А знаете ли вы, мамы и папы, что лепить куличики и строить домики из песка – это супер важное и супер нужное занятие! Как показали исследования, Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Так что вооружаемся совочками, ведёрками и другими подходящим для этого случая «добром» и вместе с вашим чадом идём на самый настоящий психологический тренинг… в песочницу.
Главное достоинство Песочницы в том, что она позволяет ребёнку реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве. Наше чадо строит свой маленький мир. Малыши от года до трёх с особенным удовольствием возятся в песке, пересыпают его с ладошки в ладошку, ковыряют в нём совочком. Втыкать в него палочки, закапывать камушки, топтать и, разумеется, его разбрасывать – это такое удовольствие! И не лишайте радости малыша «бросаться» песочком – смиритесь с этим «грязным» занятием… Вам остаётся только ненавязчиво корректировать действия маленького человека и следить за тем, чтобы «весёлый» песочек не попал ему в глаза или не оказался у него во рту.
Хорошие куличики пока у ребёнка не получаются, за него это лучше делает мама. Ребёнок будет внимательно наблюдать и однажды попытается повторить. Но до тех пор созидательных действий ждать не приходится, малышу больше радости доставит разрушить ваши творения. И это не повод злиться на малыша. Ломать – это так весело! Можно лепить руками из мокрого песка заборчики и башенки. Ручки сдвинул, убрал – получилась горка. К ней можно пристроить башенки – куличики, сделанные из ведёрок. На большую башню можно сверху выложить куличик из маленькой формочки, и у башенки получился красивый чердачок
Песок для игры обязательно должен быть чистым. Прежде чем малыш начнёт играть в песке, «пройдитесь» по песку граблями, там наверняка найдётся стекло, инородный мусор и т. д. Если есть возможность, после игры накройте его плёнкой.
Для игры не требуется каких-то особых приспособлений. Если малыш будет играть дома, то вам понадобиться небольшой ящик (70/60/15) ; наполовину заполненный песком. Рядом в коробку положите камушки, ракушки, цветы, фигурки птичек, животных, сказочных персонажей, кубики, домики, мостики, машинки – это основные составляющие картины мира.
Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и т. д., особенно нуждаются в Песочнице. Негативные эмоции, конфликты и страхи, как утверждают специалисты, находят своё отражение в песочных картинках в символическом виде. И самое интересное – в процессе совместного создания песочных картинок все негативные тенденции ослабевают и исчезают – «уходят в песок».
Большинству детей нравится играть в песочнице. Но играм с песком, как и любым другим играм ребёнка нужно научить. Чтобы ребёнок не пытался развлекать себя сам не очень удачными способами, например осыпанием песком себя и других деток или отбиранием чужих игрушек, научите его интересным и полезным играм в песочнице. Поначалу играйте в песке вместе с малышами и тогда они быстро научатся играть с другими детьми и правильно вести себя в песочнице.
ГДЕ ИГРАТЬ С ПЕСКОМ?
Это может быть песочница во дворе или на даче или же песчаный берег моря.
КАК ИГРАТЬ С ПЕСКОМ?
Можно просто пересыпать песок между руками, сжимать его или просеивать. Пусть малыш почувствует, какой песок: теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? Шагайте пальчиками по песку или делайте отпечатки ладошек: мамы и малыша. Можно сравнить, что получилось – вот вам и понятие величины (большой, маленький). Делайте дырочки пальцем – глубокие и мелкие. Рисуйте геометрические фигуры, буквы. Все эти игры не только готовят маленькую ручку к письму, но и развивают память, мышление, внимание, воображение.
ВАРИАНТЫ ПЕСОЧНЫХ ИГР:
ЗАБОРЧИКИ. Малыш по кругу лепит руками заборчики. За таким забором можно спрятать зайку от злого волка. Или катать вдоль него машинку.
МОКРЫЕ ОТПЕЧАТКИ. Оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в ведерке; в обуви разного размера.
ЗАБАВНЫЕ ЛАДОШКИ. Сделать отпечатки ладошек; палочкой дорисовать изображение.
«ЗОЛОТОИСКАТЕЛИ». Разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать «золото», складывать в сито.
БРОСЬ КАМЕШЕК. В песке сделать ямки, начертить линию, у которой стоят игроки. У каждого ведерко с камешками. Бросают по три камешка. Победителей угощают песчаными тортами.
ПЕСОЧНАЯ ЧЕРЕПАХА. Сделать из влажного песка большой овальный холм — туловище, маленький холмик наверху — голова, выпуклость по бокам — ноги.
