«Все равно у меня не получится, не буду и начинать», «Сколько не бейся, все равно без толку», «Мне этого никогда не сделать». Приходилось вам слышать такие слова от детей или взрослых? А, может быть, вы сами иногда так говорите? Это проявление синдрома выученной беспомощности (или приобретенной беспомощности) – частого явления у детей и взрослых.
Феномен выученной беспомощности открыт американским психологом Мартином Селигманом и проявляется в нарушении у человека мотивации (человек не стремится улучшить ситуацию, в которой он находится, хотя имеет такую возможность). В итоге появляется пассивность, человек отказывается действовать, в результате появляется неуверенность в собственных силах, подавленность. Формирование у ребенка выученной беспомощности начинается уже в раннем возрасте.
Когда Римме был один год, она пыталась хватать ложку, но мама не давала (накормить ребенка самой ей казалось намного проще, ведь потом не нужно убирать всю кухню). Когда Римме было 1,5 года и она хотела сама одеваться, мама все так же предпочитала быстро одеть дочь сама. Если Римма лезла на горку, она обязательно слышала: «Ты еще маленькая, свалишься, не лезь туда». Ножницами нельзя было резать, потому что они острые, помогать маме мыть посуду нельзя потому, что Римма может разбить стакан и так далее. Сейчас Римме 7 лет. Мама собирает ей портфель в школу, потому что Римма «обязательно что-нибудь забудет», учит вместе с ней уроки, а когда мама просит Римму прибраться в комнате, она обычно слышит: «Лучше ты приберись, у тебя лучше получится»…
Селигман считал, что у детей выученная беспомощность формируется примерно к восьми годам и может остаться на всю жизнь.
Саша и Катя близнецы. Им по 6 лет. Недавно мама научила Катю вязать. Саша, конечно же, тоже захотел научиться. И даже попробовал. Только сложно оказалась. А мама сказала: «У тебя не получается, потому что ты мальчик. Вязание – это не мужское дело. Мужчинам это не дано». Больше Саша и не пытался заниматься «женскими» делами. Все равно не получится, он же мальчик!
Можно предположить, что Саша не будет и пытаться пришить себе пуговицу или сварить суп. Ведь он усвоил, что есть дела, к которым он не способен потому, что он мальчик (будущий мужчина). Бывают и обратные ситуации.
Саша и Катя катаются на двухколесных велосипедах. Велосипеды у них одинаковые, но у Саши получается лучше. Может быть, потому, что он способнее Кати, а, может быть, потому, что когда они только учились кататься, папа всегда говорил, что у Саши здорово получается, потому что он мальчик, а мальчики более способны во всем, что связано с транспортом и техникой. Катю папа не хвалил, говорил, что женщина за рулем и девочка на велосипеде как обезьяны с гранатами…
Часто выученная беспомощность связана в полом ребенка. Например, девочкам часто говорят, что они не способны к математике или физике, потому что они девочки. А мальчики регулярно слышат, что они пишут грязно и неаккуратно потому, что они мальчики. В результате девочки не пытаются стать лучше мальчиков в точных науках (хотя многие бы могли), а мальчики не стараются быть аккуратными. Так появляется выученная беспомощность.
Автор: Юлия Гусева, психолог, гештальт-консультант, кандидат психологических наук.
Другие статьи автора можно прочесть на сайте http://www.psyhlp.ru/