При желании, вы можете адаптировать их к конкретной ситуации, с учетом способностей вашего малыша.
Эта игра очень старая, я помню, еще в детстве в нее играла.
Итак, выберите любое часто встречающееся слово. Можно, например, в воспитательных целях выбрать слово «я» или «не буду».
Договоритесь с ребенком не произносить его, пока едете в машине. Если вы или малыш все-таки нарушите условие, то тот, кто это первый заметил, произносит: «Ой!» (или «Проиграла!»). Не забывайте хвалить ребенка!
Например, на букву «Т»: транспорт, такси, трактор, таксофон, труба, трасса, троллейбус, трамвай, тротуар.
Если слова иссякли, выберите другую букву.
“Слова одной категории”
Эта игра – аналогична предыдущей. Только искать за окном нужно предметы одной категории.
Например, предложите ребенку заметить все дорожные знаки, или растения, или собак, или магазины.
А вы в свою очередь можете рассказать малышу, что означает тот или иной дорожный знак, как называется растение (липа, рябина, герань в горшке), какой породы собака (пудель, такса, дворняжка), прочесть вместе с ребенком, что написано на вывеске магазина. Или пусть он сам называет предметы, если знает.
“Слова по алфавиту”
Выберите какую-нибудь категорию одушевленных или неодушевленных предметов. Например, животные, или предметы одежды, или все съедобное.
Называйте по очереди слова из заданной категории в алфавитном порядке. Например, животные: Антилопа, Бык, Ворона, Гусь, Динозавр...
“Что лишнее?”
Назовите ребенку три слова из одной категории и четвертое слово "лишнее". Пусть малыш определит лишнее слово. Например, "кошка, собака, хомяк, таракан" - это все домашние животные, кроме... сами знаете кого.
Игра в «Города»
Можно поиграть, конечно, и в классическую игру «Города», но для малышей-дошкольников это тяжело.
Лучше вместо городов называть животных (или имена, или вообще любые предметы).
Например, вы выбрали категорию «животные» (кстати, сюда относятся и насекомые, и птицы, и рыбы), и называете первое слово «жук». Ребенок должен вспомнить животное, начинающееся на последнюю букву «К» - «кошка Мурка». И так далее.
“Угадай мелодию”
Идею популярной телевизионной игры «Угадай мелодию» можно использовать для развития у ребенка памяти и музыкального слуха.
Напойте мелодию известной детской песенки. Пусть малыш попробует угадать, какая это песенка.
Если он узнает ее, то пусть споет следующую, а вам придется угадывать.
“Поиск рифмы”
Начните с простого слова (например, «рот»), и по очереди придумывайте слова в рифму (год, компот, обормот).
Когда будет хорошо получаться, можно сочинять целые «стихотворения»: первую строчку придумываете вы, вторую – ребенок , и так далее по очереди.
Такие получаются шедевры!
“Первая Буква”
Предложите вашему ребенку придумать слова, которые начинаются с той же буквы, что и, например, его имя.
Можно разнообразить игру с помощью вопросов-загадок.
Например, если вашего ребенка зовут Ваня, то можете загадать ему вопрос-загадку, ответ на которую начинается на букву «В». Например, «Что больше всего любит Карлсон?» (ответ – Варенье).
Если малыш не может угадать с первого раза, задавайте уточняющие вопросы. Например, предыдущую загадку можно уточнить так: «Бабушка сварила из ягод сладкое...».
“Вопрос-загадка”
В предыдущей игре «Первая буква», я упомянула эту развивающую игру. А теперь опишу ее более подробно.
Задумайте какой-нибудь предмет, и попросите ребенка угадать, что это такое.
Дайте ему одну подсказку (например, опишите признаки предмета или как его используют). Если малыш не отгадает, подскажите еще раз до тех пор, пока он не назовет правильный ответ.
Например, если вы выбрали для загадки слово «Дорога», то первой подсказкой может быть: «Ее нельзя перебегать». Затем: «Ее можно переходить на зеленый свет». Третья подсказка: «По ней едут автомобили».
“Да – нет”
Старая игра, но хорошо развивает внимание и логику.
Пусть ваш ребенок загадает слово на заранее выбранную тему. А вы будете задавать вопросы, требующие ответа «Да» или «Нет», и пытаться угадать это слово.
Потом поменяйтесь ролями.
“Счет в дороге”
Если вашему ребенку не терпится поскорее доехать, пусть он считает какие-нибудь предметы по пути следования. Например, можно подсчитать, сколько встретится светофоров с красным светом, сколько мам с колясками, сколько бабушек, переходящих дорогу.
“Номерной знак”
Много игр можно придумать с использованием номерных знаков автомобилей, проезжающих мимо.
Например, можно искать на номерных знаках заданные буквы (какую-то конкретную, или только гласные-согласные) или цифры (опять же конкретную или, например, четные-нечетные). Можно искать машины с иностранными номерами. Или вообще без номеров...
“Вспомни какой-нибудь случай”
Вспомните какое-нибудь недавнее событие, в котором вы участвовали вместе с ребенком. Например, как навещали любимую бабушку, праздновали день рождения, или выбирали игрушку в магазине.
