До поры остры топоры, до времени

• Дед Данила делил дыню. Дольку - Диме, дольку - Дине.

Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

«З»

Бизоны у Зои на комбинезоне.

   В загоне на газоне бизоны.

• В замке зайка под замком.

• За козой – козодой.

• Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут.

• Затоптали утки за будкой незабудки.

• Звериным взвизгом взводный взвизгнул.

• Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку.

• Козы в грозу грызут лозу.

• Лиза везла на возу козла и козу.

• На возу лоза, у воза коза.

• На завалинке Зоя и заинька.

• Не забудьте незабудки.

• Позади завода заводь.

• Розовые розы замерзают в морозы.

• Указание о наказании казака в Казани.

Для звука [к]: Около кола колокола.

Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

«К», «Г», «Х»

Косарь косил, косу носил,

Коси, коса, пока роса.

Роса долой — косец домой.

• Ткач ткет ткани на платки Тане.

• Волка в плуг, а он - в луг.

• Каковы дружки, таковы и пирожки.

• Умей оказать услугу своему другу.

• Хоть шуткой, хоть смехом, да было бы дело с успехом.

• Люди пахать, а мы руками махать.

• На речи мягок и тих, а на сердце злобен и лих.

• На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

• Наша Галя городская, говорит на букву Г.

• Город грабил, греб, грабастал.

• Нашего слугу согнуло в дугу.

• Краб крабу сделал грабли,

Подарил грабли крабу:

Грабь граблями гравий, краб.

• На дворе галка, на берегу галька.

• Нес Григорий пирог через порог. Стал на горох и упал на порог.

• Наш голова вашего голову головой переголовал,  перевыголовал.

Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

«М» и «Л»

На словах – что на гуслях, а на деле – что на балалайке.

• Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала

• На мели мы лениво ловили налима.

На мели мы лениво ловили линя.

• О любви, не меня ли вы мило молили,

Но туманы лимана манили меня.

• Около кола колокола.

• Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

• Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

• На меду медовик, а мне не до медовика.

• Около кола колокола, около ворот коловорот.

• Эй вы, львы, не вы ли выли у Невы?

Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком

Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.

«Р» и «Л»

Королева кавалеру подарила каравеллу.

• Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.

• Орел на горе, перо на орле.

• Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

• Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

• Краб крабу продал грабли.

   Продал грабли крабу краб.

   Грабь граблями сено, краб!

• В поле Поля-полюшка  полет поле-полюшко.

   Сорняков не будет в поле, если полет Поля поле.

• Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель,

   И матросы три недели карамель на мели ели.

• То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя, 

то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.

• Ложечка моя желобоковыгибистая, да с переподвыподвертом.

«Р»

Проходными дворами пробирались юнкера.

• Сыворотка из-под простокваши.

• Проведение предупредительных противопожарных мероприятий.

• На горе Арарат растет крупный красный виноград.

• Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

• Рыла свинья, тупорыла, белорыла,

Полдвора рылом из-рыла,

Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.

На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

• Проворонила ворона вороненка.

• Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека цап.

• В бору бобёр и брат бобра работают без топора.

• В грозу от груза арбузов развалился кузов.

• В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.

• В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

• Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш.

• Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.

• Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.

• За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

• Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.

• На корабль прокрался краб, караси украли трап.

• Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.

• Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.

• По травке тропа протоптана.

• Прыгают скороговорки как караси на сковородке.

• Рано утром два барана барабанят в барабаны.

• Рома Маше нарвал ромашек.

• На горе Арарат рвала Варвара виноград.

• Проворонила ворона воронёнка.

• Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,

paстеpялa Мapгapита мapгapитки во дворе.

• Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице...

   ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем.

• Вставай, Архип, петух охрип.

• У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.

• На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!

• В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.

• Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.

Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров).

«С» 

Собрались овцу пасти, да забыли ее приобрести.

• Саша любит сушки, Соня ватрушки.

• Сев в такси спросила такса:

«За проезд какая такса?»

