Начался новый учебный год... Одной из трудностей учебного года можно считать ежедневное выполнение ребенком домашних заданий. Часто родители тратят много сил и времени, чтобы ребенок приготовил все уроки. Кто-то сидит рядом и следит за каждой выведенной буквой (особенно в начальной школе). Кто-то постоянно напоминает о времени отведенном на выполнение домашнего задания и распределяет его по сложности. Кто-то обязательно проверяет вечером то, что сделал и написал ребенок. И только очень немногие родители стараются не вмешиваться в процесс учебы вообще, полностью отдавая ответственность за выполнение домашних заданий ребенку.
Как родителю помочь своему ребенку выполнить домашнее задание?
В каждом конкретном случае рекомендации по выполнению домашних заданий могут отличаться друг от друга. Причины могут быть разные: темперамент ребенка и его способность определенное время усидеть на месте, прописывая красивые буквы и цифры, возможности родителей быть рядом во время подготовки уроков, ответственность и самостоятельность ученика.
- Ребенку обязательно потребуется помощь в распределении времени на выполнение домашнего задания. Не все дети в состоянии реально оценить объем времени, требующегося на то или иное задание. Помощь родителя может быть в совместном планировании количества времени на каждый урок (не забывайте включить 10 минутные переменки).
- Если ученик, приходя домой, говорит, что ему ничего не задали в школе, все же проверьте его тетради и дневник, чтобы убедиться в этом или напомнить ему о позабытом задании.
- Поездка на машине до школы или на внешкольные занятия может быть отличным временем для повторения выученного материала. Ребенок с удовольствием будет играть с Вами в игру «Факты и слова», вспоминая основное из того, что он сегодня готовил к урокам.
- Сами соблюдайте дисциплину: выполняйте свою работу в срок, не откладывайте важные дела. Ребенку необходимо видеть, как родители читают книги и узнают что-то новое.
- Старайтесь оказывать максимальную поддержку своему ребенку, даже если у него не все получается: «Я вижу, что прежде, чем обратиться ко мне за помощью, ты пытался эту задачу решить сам. Это говорит о том, что ты старался». «Если у тебя есть вопросы по домашнему заданию, то ты всегда можешь обратиться ко мне. Если я занят, я быстро прерву все свои дела и постараюсь тебе помочь» (тем самым Вы показываете важность выполнения домашних заданий).
- Если ребенок расстроен из-за большого количества заданий, Вы можете ему помочь, вместе выполнив какую-то часть заданий (но не вместо него!).
- Детей начальной школы можно научить проговаривать вслух трудные слова или действия задачи, что поможет Вам, а впоследствии и ему самому, определить свои ошибки.
- Старайтесь всегда показать ребенку, какого возраста бы он ни был, свою заинтересованность его школьными успехами или заданиями. Это реальная возможность похвалить его за усердие, тем самым, выстраивая доверительные отношения.
- Всегда подчеркивайте ценность знаний и образованности: «Я знаю, что тебе хотелось бы, чтобы ничего не задавали на дом. Помню, что и у меня в детстве возникало такое желание. Но я хочу, чтобы ты был умным и знал, как можно больше».
- Приучите ребенка делиться с Вами не только историями его школьной жизни (хотя это тоже очень важно), а еще и рассказами о различных заданиях из дополнительной литературы. Вы можете порекомендовать ребенку нужные ему словари, энциклопедии или библиотеку, либо вместе с ним поискать нужный ему материал, подчеркнув, что Вам это тоже интересно. Старайтесь обязательно найти что-то увлекательное, чтобы ребенку, в следующий раз, самому захотелось читать не только заданные главы учебника.
Стремитесь к тому, чтобы ребенок как можно больше работал самостоятельно, но при этом он всегда должен знать, что может обратиться к родителям за помощью и получит ее. Домашнее задание должно требовать усилий, но не должно разочаровывать или переутомлять ребенка.
© 2011 г., Информационно-психологический центр «Белый слон», http://www.wslon.ru
|