По очереди рассказывайте, что вы видели и что делали.
Например, начните так: «Когда мы были в гостях у бабушки...», ваш ребенок может продолжить: «...я помогал ей полоть морковку в огороде...». Вы добавляете: «...и прополол все сорняки вместе с морковкой...».
Припоминайте по очереди как можно больше деталей до тех пор, пока совсем нечего будет добавить.
“Супер-герой”
Придумайте рассказ, героем которого, конечно, должен быть ваш ребенок . Он решает все сложные задачи и находит выход из любого положения.
Например, начните так: «Маленькая девочка оставила зайчика на скамейке, пошел дождик, и наш зайка весь промок. Он уже готов заплакать, как вдруг появляется Ваня. Ваня пришёл, чтобы помочь ему. Только он знает, что делать!». Ну, и так далее. Пусть ваш ребенок решит эту «сложную» жизненную задачу.
“Я нашел на чердаке...”
Эта игра развивает память, внимание и фантазию.
Начните рассказ так: «Я нашла на чердаке...» — и назовите любой предмет. Например: «Я нашла на чердаке говорящую куклу».
Теперь очередь ребенка. Он должен повторить ваши слова и добавить в конце что-то новое. Например, «Я нашел на чердаке говорящую куклу и маленького домовенка».
И так далее, по очереди повторяете весь рассказ с самого начала, добавляя в конце новый объект.
Сколько предметов вы можете запомнить к моменту завершения игры ? В этой игре обычно дети выигры вают у взрослых.
“Сложные слова”
Одна из игр, помогающих пополнить словарный запас дошкольника, заключается в поиске сложных слов. По дороге вы, возможно, увидите автозаправку, самолет, спортплощадку, самосвал, автовокзал, супермаркет.
Еще бывают так называемые устойчивые словосочетания, когда два слова обозначают один предмет, и должны употребляться вместе. Например, телефонная будка, пешеходная дорожка, пост ГАИ.
Расскажите ребенку о таких словах и словосочетаниях, и попробуйте вместе поискать их за окном движущегося транспорта.
“Необитаемый остров”
Вообразите, что вы едете на необитаемый остров.
"Упакуйте" вместе с малышом воображаемый багаж. Перечислите вещи, которые вам пригодятся на необитаемом острове.
Уточняйте у ребенка, какие вещи необходимы (зубная щетка, мыло, ложка), а без каких можно обойтись (телевизор, мячик, коллекция машинок)?
Придумайте, что вы будете там делать, как выживать (собирать ракушки, бегать по волнам, выращивать овощи и фрукты).
“Давай помечтаем”
Случалось ли вам, покупая лотерейный билет, мечтать о том, как бы вы поступили, если бы выиграли миллион?
Пофантазируйте об этом вместе с ребенком.
Например, спросите его, что бы он купил себе, любимой мамочке, или малышам, у которых нет мамы и папы?
Автор: Калмыкова Людмила
«Паровозик» — игроки называют слова по-очереди. Надо назвать слово на букву, на которую закончилось слово второго игрока. Это аналог игры «в города», но для маленьких детей правила легче — слова берутся любые, а не только из географии. Потом игру можно усложнять, называть только животных, или только еду и т.п.
«В леопарда» — эту игру придумала дочка, и мы играем в неё каждый вечер, пока моемся в ванной. Леопард должен всё делать на одну букву алфавита. Например, сегодня буква «М»: леопард моется мылом, мёрзнет, ест мороженое, мастерит маленькие машинки и т.п. Чем длиннее предложение из слов на одну и ту же букву, тем лучше.
«Противоположности» — я называю слово, а ребёнок отвечает словом, противоположным по смыслу (день-ночь, кислый-сладкий и т.п.).
«Каким бывает?» — по очереди подбираем определения к слову, кто больше не сможет придумать — проиграл (например, кошка бывает пушистая, голодная, белая, спящая и т.п.).
«Что бывает?» — игра, обратная предыдущей. Называем, что может иметь данное определение (например, пушистым может быть снег, одеяло, волосы, кошка и т.п.)
«Что можно сделать?» — по очереди называем предметы (из бумаги — тетрадь, книжку, самолётик и т.п.). Кто больше не может ничего назвать — проиграл.
«Вот предмет, а из чего люди сделали его?» — обратная к предыдущей игра. Я называю вещь, а малыш говорит, из чего она сделана (стол — из дерева, дом — из камня и т.п.).
«Что внутри?» — я называю предмет, а ребёнок говорит, что в нём может быть (например, яйцо-цыплёнок, кошелёк — деньги, самолёт — пассажиры и т.п.).
«Что было раньше?» — я называю слово, а ребёнок говорит, чем это было раньше (рыба — икрой, лужа — дождиком, лист — почкой и т.п.).
«Что будет, если?» — спрашиваю, что будет, если съесть 100 конфет, или если долго-долго бежать, или если научиться летать.
«Сочиняем стишок» — по-очереди придумываем строчки стихотворения. Получается очень смешно.
Надеюсь, что такие игры для детей в дороге сделают ваши путешествия с детьми намного интереснее!
Автор: Мария Костюченко