Разумеется, в том, что дети играют предметами домашнего обихода, нет ничего удивительного. Пожалуй, сама история игрушек с этого и начиналась. Но нужно ли современному ребенку играть в эти нехитрые игрушки, когда прилавки магазинов буквально завалены разнообразными играми и игрушками?
Наверное, каждый родитель, стоя перед таким прилавком, в какой-то момент испытал щемящее чувство: вот она, детская мечта! Как хочется подарить всю эту роскошь своему ненаглядному чаду! Тем более что очередной праздник как раз близится... А тут еще бабушки, дедушки, тети, крестные и пр. Вскоре мы замечаем, что комната ребенка решительно напоминает нам уже тот самый заветный магазин. Только где же оно - ожидаемое счастье исполненной мечты? И откуда этот унылый взгляд в милых глазках? И однажды, предложив малышу поиграть в игрушки, вы неожиданно получаете ответ: "У меня их нет! Хочу новые!" Это притом, что на игрушки и так уходит значительная доля семейного бюджета. Неужели действительно надо больше? Где предел? Да и складывать их уже некуда - хоть жилплощадь меняй...
Все это хорошо знакомо и мне, маме трехлетнего малыша. Уточню сразу: вниманием взрослых ребенок вовсе не обижен. Более того, с самого раннего возраста у нас дома регулярно устраиваются игровые занятия для маленькой компании его друзей. Вот для организации этих самых занятий как раз и пришлось вначале придумывать нехитрое оборудование. Таким образом, в детской уверенно прописались всевозможные тазики, коврики, матрасики и т.д. Яркие, крупные вещицы оказались на редкость многофункциональными и годились для любой затеи. К примеру, большие пластмассовые тазы побывали у нас "лодками", "горами", "машинами", "домиками" и даже "батискафами" (собираются из двух одинаковых тазов: первый превращается в днище, а второй - в крышу). Тазики разного размера могут стать "столами со стульями", "паровозами с вагонами". А с обычным деревянным брусом (2,5 м), обтянутым ситцевой тканью, составляли обожаемый детьми мостик, по которому можно переходить "через реку" и "проплывать" под ним, возить машины и т.п. Отличной находкой оказались обычные матрасы (из упругого искусственного волокна), приобретенные в качестве матов для спортивного уголка. Батут из трех матрасов пружинит просто замечательно! А еще они легко превращаются в "горы", "пещеры", "берлогу для медвежонка", "муравейник" или просто "кресла". Немалую пользу сослужила также старая детская кроватка. В разобранном виде она стала горкой, лесенкой, "клетками в зоопарке", основой фланелеграфа, экраном и пр. Отрез шелка голубого цвета - ключ к морской теме. "Плаваем" на нем сами, кораблики "пускаем", "ныряем" под него, "рыбачим". А закрепим в виде ширмы, нацепив на нее бумажные фигурки обитателей моря, - изучаем подводный мир или сами в "рыбок" играем. Потом тут же "кукольный театр" устроим или "волейбол".
В наше время интеллект стало принято развивать буквально с пеленок. Сколько придумано настольных дидактических игр, всевозможных "сидячих" игр, требующих внимания и сосредоточенности! А ребенок вместо этого хочет просто побегать. Закроем книжки, аккуратно разложим по конвертикам многочисленные карточки и... Возьмем красивые пластиковые настольные коврики (под горячее) разных цветов и двух размеров. Разбросаем равномерно по полу большой комнаты. Затем вручим малышу его любимого зайчонка и заявим, что ему поручается прятать друга от хитрой Лисы. В надежное место. Скажем, на "красное большое" (два признака предмета), потом просто на "зеленое" (один признак). Правильно спрятал - Лиса не нашла и ушла в свой домик. Можно бегать с Зайчиком по полянке! Потом и дорожку к дому Зайчика выложим в определенном порядке (иначе заблудится) - чередование по цвету, размеру освоим заодно. Любимое задание на внимание сюда же включим: убежал, прибежал - что изменилось в ряду предметов? А когда будем убирать эти коврики - разложим на группы по признаку. Тут мама, конечно, "случайно" ошибется и даст возможность крохе торжествующе указать на ошибку.
