В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит эффективнее, чем на учебных занятиях. С помощью этой занимательной деятельности он учится различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом.
Самыми распространенными в младшем дошкольном возрасте являются детские игры с кубиками. Кубики могут быть разнообразны по форме и оформлению. Это могут быть цветные формы разной величины из разнообразных материалов (пластмассы, дерева, кубики-мякиши из высококачественной ткани и мягкого наполнителя). Другой вариант – конструктор из кубиков (4-8 штук) с рисунком какого-либо животного или предмета по принципу «Собери лошадку», «Собери машинку» и другие, в том числе кубики с буквами «Собери слово» или числами. Очень популярны последнее время развивающие кубики Зайцева, на гранях которых изображены не буквы, а склады.
На первом году жизни ваш малыш уже научился воспринимать и различать разные звуки, узнает предметы, реагирует на слова как на сигналы и пытается подражать интонациям. В этот период развития ребенка ему можно начинать давать играть с кубиками. Если малыш в период с 4-5 месяцев будет брать в ручки небольшие по размеру и безопасные кубики и пытаться перебирать их ручками, то это будет способствовать развитию тактильных ощущений и развитию мелкой моторики рук.
На втором году жизни у малыша происходит активное сенсорное развитие, формирование предметной деятельности и связанного с ней наглядно-действенного мышления. Сенсорное развитие на данном этапе подразумевает различие 3-4 контрастных по величине предметов, подбор по образцу, представленному взрослым, 3-4 контрастных цветов. Игры с предметами предполагают в этом возрасте строительство несложных построек или несложной мебели, такой как диван для куклы или трон для короля.
В этом возрасте очень удобно использовать кубики-мякиши, чтобы малыш не поранился. Можно составлять пирамидки из цветных кубиков, ставя их один на другой, можно строить более сложные пирамидки: первый ряд из трех кубиков, второй – их двух и третий – один кубик. Затем можно из 4-6 кубиков собирать различные изображения животных либо предметов, уже нанесенных на поверхность кубиков, сопровождая пояснениями (лошадка говорит – иго-го, корова мычит – му, котик мяукает – мяу и прочее). Сам процесс правильного составления картинки из фрагментов развивает мышление малыша, кроме того, подобные занятия совершенствуют мелкую моторику и развивают координацию движений.
С помощью кубиков, окрашенных в однотонные цвета, малыш начинает распознавать цветовую гамму, выделять заданный цвет среди других. Например, можно дать малышу задание среди красных, желтых, синих и зеленых кубков найти только
кубики синего цвета.
Кубики в познавательной деятельности детей 3-4 лет
К трем годам ребенок уже не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов и потому деятельность с кубиками можно усложнять. С помощью набора кубиков ребенок сможет собрать несколько картинок с изображениями сказочных персонажей или героями мультфильмов. Эта игра для детей с кубиками развивает наблюдательность, зрительное восприятие, внимание, а также мелкую моторику рук. С помощью подобных игр ребенок учится складывать полный образ из частей целого, находить недостающие детали изображения.
Существуют кубики-тест, так называемый сортер. В игре ребенку необходимо вставить фигуры в соответствующие прорези в крышке коробки-куба. Подбирая необходимые фигуры, ребенок учит цвета и геометрические формы. Данная игра развивает мелкую моторику рук и пространственное воображение.
В 3-4 года у детей необходимо начинать формировать знания о простейших математических представлениях. Ребенок учится выделять качественные признаки предлагаемых предметов и объединять их на основе одного общего для всех признака. Это является необходимым условием перехода от качественного наблюдения к количественному. Работу с малышами можно начинать проводить с заданий на подборку и объединение игрушек в группы по общему признаку. Например, выбрать все красные кубики среди кубиков другого цвета. Обучение детей происходит наглядно-действенным способом. Новые знания ребенок усваивает, когда следит за действиями взрослого, слушает его указания и пояснения и действует сам.
Игры с кубиками для детей 4-6 лет
У детей 4-5 лет идет активное обогащение словаря, развитие связной речи. В этом возрастном периоде необходимо воспитывать звуковую культуру речи (правильное произношение звуков). В этот возрастной период ребенка можно начинать знакомить с буквами с помощью специальных кубиков, вместо рисунка на которых нанесены буквы. Как вспомогательный материал можно использовать магнитную азбуку либо азбуку, сделанную на картонной основе с рисунками животных и предметов, символизирующих ту или иную букву.
В 5-6 лет ребенок усваивает грамматический строй языка и осознает слово как часть речи. Он учится не только строить предложения, но и знает, из каких слов оно состоит. У ребенка этого возраста необходимо развивать фонематический слух, учить называть звуки, составляющие слово. В этом может помочь игра для детей с кубиками Зайцева.