СТРОИМ ЗАМКИ. Если песка много, и он достаточно влажный, принимайтесь за постройку самого настоящего замка. Для прочности конструкции все-таки лучше запастись бутылочкой воды, тогда замок порадует еще и других малышей, которые придут играть в песочницу после вас. Когда замок будет готов, мальчишкам можно поручить сооружение мостов, рва, «земляного» вала вокруг замка, а девочки с радостью займутся украшением. Можно выложить мозаику из мелких камушков, семечек, зернышек, листочков; красить башни орнаментом из сосновых иголок и т. д. Такие игры в песочнице для детей полезны не только для творческого развития, но и для мелкой моторики и обогащения сенсорного опыта ребенка. В увлекательной игровой форме малыш знакомится с физическими свойствами самых разных природных материалов.
РИСУЕМ КАРТИНЫ. На песке можно рисовать – палочкой или пальчиком, а еще интереснее – водичкой (возьмите с собой пол-литровую бутылку с небольшим отверстием в крышке). Если рисовать просто так вам кажется скучным, попробуйте такой способ: выложите несколько камешков или шишечек, и предложите ребенку дорисовать каждый рисунок так, чтобы камешек стал его значимой деталью. Например, на одном рисунке камушки станут глазами мишки, на другом – ушками зайца, на третьем пуговицами на шубе снеговика. Можно разложить на песке формочки или листья и дорисовывать к ним какие-то детали, чтобы получились знакомые персонажи или сюжетные рисунки.
ОПЫТЫ С ПЕСКОМ. Задание: насыпать сухой песок в ведерки, баночки, в воронки, в формочки. Вопросы: какой песок? (Сухой, хорошо сыплется, шуршит и т.д.) Что можно вылепить из сухого песка? Попробуйте сделать домик.
Задание: полить песок из леек, кружек, баночек. Вопросы: Какой стал песок? (Потемнел, не сыплется, хорошо накладывается в формочки, ведра). Сделаем большую горку. У кого больше? Какой песок вам больше нравится: сухой или мокрый? Почему?
УЧИМСЯ ГОТОВИТЬ. Кроха любит помогать вам в ваших кулинарных опытах? Самое время открыть песочную кухню. Если простые куличики уже удаются малышу без вашей помощи, можно переходить к созданию кулинарных шедевров из песка. Попробуйте «приготовить» суп в песочной кастрюле, песочный щербет с орешками-камушками и большой трехъярусный торт. Как вам такое меню? В процессе игры можно ненавязчиво закреплять математические знания – проговаривать и сравнивать песочные пирожки по форме и размеру, делить торт на определенное число гостей, пересчитывать ингредиенты для супа и т. д.
ГОРОДИМ ОГОРОД. Проводите лето в городе? Для контраста постройте в песочнице деревенский домик из палочек и песка, устройте грядки, рассадите деревья, кусты, разбейте клумбу. Захватите из дома маленькую лейку или бутылочку с водой, и малыш с огромным удовольствием будет поливать свой маленький игрушечный огородик.
ИЩЕМ КЛАД. Забава для песочницы, способная увлечь надолго малышей и их мамочек, — поиски клада. В роли клада может выступать все, что угодно – камушек, шишка, принесенная из дома игрушка. Позаботьтесь только, чтобы кроме вашего клада, в песочнице ребенка не подстерегали другие, опасные, находки. По очереди прячьте клад и предлагайте ребенку найти его, раскапывая песок руками или совочком. Если играете с двумя детьми или группой, можно прятать отдельный клад для каждого ребенка, чтобы никому не было обидно. Если песочница не слишком большая, можно неглубоко закопать в песок несколько маленьких игрушек и просить ребенка на ощупь угадать, что он нашел, полностью не откапывая их.
ДЕЛАЕМ ЗООПАРК. Для этого занятия понадобятся формочки с рельефами животных.
ВСЕ ЛОМАЕМ. Если малыш хочет, пусть развалит все свои сооружения. Ведь, он изрядно потрудился, и под конец ему тоже нужно расслабиться. К тому же, если вы играли в общественной песочнице, то ребенку может быть обидно, если его труды разрушит другой ребенок, а так разрушение просто будет частью игры.
ТОПЧЕМ ДОРОЖКИ.
Мама вместе с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге, маленькие ножки бежали по дорожке» Взрослый и ребёнок могут изменять эту игру, изображая того, кто мог оставить следы, косолапый мишка, маленький зайка.
В конце хочется отметить несколько правил поведения в песочнице. Играя здесь, малыш получает первый опыт общения со своими сверстниками. В песочницу лучше брать побольше игрушек, чтобы ваш ребенок привыкал делиться с другими детьми, учился просить разрешения и благодарить, если хочет поиграть чужой игрушкой. Малыша нужно подготовить к тому, что кто-то может взять его песочный инвентарь, разрушить старательно сделанную фигурку, некоторые дети могут начать бросаться песком. Все эти нюансы непременно нужно учитывать и научить ребенка вести себя правильно.
Источник: http://www.maam.ru/