Приготовьте для игры небольшие пластиковые бутылки и пузырьки, чашечки, ведерко. Поставьте тазик с теплой водой и вместе с малышом наполняйте емкости и переливайте водичку из одной в другую. В следующий раз тазик с водой превратится в озеро, в котором плавают рыбки или уточки, или в море, где на волнах качаются кораблики.
Чтобы получить фонтанчик, подставьте под сильную струю воды ложку (выпуклой стороной вверх) либо пузырек с узким горлышком. Обычно такой эффект приводит детей в восторг.
Купание кукол - тоже отличная игра. Вымойте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце. После кукольного обеда вымойте посуду.
Когда вы соберетесь стирать, привлеките к этому полезному делу и своего малыша, обеспечив его для этого всем необходимым. Пусть он рядом с вами в маленьком тазике постирает носовые платочки или кукольное платье, а затем, отжав, повесит их сушиться.
«Переливалочки». Покажите малышу, как можно переливать воду из одной емкости в другую. Для этого хорошо подойдет набор игрушечной посуды. Предложите ребенку угостить куклу «чаем», налив в чашку из чайничка водичку. Обратите внимание на то, что она не должна переливаться через край. С помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) можно переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.
«Водяная мельница». Еще одна любимая забава детей – водяная мельница. Возьмите ковшик с носиком, зачерпните воды покажите малышу, что лить надо, стараясь на центр лопасти.
«Ловим шарики». Вам понадобятся маленькое ситечко, 10 теннисных шариков, миска. Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.
Рыбалка». Приобретите в магазине игру, в которой пластмассовые рыбки с металлической серединкой ловятся магнитной удочкой. Если вам не удалось купить игру, то можно изготовить её самим, вырезав рыбок из тонкого пластика и надев на каждую из них по металлической канцелярской скрепке. Удочку тоже изготовить нетрудно, нужен лишь магнит. Готовых рыбок бросьте в таз или прозрачную банку с водой. Пусть ребёнок ловит их удочкой, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» В ходе игры объясните ребёнку, почему рыбки притягиваются к магнитной удочке. А с самодельной удочки можно снять скрепку и продемонстрировать ребёнку, что рыбка перестала «ловиться».
Игра «Тёплый» или «Холодный». Необходимы игрушки двух видов, по две – три штуки каждого, желательно резиновые или пластиковые (например: утята, рыбки, кораблики, дельфины и небольшие мячики – красные, синие, желтые, белые). Взрослый наполняет одну ёмкость теплой водой, другую холодной и говорит малышу: « Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в ёмкость с холодной водой, а рыбок в теплую воду. Тем самым мы учим ребенка не только свойствам предметов, но и учим определять разницу холодное – теплое.
Игра « Достань ракушку». На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку найти «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускаются на дно (глубину не больше 15-20 см), ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может, немного помочь малышу.
Наполните глубокую миску или тазик манкой, бобами, макаронами, орехами и предложите малышу выбирать бобы, макароны, орехи из манки и собирать их в отдельную мисочку.
Можно прятать мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем искать их. Или пересыпать крупу с помощью совочка, ложки из одной емкости в другую.
Покажите малышу, как можно взять тремя пальцами небольшую горсть манки и сыпать ее на поднос или в какую-то емкость.
Предложите малышу искать клад в манке. Кладом могут быть: разноцветные бусины, пуговицы, игрушки, магнитики с холодильника, стеклянные камешки и т. д. Заполните емкость мелкой крупой и положите несколько небольших игрушек или крупных стеклянных камешков (или другие предметы) так, чтобы их было не видно. Пускай ребенок опустит руки в емкость и постарается найти в крупе, спрятанные там предметы.
«Игра с фасолью». Вам потребуются: сухая фасоль, пластиковая бутылка. Берите по одной фасолинке и опускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолинка, две фасолинки и т. д.». Чтобы ребенку не было скучно, можно напевать песенку: «Мы фасолинки берем, их в бутылочку кладем. Будет Ванечке игрушка — из фасоли погремушка».