В процессе обучения ребенка можно использовать разнообразные игры. Например, игра «Отгадай, что в мешочке». В этой игре дети обучаются приемам осязательного обследования предмета. Эта игра развивает у детей также познавательную активность. Для нее необходимо использовать предметы контрастной формы и средних размеров. Игра «Принеси и покажи» предлагает ребенку применять приемы зрительного обследования. Целью любой игры, в частности детской игры с кубиками является, прежде всего, познавательность, то есть то, чему мы, взрослые, должны научить ребенка.
Источник: http://razvitoy.ru
Развивающие гры с кубиками
Кубик и шарик
Для этой игры, кроме кубиков, потребуется один шарик. Приготовьте наклонную поверхность — можно взять крышку от коробки и приставить ее к стене. Можно в качестве опоры построить стенку из кубиков.регулировать высоту будет интереснее, но сама конструкция получится не очень устойчивая. Поставьте кубик и шарик наверх крышки — шарик катится, а кубик? Поэкспериментируйте! Что, если сделать наклон больше? При этом условии кубик тоже съедет вниз, но шарику никаких условий не требуется. Проверьте, что проедет дальше? Почему шарик катится, а кубик нет? Покажите малышу уголки и грани кубика, которых нет на шарике. Вот они — тормоза нашей машины!
Попади в цель
Используя кубики, можно провести настоящий урок физкультуры. Игра
«Попади в цель» разовьет у ребенка меткость, координацию движений, глазомер. Поставьте рядом с малышом коробку (подстелив на дно мягкую тряпочку) и предложите кидать в нее кубики. Если кроха легко справляется с заданием и нет ни одного промаха — коробка отъезжает дальше и малыш переходит на новый уровень. Расстояние около одного метра — идеальное для такого возраста.
Три кубика
Условия игры такие: у ребенка в руках три кубика, он идет по комнате. Вы хлопаете в ладоши ритмично. Малыш должен нагнуться и положить кубики на пол в такт хлопков. Например, три хлопка подряд — три кубика по очереди, а если хлопок — пауза — 2 хлопка, то сначала 1 кубик, потом два. После расстановки кубиков кроха поднимает кубики и продолжает движение.
Перейди болото!
Это упражнение лучше выполнять, держась за мамину руку. Разложите кубики по комнате на расстоянии чуть меньше шага ребенка. Предложите малышу совершить путешествие по болоту, не попадая в него. Кроха должен идти, наступая только на кубики. Не думайте, что это задание нужно выполнять в обуви. Массаж стопы — лучшая профилактика плоскостопия!
Змейка
Кубики разложите по комнате в одну линию на расстоянии чуть меньше шага ребенка. Малышу нужно будет змейкой обойти каждый из них. Покажите ребенку, как это делается, а потом предложите попробовать не ходить, а ползти или прыгать по намеченной дорожке.
Иди осторожно!
Это игра очень хорошо подходит для успокоения ребенка, скажем, перед сном. Участвуя в ней, особо не побегаешь. Итак, дайте малышу один кубик в руку, а другой поставьте сверху на первый. Придерживать рукой второй кубик запрещается. Пусть-ка кроха пройдет с этой башней по комнате. Легко? Тогда усложняем задание — ставим еще один кубик сверху. Что теперь? Представление, как в цирке! Попробуйте дать малышу кубики еще и в другую руку.
А теперь предложите пройтись, держа только один кубик в руке. Спросите малыша о его ощущениях.
Можно разнообразить задание, меняя траекторию движения или предлагая нести три кубика, расположенных по горизонтали, держа лишь крайние. Хотя, конечно, эти варианты труднее выполнить!
Подставки для фото
В этой игре роль кубиков особенная: они будут подставками для картинок и фотографий.
Многие дети любят собирать вырезки из старых журналов, рекламных проспектов или из коробок от игрушек. Выберите наиболее подходящие для игры. Может быть, это человечки, куклы или изображение мебели. Хорошо, если вырезки плотные, хотя бы как фотографии. Если нет, их придется наклеить на картон.
Готовые изображения поставьте вертикально и прижмите их кубиками—с одной стороны одним, с другой — двумя. Можно сделать целый музей или галерею, магазин или стены дома для игрушек.
А можно просто поставить любимую картинку ребенка или фотографию малыша на столик и любоваться ею.
Собери в коробку
Подберите коробку, в которую можно вместить все кубики, только если аккуратно укладывать их один к одному. Для начала давайте разные игровые задания. Например.
«Эти четыре кубика плохо себя вели и их наказали — поставили в угол. Поставь эти кубики по углам коробки. Молодец! Простим кубики? Тогда вот тебе еще одно задание.
Эти кубики любят выходить на балкончик и смотреть вниз. Давай расставим их всех так по краю коробки, чтобы они могли любоваться видом «с балкона»».
Вы можете попросить ребенка расставить кубики вокруг коробки, положить в середину, выстроить перед коробкой в очередь в ожидании попадания в нее или поставить друг на друга возле коробки, чтобы верхний кубик мог заглянуть вовнутрь.
