Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.
Русские скороговорки - безценный материал для логопеда ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.
Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение.
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок.
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.
Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.
Каждому звуку – своя скороговорка.
Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.
Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:
Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.
«Б» и «П»
• В бурый бок барабанной перепонки барабана
Вбарабанил барабанщик барабанный бой.
Барабаны в банте, славу барабаньте,
Барабарабаньте во весь свой раж.
• Все бобры добры к своим бобрятам.
• Пара барабанов, Пара барабанов,
Била бурю.
Пара барабанов, Пара барабанов,
Била бой.
• Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
• Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала -
Полосатой речка стала.
• Пекарь Петр пек пироги.
• Говорит попугай попугаю: "Я тебя попугай, попугаю!"
Попугаю в ответ попугай: "попугай, попробуй, попугай!"
Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.
«Ф» и «В»
• Веселый ветер вольно и свободно веет над Веной.
• У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
• Верзила Вавила весело ворочал вилы.
• Водовоз вёз воду из-под водопровода.
• Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
«Д»
• Дарья дарит Дине дыни.
• Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры,
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры, до времени
• Дед Данила делил дыню. Дольку - Диме, дольку - Дине.
Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
«З»
• Бизоны у Зои на комбинезоне.
В загоне на газоне бизоны.
• В замке зайка под замком.
• За козой – козодой.
• Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут.
• Затоптали утки за будкой незабудки.
• Звериным взвизгом взводный взвизгнул.
• Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку.
• Козы в грозу грызут лозу.
• Лиза везла на возу козла и козу.
• На возу лоза, у воза коза.
• На завалинке Зоя и заинька.
• Не забудьте незабудки.
• Позади завода заводь.
• Розовые розы замерзают в морозы.
• Указание о наказании казака в Казани.
Для звука [к]: Около кола колокола.
Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
«К», «Г», «Х»
• Косарь косил, косу носил,
Коси, коса, пока роса.
Роса долой — косец домой.
• Ткач ткет ткани на платки Тане.
• Волка в плуг, а он - в луг.
• Каковы дружки, таковы и пирожки.
• Умей оказать услугу своему другу.
• Хоть шуткой, хоть смехом, да было бы дело с успехом.
• Люди пахать, а мы руками махать.
• На речи мягок и тих, а на сердце злобен и лих.
• На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
• Наша Галя городская, говорит на букву Г.
• Город грабил, греб, грабастал.
• Нашего слугу согнуло в дугу.
• Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу:
Грабь граблями гравий, краб.
• На дворе галка, на берегу галька.
• Нес Григорий пирог через порог. Стал на горох и упал на порог.
• Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовал.
Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.
«М» и «Л»
• На словах – что на гуслях, а на деле – что на балалайке.
• Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала
• На мели мы лениво ловили налима.
На мели мы лениво ловили линя.
• О любви, не меня ли вы мило молили,
Но туманы лимана манили меня.
• Около кола колокола.
• Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
• Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
• На меду медовик, а мне не до медовика.
• Около кола колокола, около ворот коловорот.
• Эй вы, львы, не вы ли выли у Невы?
Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком
Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.
«Р» и «Л»
• Королева кавалеру подарила каравеллу.
• Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.
• Орел на горе, перо на орле.
• Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
• Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.
• Краб крабу продал грабли.
Продал грабли крабу краб.
Грабь граблями сено, краб!
• В поле Поля-полюшка полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле, если полет Поля поле.
• Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель,
И матросы три недели карамель на мели ели.
• То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя,
то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.
• Ложечка моя желобоковыгибистая, да с переподвыподвертом.
«Р»
• Проходными дворами пробирались юнкера.
• Сыворотка из-под простокваши.
• Проведение предупредительных противопожарных мероприятий.
• На горе Арарат растет крупный красный виноград.
• Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
• Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом из-рыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
• Проворонила ворона вороненка.
• Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап.
• В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
• В грозу от груза арбузов развалился кузов.
• В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.
• В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
• Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш.
• Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.
• Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.
• За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
• Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
• На корабль прокрался краб, караси украли трап.
• Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.
• Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.
• По травке тропа протоптана.
• Прыгают скороговорки как караси на сковородке.
• Рано утром два барана барабанят в барабаны.
• Рома Маше нарвал ромашек.
• На горе Арарат рвала Варвара виноград.
• Проворонила ворона воронёнка.
• Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,
paстеpялa Мapгapита мapгapитки во дворе.
• Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице...
ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем.
• Вставай, Архип, петух охрип.
• У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
• На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
• В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
• Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.
Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров).
«С»
• Собрались овцу пасти, да забыли ее приобрести.
• Саша любит сушки, Соня ватрушки.
• Сев в такси спросила такса:
«За проезд какая такса?»
А водитель: «Денег с такс
Не берем совсем. Вот так-с!»
• Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов.
• Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой.
• У Сени и Сани в сенях сом с усами.
• У осы не усы, не усища, а усики.
• Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног,
Соньку в лоб, все в сугроб.
• Осип охрип, Архип осип.
• Не хочет косой косить косой, говорит, коси коса.
• Сачок зацепился за сучок.
• По семеро в сани уселись сами.
• В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
«Т»
• Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.
• Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.
Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.
«Ц»
• Только у молодца и золотца, что пуговка оловца.
• Невелика птица-синица, да умница.
• В пословице говорится: молодец против овец, а против молодца и сам овца.
• Зацепила из криницы
Красна девица водицы
Цокнул сзади конь копытцем –
Под копытцем пыль клубится
Молодец у молодицы
Попросил воды напиться.
• Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: "Цыц!"
• Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.
«Ж» и «Ш»
• Жить широко – хорошо, но и уже - не хуже.
• Мышки сушек насушили, Мышки кошек пригласили.
• На каждую букашку пишут бумажку.
• Вперед не узнаешь – где найдешь, где потеряешь.
• Поживешь – увидишь, подождешь – услышишь.
• Чужим умом жить – добра не нажить.
• Ужа ужалила ужица
Ужу с ужицей не ужиться,
Уж от ужаса стал уже:
Ужа ужица съест на ужин.
Не ешь, ужица, мужа-ужа,-
Без мужа – ужа будет хуже
• Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:
Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
• В шалаше шесть шалунов.
• Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
• Оса жужжала, обнажала жало,
А встретила шмеля – и хвост поджала.
• Смешные шутки у Саши и Мишутки.
• Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.
• Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишики на сосне
• Шлепают гуськом гусак
за гусаком.
Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
«Ч» и «Щ»
• В четверг, четвертого числа
В четыре с четвертью часа,
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж
Чрезвычайно чисто.
• Тощий Тимка всех тощее,
Тоще тощего кощея,
Он соломинки не толще.
Волосинки Тимка тоще.
Он не ест у нас ни щей,
Ни борщей, ни овощей, -
Вот и тощий, как Кощей!
• Полчетверти четверика чечевицы без червоточины.
• Чайные чашки в печали, стуча и бренча застучали.
• Сухие листочки – на сучках сучочки.
• Пять мальчиков – пять чуланчиков;
Разошлись мальчики в темные чуланчики:
Каждый мальчик в свой чуланчик.
• Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!
• Щипцы да клещи – вот наши вещи.
• У гусыни усов ищи не ищи – не сыщешь.
• Волки рыщут – пищу ищут.
• Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
• Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
• У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
• Птичку напичкали спичками.
• Наша дочь речистая, речь у неё чистая.
• Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
• Тщетно тщится щука ущемить леща.
«Й»
• Оробел Еремей – обидит и воробей.
• Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я.
• Юра вьюном юркнул за мамину юбку.
• Кукушка соловью кукует интервью:
«Так я пою и создаю свою семью».
Популярные скороговорки
Всех скороговорок не перескороговоришь,
Не перевыскороговоришь.
***
От топота копыт пыль по полю летит
***
На дворе трава, на траве дрова;
Раз дрова, два дрова, три дрова –
Не руби дрова на траве двора.
***
У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.
Тридцать три корабля лавировали,
Лавировали, да не вылавировали.
***
Сшит колпак не по-колпаковски,
Вылит колокол не по-колоколовски;
Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать,
Надо колокол переколоколовать – перевыколоколовать.
***
Пришёл Прокоп – кипел укроп.
Ушёл Прокоп – кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.
***
В четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж.
***
У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.
***
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
***
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
***
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.