«Рисование по крупе». Удобнее рисовать на подносе. Рисовать можно пальчиком или трубочкой от сока. Научите малыша встряхивать поднос, чтобы крупяная поверхность вновь стала ровной.
Можно предложить малышу не рисовать картинку, а выкладывать ее на столе при помощи различных сортов фасоли, чечевицы. Такая фасолевая мозаика очень поможет развить малышам их творческий потенциал.
Возьмите фасоль красную и белую (или разноцветные бусины) и ячейки из под яиц. Предложите ребенку положить в каждую ячейку по одной фасолинке определенного цвета. Ребенок должен выбрать фасоль нужного цвета, взять одну фасолинку тремя пальцами и положить ее в ячейку. Затем можно добавить в каждую ячейку по одной фасолинке другого цвета. Подобных вариантов с сортировкой разных мелких предметов можно придумать множество.
Насыпьте в кастрюлю горох, фасоль или любую крупную крупу. Пусть ребенок опустит туда руки и попробует замесить это как тесто - получится отличный массаж для детских ладошек.
1. Разложи/подбери по цвету/форме/величине.
Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или картона, сортируйте их по форме (круг, треугольник, овал) или размеру – большие к большим, маленькие к маленьким.
Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой желтый круг, как у вас в руках.
2. Найди такой же/найди похожий.
На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами: дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие относительности – по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с домом маленький.
Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры – дом, как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т.д.
3. Красочные фантазии.
В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку,как она окрашивается в разные цвета, если в нее опустить кисточку с краской какого-либо цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые оттенки.
4. Большой/маленький.
Дайте ребенку примерить вашу одежду – она будет ему велика, потому что он еще маленький, а ему ваша мала, потому что вы уже большие.
Попробуйте спрятать в кулачке игрушки разных размеров – маленькие запросто поместятся, а вот большие не смогут.
5. Что звучит?
Для каждой игры можно брать по 2-5 предмета, увеличивая их количество в зависимости от возраста ребенка.
Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у малыша. А потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух, что звучало – колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет?
6. Послушай, как звучит!
Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или иное звучание предмета – как шуршат листья, барабанит дождь по стеклу, едет лифт, лает собака, работает дрель и т.п.
Более усложненный вариант попробовать придать каждому звуку эмоциональную окраску: например, дрель звучит недовольно, лифт едет устало, гром гремит сердито, бубен звучит весело, а вода льется со смехом.
7. Музыкальные игры.
Задача ребенка идти быстро или медленно в зависимости от того, как с каким темпом вы стучите в ладоши или ударяете в бубен.
Не сама простая задача для совсем маленьких детей – остановиться, когда остановится музыка, особенно если пред этим она звучала быстро и энергично.
8. Ммм… как пахнет!
Обращайте внимание малыша на самые разные запахи – как пахнет ванильный пирог из духовки или свежий хлеб в магазине. Что за запахи витают в отделе мяса и колбасы, как приятен запах свежего белья, книжных страниц и распустившего цветка на окне.
9. Какое на ощупь?
Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу трогать самые разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь: гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, твердые, теплые т.д.
Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору деревьев и листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или попугайчика, попробуйте взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или крупе, раскатайте катушку ниток и клубок шерсти, порвите лист бумаги и дотроньтесь до кактуса.
10. Чудесный мешочек.
Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях – ребенок наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка.
Класть в этот мешочек можно что угодно – и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с овощами.
11. Кто это?
Ребенок наощупь должен угадать, руку какого члена семьи он сейчас трогает. Обязательно поменяйтесь с малышом ролями.
12. Ах, как вкусно!
Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагайте пробовать новое – лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких количествах. Предложите малышу, закрыв глаза, угадать, что он ест – лимон, яблоко, хлеб или печенье.
13. Что изменилось?
Поставьте перед малышом в ряд несколько игрушек, запомнив их расположение, путь он отвернется, а повернувшись обратно, угадает, какие игрушки поменяли свое место.
Веселых вам игр!
Источник: http://vedaroda.ru/, http://www.domashniy.ru/, http://5fan.info/
Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru