Чтобы начать уважать детские считалки, надо выяснить, чем ценна для детского развития свободная детская игра.
С нее и начнем.
Можно сказать, что игровая деятельность формируется ещё у внутриутробного младенца- когда он не спит, и ему скучно, он качает пуповину.
Если их там двое, они друг с другом тоже развлекаются, устраивают разные виды игрового поведения.
Все это стало известно, когда начали фиксировать внутриутробное поведение малышей на видео.
На одном из таких видео, где запечатлены двойняшки, находящиеся каждый в своем пузыре, очень заметно, как более активный мальчик будит сестрицу, тыча пальчиками ей в лицо.
И когда они родились, и стали ходить, их любимой игрой была игра в прятки - девочка пряталась за шторку, мальчик ее находил и шлепал по мордашке, а она при этом радостно визжала.
И первая игра ребенка после рождения- манипулятивная.
Малыш в руках что-то вертит, что-то делает ручонками. То есть такая игра - это двигательная активность по поводу какого-то предмета.
Надо сказать, что предыдущий вид игры не уничтожается, когда развивается следующий, он сохраняется.
Дядька, который крутит ключи машины на пальце, или грызет ручку, или подкидывает и ловит что-либо тоже занимается манипулятивной игрой.
Между полутора и двумя годами включается символическая функция мышления, и ребенок начинает понимать, что этот предмет может быть замещением другого.
Вот есть кружечка - а я ее возьму и как шапочку надену.
Один предмет бывает знаком- заместителем другого.
Ребенок играет со своими игрушками, и мы видим элементы манипулятивной игры и символической.
И постепенно в недрах этой игры появляется ещё одна игра, символическая ролевая - "давай я буду мамой, а ты дочкой".
Раньше роль исполнял предмет, а теперь он сам.
В возрасте около 4 лет появляется новый тип игры - так называемая групповая игра с правилами. Это игры - ходилки, лото, домино, шашки, шахматы - настольные. Обычно такая игра возникает с подачи взрослых или старших детей.
Могут быть и групповые игры не настольные - прятки, догонялки и т.д.
Чем они интересны: взрослый показывает игру, объясняет, как играть. И возникает тема очередности, тема ресурса, который у меня есть, а главное - тема правила, что можно, что нельзя.
"Я бы хотела пойти раньше, но я не могу…и пока другие играли, ситуация изменилась, и мои карты уже не годятся!".
Другие игроки - часть ситуации, ребенок уже не центр Вселенной, не созидающий игру Бог, а есть группа, и эта группа играет в игру, правила которой определены заранее.
Мы соглашаемся с тем, что раздают определенное количество фишек, а не столько, сколько я хочу, мы соглашаемся, что ходим по очереди и т.д.
Это очень важная модель, на которой тренируются многие виды навыков социального взаимодействия - дети учатся соблюдать очередность, учатся тому, что успех и неуспех - это относительно и т.д.
В возрасте от 3 до 5 лет руководящую функцию выполняет взрослый. Он следит за тем, чтобы не нарушались правила.
А где-то в районе пяти возникает желание и возможность играть без взрослых.
"Мы хотим играть в лото, и знаем, как."
И когда дети начинают сами действовать, и особенно в играх, где они участвуют в теле (прятки, догонялки и т.д.), возникает задача - как сделать, чтобы люди согласились играть.
Как собрать игроков?
И это чрезвычайно важная тема - наличие детей.
То, что ребенку нужны сверстники, это все хорошо понимают. И когда дети предоставлены сами себе (чего в наше время, увы, случается не так часто), они обязательно сбиваются в группы, причем с небольшой разницей в возрасте.
Умеренная разновозрастность увеличивает потенциал группы.
Для младших детей более старший ребенок - это более сильный, более совершенный, и у него есть некоторые свойства, которых нет у более младшего. И в детских группах такое почитание возраста характерно.
Если нам пять, а у нас есть шестилетка, то мы его уважаем уже за то, что ему шесть лет. И это полезно и для шестилетки, и для нас.
Соответственно, более старшие дети являются носителями всяких социальных знаний, и если говорить об игровых взаимодействиях, то более старшие дети предлагают способы разрешения конфликтов.
Именно они чаще предлагают посчитаться.
И старшие дети устраивают кастинг - мелкие гордятся, если их взяли.
Если детская субкультура развита, то можно наблюдать массу интересных штук, которых у других детей нет.
Важно, чтобы в группе детей был кто-то, кто является носителем знаний.
И очень здорово, если ребенок владеет этими знаниями: дети чрезвычайно ценят эти знания, и владение ими снимет у ребенка множество проблем с коммуникациями и даст возможность "попробовать себя" в роли лидера.
Так что если мы научим наших детей всем этим штучкам, это будет очень круто :)
Источник: http://7irinka-club.livejournal.com/