«Кубики поиграли с нами и подружились, теперь им пора домой».
Попросите малыша собрать их в коробку. Скажите: чтобы кубики вместились и никому не было обидно, нужно складывать их плотно, не торопясь. Покажите, как. Когда вы вместе закончите работу, порадуйтесь, что все поместились.
Дом для мышки и жирафа
Играя в кубики, можно легко познакомить ребенка с понятиями выше — ниже, длиннее — короче или закрепить знание о них.
Постройте башенку из трех кубиков. Попросите малыша сделать домики выше и ниже вашего. Чтобы игра была более насыщенная, наглядная и не напоминала школьный урок, возьмите маленькие игрушки и стройте домики для них. Маленькой мышке нужен домик невысокий, а вот жирафу…
Переходные дорожки
Чтобы познакомить ребенка с понятием «длиннее — короче», постройте с ним пешеходные дорожки. Дорожка из двух кубиков — очень короткая, далеко не уйдешь. Дорожка из трех — длиннее. Чтобы было удобнее сравнивать,
нужно разместить их рядом. Этому и предстоит научиться малышу. Все дорожки готовы? Какая самая длинная? Самая короткая? Теперь по ним будут гулять пупсики или зверюшки.
Бусы и шахматная доска
Выстраивая из кубиков дорожки или ряды, можно познакомить ребенка с чередованием. Положите красный кубик, потом желтый, снова красный, опять желтый. Теперь пусть кроха положит красный и так далее. Очень красиво!
Сделайте бусы для мамы или вагончики поезда.
Если ребенку все понятно, можно усложнить задание, — чередовать три кубика или выкладывайте по два кубика одного цвета. А что если сделать фрагмент шахматной доски? Для целой, настоящей доски нужно много кубиков — 32 темных и 32 светлых.
Определи на ощупь
Возьмите мешочек или тряпичную сумку и положите туда несколько кубиков и еще штук пять других игрушек. Попросите малыша, не заглядывая в мешочек, достать все вещи, кроме кубиков, и постараться на ощупь определить и сказать, что ему попалось.
Доставка товара
Грузом будут, конечно, же кубики. Местом оправления станет комната малыша, а вот место доставки можно сделать и подальше. Будем развозить кубики по квартире. Можно складывать любые кубики в грузовик и отправляться в путь. Можно, если в условии доставки ничего не сказано. Но вот беда, на кухню должны быть привезены только синие кубики, в гостиную только большие, в спальню зеленые, маленькие. А вот в ванную, извините, не синие, не желтые и не большие.
Если ваши кубики не отличаются по размеру, играйте с заданиями по цвету.
Чаепитие кукол
Кубики можно использовать в обычных, каждодневных играх ребенка. Из них можно сделать и стул для куклы, и столик, и кроватку, и даже использовать в качестве чашек. Такое модульное замещение очень полезно для развития малыша. Он, скорее всего, уже пользуется этим своим умением. У мальчиков палка вдруг становится ружьем или лошадкой, так почему же кубику не стать, скажем, тортиком на чаепитии кукол?
И снова прятки!
Возьмите десять кубиков и разложите их в комнате так, чтобы их чуть-чуть было видно. Из-за телевизора выглядывает желтый кубик, под скатертью виднеется странный бугорок, а со шкафа собирается спрыгнуть еще один смельчак. Пусть малыш найдет все кубики. Считайте находки вслух!
Ходящие пальцы
Игра, можно сказать, настольная. Покажите ребенку, как пальчики его рук могут ходить. Пусть кроха пройдет или пробежится по столу. Отличное упражнение для развития мелкой моторики. Теперь устанавливаем полосу препятствий из кубиков — простая дорожка, поворот, ямка — дорожка, ямка — дорожка. Теперь ходите пальцами по кубикам. Ходите вместе. Не перепрыгивайте ямы. Дотягивайтесь до следующего кубика!
Где чей домик?
Начертите квадраты разных цветов и размеров. Пусть несколько квадратов совпадают по размеру и цвету с вашими кубиками. Предложите ребенку найти вашим кубикам подходящий домик. Спросите, как он узнал, что именно этот домик подходит кубику. Это не просто игра, это очень серьезное занятие. Помогите малышу и будьте терпеливы.
Строительство трассы для машинок
Если в доме есть маленькие гоночные машинки, то не построить для них трассу из кубиков просто нельзя! Здорово, если кубиков много — дорога будет длинной и опасной, с поворотами. Если количество кубиков ограничено, придется брать дополнительный материал — линейки! Тогда дорога будет еще и наклонной и скользкой.
Мини-покер
Наклейте на одну из сторон кубика картинку. Попросите малыша бросать кубик до тех пор, пока она не окажется сверху. Попробуйте посчитать, сколько бросков нужно сделать, чтобы выполнить задание.
Источник: книга М.Н. Андросова «Развивающие игры с кубиками».