В общем, с таким подходом маме достаточно порой чуточку фантазии и хорошего настроения - и каждый день готова новая игра! Самое ценное - что совсем не требуется времени на ее подготовку! При минимальных материальных затратах к тому же. Между тем игры подобного рода обычно очень полезны. Как минимум это дополнительные двигательные возможности и стимул к фантазии. А, кроме того, это замечательная тренировка образного мышления, воображения, творческого подхода к решению задач. Такая игра создает прекрасные условия для обогащения речи, познавательного, эмоционального развития. Ведь то, что нельзя увидеть приходится подробно описывать. А под девизом "как будто бы" говорить можно о чем угодно. Именно сейчас малыш с такой жаждой будет впитывать новую информацию. Специалисты в педагогике назвали бы это, возможно, даже тренингом "внеситуативного познавательного общения" - наиболее важного типа общения ребенка 3-5 лет с взрослым. На собственном опыте подметила еще одну особенность подобных игр. Малыша не отвлекает исследование игровых предметов от сюжета самой игры. Это имеет, на мой взгляд, большое значение, поскольку сюжетно-ролевая игра еще только начинается. Школа сотрудничества тоже замечательная. Вообще стоит отметить прекрасный контакт со взрослым. Кажется, сама эта фраза "как будто бы" становится ключиком к доверию ребенка, позволяя взрослому перейти на его язык. И главное теперь - оправдать это доверие, то есть отдаваться игре так же увлеченно и преданно, как сам ребенок.
Недавно с восхищением наблюдала за игрой нашей бабушки с внуком. Собственно, именно этим наблюдением навеяна данная тема...
Все мальчишки обожают играть в водителей, и мой - не исключение. Но удивительно, что для этой игры не понадобилась вообще ни одна специальная игрушка из целого арсенала! Маленький пластмассовый тазик - руль. А от чего? Придумаем сами! И поехали... полетели... поплыли... Куда? Да куда душа пожелает! Решили сначала в джунгли. Но постойте! Надо же собраться в дорогу. Что нам может пригодиться в пути? Весь багаж внимательно перечислим и обсудим, а наберем - из обычных пластмассовых кубиков, кеглей. Чем не упаковки продуктов, скажем? А по совместительству инструмент механика, видеокамера, компас, якорь и пр. Вот только карта самая настоящая - на стене висит (детская). Все готово? Счастливого пути! И увлекательных приключений в дороге - с массой познавательных ситуаций, богатейшим речевым общением, самостоятельным решением творческих задач. Палатку для ночлега обозначили кубиками ("колышки вбили" кеглей). Они же - дрова для костра, сама еда. Были "в пути" и свои "трудности". Колеса у "машины" отпадали иногда (все тот же маленький тазик). Сами чинили ("инструменты" - кегли). А когда забарахлил двигатель (все те же кегли) - пришлось юному "водителю" связываться с сто по мобильному, выяснять, как туда доехать (направо, прямо и т.п.), общаться с "мастерами" (узнавать стоимость услуг в том числе). В "пыльную бурю" попали в "пустыне"; "тропический ливень дорогу размыл" - буксовали; рассветом "любовались" и птичек "слушали", животных "встречали". Правда, мама все же не удержалась от соблазна внести в их игру элемент прямого обучения - атлас животных с крупными картинками подложила. Хотя ребенок (2 г. и 9 мес.) вполне успешно уже оперировал воображаемыми образами (даже пожалела потом о своем вмешательстве).
Игра растянулась на неделю - пока бабушка была в гостях. Ребенок, радостно возбужденный и совершенно счастливый, парил на крыльях фантазии в этом удивительном мире вместе с родным человеком. А забытые игрушки сиротливо пылились тем временем на своих полках...
Автор: Ольга Черемисова
Источник: Статья из журнала "Игра и дети"