А водитель: «Денег с такс

Не берем совсем. Вот так-с!»

• Сорок сорок воровали горох,

Сорок ворон отогнали сорок.

Сорок орлов напугали ворон,

Сорок коров разогнали орлов.

• Идет козел с косой козой,

Идет козел с босой козой.

• У Сени и Сани в сенях сом с усами.

• У осы не усы, не усища, а усики.

• Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног,

    Соньку в лоб, все в сугроб.

• Осип охрип, Архип осип.

• Не хочет косой косить косой, говорит, коси коса.

• Сачок зацепился за сучок.

• По семеро в сани уселись сами.

• В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

«Т»

Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.

• Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.

Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.

«Ц»

Только у молодца и золотца, что пуговка оловца.

• Невелика птица-синица, да умница.

• В пословице говорится: молодец против овец, а против молодца и сам овца.

• Зацепила из криницы 

Красна девица водицы

Цокнул сзади конь копытцем –

Под копытцем пыль клубится

Молодец у молодицы 

Попросил воды напиться.

• Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: "Цыц!"

• Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

«Ж» и «Ш»

Жить широко – хорошо, но и уже -  не хуже.

• Мышки сушек насушили, Мышки кошек пригласили.

• На каждую букашку пишут бумажку.

• Вперед не узнаешь – где найдешь, где потеряешь.

• Поживешь – увидишь, подождешь – услышишь.

• Чужим умом жить – добра не нажить.

• Ужа ужалила ужица

Ужу с ужицей не ужиться,

Уж от ужаса стал уже:

Ужа ужица съест на ужин.

Не ешь, ужица, мужа-ужа,-

Без мужа – ужа будет хуже

• Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:

Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

• В шалаше шесть шалунов.

• Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

• Оса жужжала, обнажала жало,

А встретила шмеля – и хвост поджала.

• Смешные шутки у Саши и Мишутки.

• Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.

• Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишики на сосне

• Шлепают гуськом гусак за гусаком.

Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

«Ч» и «Щ»

В четверг, четвертого числа

В четыре с четвертью часа,

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж

Чрезвычайно чисто.

• Тощий Тимка всех тощее,

Тоще тощего кощея,

Он соломинки не толще.

Волосинки Тимка тоще.

Он не ест у нас ни щей,

Ни борщей, ни овощей, - 

Вот и тощий, как Кощей!

• Полчетверти четверика чечевицы без червоточины.

• Чайные чашки в печали, стуча и бренча застучали.

• Сухие листочки – на сучках сучочки.

• Пять мальчиков – пять чуланчиков;

Разошлись мальчики в темные чуланчики:

Каждый мальчик в свой чуланчик.

• Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

• Щипцы да клещи – вот наши вещи.

• У гусыни усов ищи не ищи – не сыщешь.

• Волки рыщут – пищу ищут.

• Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

• Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

• У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

• Птичку напичкали спичками.

• Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

• Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

• Тщетно тщится щука ущемить леща.

«Й»

Оробел Еремей – обидит и воробей.

• Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я.

• Юра вьюном юркнул за мамину юбку.

• Кукушка соловью кукует интервью:

«Так я пою и создаю свою семью».

Популярные скороговорки

Всех скороговорок не перескороговоришь,

Не перевыскороговоришь.

***

От топота копыт пыль по полю летит

***

На дворе трава, на траве дрова;

Раз дрова, два дрова, три дрова –

Не руби дрова на траве двора.

***

У нас на дворе-подворье

Погода размокропогодилась.

Тридцать три корабля лавировали,

Лавировали, да не вылавировали.

***

Сшит колпак не по-колпаковски,

Вылит колокол не по-колоколовски;

Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать,

Надо колокол переколоколовать – перевыколоколовать.

***

Пришёл Прокоп – кипел укроп.

Ушёл Прокоп – кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

***

В четверг четвёртого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка

Чертили чёрными чернилами чертёж.

***

У боярина-бобра нет богатства, нет добра.

Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.

***

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

***

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

***

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования