Во время таких игр и занятий развиваются органы чувств малыша - в первую очередь зрение, слух и осязание, а также в некоторой степени обоняние и вкус. Помните: чтобы малыш нормально развивался, мы должны обеспечить его самой разнообразной сенсорной информацией. Активность и любознательность ребенка необходимо всячески поддерживать! Давайте научимся некоторым играм, которые сумеют превратить мир крохи в волшебную сказку, подарят вам и малышу много радостных моментов.
Сенсорными условно называются игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Предлагаемые в этой статье увлекательные «развивалки» строятся не на известных методиках знакомства с цветом, формой, величиной, а на использовании самых разнообразных предметов и материалов - воды, теста, круп, свечек...
Игры с водой
Дети обожают возиться с водой. С каким удовольствием они брызгаются, плещутся в воде, переливают водичку в пузырьки и чашечки! Помимо удовольствия и радости такие игры имеют и терапевтический эффект - вода помогает малышу снять напряжение, расслабляет и успокаивает. Почаще организовывайте такие веселые занятия дома, в ванной комнате, а летом на свежем воздухе у ручья, озера или бассейна.
Приготовьте для игры небольшие пластиковые бутылки и пузырьки, чашечки, ведерко. Поставьте тазик с теплой водой и вместе с малышом наполняйте емкости и переливайте водичку из одной в другую. В следующий раз тазик с водой превратится в озеро, в котором плавают рыбки или уточки, или в море, где на волнах качаются кораблики.
Чтобы получить фонтанчик, подставьте под сильную струю воды ложку (выпуклой стороной вверх) либо пузырек с узким горлышком. Обычно такой эффект приводит детей в восторг.
Купание кукол - тоже отличная игра. Вымойте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце. После кукольного обеда вымойте посуду.
Когда вы соберетесь стирать, привлеките к этому полезному делу и своего малыша, обеспечив его для этого всем необходимым. Пусть он рядом с вами в маленьком тазике постирает носовые платочки или кукольное платье, а затем, отжав, повесит их сушиться.
«Переливалочки». Покажите малышу, как можно переливать воду из одной емкости в другую. Для этого хорошо подойдет набор игрушечной посуды. Предложите ребенку угостить куклу «чаем», налив в чашку из чайничка водичку. Обратите внимание на то, что она не должна переливаться через край. С помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) можно переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.
«Водяная мельница». Еще одна любимая забава детей – водяная мельница. Возьмите ковшик с носиком, зачерпните воды покажите малышу, что лить надо, стараясь на центр лопасти.
![](/upload/medialibrary/b85/7871b23e3a1e033a21fc574a42aade54.jpg)
«Ловим шарики». Вам понадобятся маленькое ситечко, 10 теннисных шариков, миска. Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.
Рыбалка». Приобретите в магазине игру, в которой пластмассовые рыбки с металлической серединкой ловятся магнитной удочкой. Если вам не удалось купить игру, то можно изготовить её самим, вырезав рыбок из тонкого пластика и надев на каждую из них по металлической канцелярской скрепке. Удочку тоже изготовить нетрудно, нужен лишь магнит. Готовых рыбок бросьте в таз или прозрачную банку с водой. Пусть ребёнок ловит их удочкой, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» В ходе игры объясните ребёнку, почему рыбки притягиваются к магнитной удочке. А с самодельной удочки можно снять скрепку и продемонстрировать ребёнку, что рыбка перестала «ловиться».
Игра «Тёплый» или «Холодный». Необходимы игрушки двух видов, по две – три штуки каждого, желательно резиновые или пластиковые (например: утята, рыбки, кораблики, дельфины и небольшие мячики – красные, синие, желтые, белые). Взрослый наполняет одну ёмкость теплой водой, другую холодной и говорит малышу: « Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в ёмкость с холодной водой, а рыбок в теплую воду. Тем самым мы учим ребенка не только свойствам предметов, но и учим определять разницу холодное – теплое.
Игра « Достань ракушку». На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку найти «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускаются на дно (глубину не больше 15-20 см), ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может, немного помочь малышу.
Игры с красками
Для проведения игры «Цветная вода» потребуются: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы на столе и наполните водой. Опустите кисточку с краской в стакан с водой. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. В следующий раз можно развести краску быстро, помешивая воду кисточкой. Веселая игра, которая нравится малышу, побуждает его к активным действиям - он «заказывает» следующую краску или берет кисточку и начинает действовать сам. Можно смешивать краски, получая новые цвета. Для этого растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получается оранжевый, из синего и желтого - зеленый, из красного и синего - фиолетовый.
Незабываемые сенсорные ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув его в тазик с водой) и положите на клеенку, пригладив мокрой губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите ей по бумаге. Продолжайте с использованием других цветов, не бойтесь смешивать краски. Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски - вода перемешается с другими красками, при этом на листе появятся нежные, размытые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!
Игры с тестом
Тесто - пластичный, приятный на ощупь и к тому же безопасный материал. Дайте малышу кусочек мягкого теплого теста (чтобы оно не липло к рукам, можно смазать его небольшим количеством растительного масла). Покажите, как можно мять тесто, пошлепать по нему ладошкой, сделать в тесте ямки пальчиком. Научите ребенка лепить из теста шарики-колобки и раскатывать колбаски. А чтобы получить из теста плоский блинчик, надо много раз с силой похлопать по нему ладошкой. Чтобы разнообразить игры с тестом, можно сделать цветное тесто с помощью пищевых красок.
Игры со свечами
Установите свечу устойчиво и зажгите на глазах у ребенка, предложите подуть на пламя, обратите внимание малыша, что огонек погас, а вверх поднимается дымок. Скорее всего, ребенок попроситвас зажечь свечу еще раз. А когда стемнеет, не включайте в квартире электрический свет, а зажгите свечу и походите с ней по дому, освещая путь.
Приготовьте зефир в шоколаде, либо пастилу, и воткните одну или несколько праздничных свечек (используйте маленькие свечи для именинного торта). Организуйте игру «День рождения Мишки»: вместе с крохой накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» и задуйте свечи.
Игры с бумагой
Предложите малышу поиграть с бумагой. Покажите, как можно рвать бумагу на кусочки (чтобы карапузу было легче, заранее сделайте небольшие надрезы по краям листа), мять ее. Из полученных кусочков и полосок цветной бумаги можно сделать простую аппликацию - например, цветочек, полоски на теле кота. А с комочками белой бумаги легко устроить игру в снежки.
Игры со светом и тенями
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малыша, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван. Пусть ребенок попробует поймать убегающего зайчика, а потом сам пустит прыткого ушастика скакать по полу и потолку.
Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. С помощью кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы, бегущего оленя. При наличии сноровки и фантазии, можно даже устроить теневой театр.
Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с ним по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время вечерней прогулки по темным аллеям парка. С помощью фонарика можно устроить освещение в кукольном домике, палатке или в игрушечном замке, который несложно соорудить из большой картонной коробки.
Игры со льдом
Заранее приготовьте лед - заполните водой форму для льда и поставьте в морозильную камеру. На следующий день достаньте лед и выдавите из формы в мисочку. Предложите малышу потрогать лед, обратите внимание на то, какой он холодный и твердый. Затем налейте в прозрачную стеклянную кружку или стакан горячую воду и опустите в нее один или несколько кусочков льда. Понаблюдайте вместе с ребенком, как потрескивает и быстро тает лед: раз - и нет его. Зимой на прогулке обратите внимание малыша на заледеневшие лужи и сосульки на крышах.
Игры с крупами
Расположитесь на кухне. Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите структуру крупы. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались! Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки одну о другую. Немножко колется, да?» В следующий раз используйте другие крупы.
Наполните глубокую миску или тазик манкой, бобами, макаронами, орехами и предложите малышу выбирать бобы, макароны, орехи из манки и собирать их в отдельную мисочку.
Можно прятать мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем искать их. Или пересыпать крупу с помощью совочка, ложки из одной емкости в другую.
Покажите малышу, как можно взять тремя пальцами небольшую горсть манки и сыпать ее на поднос или в какую-то емкость.
Предложите малышу искать клад в манке. Кладом могут быть: разноцветные бусины, пуговицы, игрушки, магнитики с холодильника, стеклянные камешки и т. д. Заполните емкость мелкой крупой и положите несколько небольших игрушек или крупных стеклянных камешков (или другие предметы) так, чтобы их было не видно. Пускай ребенок опустит руки в емкость и постарается найти в крупе, спрятанные там предметы.
«Игра с фасолью». Вам потребуются: сухая фасоль, пластиковая бутылка. Берите по одной фасолинке и опускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолинка, две фасолинки и т. д.». Чтобы ребенку не было скучно, можно напевать песенку: «Мы фасолинки берем, их в бутылочку кладем. Будет Ванечке игрушка — из фасоли погремушка».
«Рисование по крупе». Удобнее рисовать на подносе. Рисовать можно пальчиком или трубочкой от сока. Научите малыша встряхивать поднос, чтобы крупяная поверхность вновь стала ровной.
![](/upload/medialibrary/6ed/8d969f3953db81b5fb13473eb80a219b.jpg)
![](/upload/medialibrary/137/5ef3dc6343e0bea9f1367cebe1c479e5.jpg)
Можно предложить малышу не рисовать картинку, а выкладывать ее на столе при помощи различных сортов фасоли, чечевицы. Такая фасолевая мозаика очень поможет развить малышам их творческий потенциал.
Возьмите фасоль красную и белую (или разноцветные бусины) и ячейки из под яиц. Предложите ребенку положить в каждую ячейку по одной фасолинке определенного цвета. Ребенок должен выбрать фасоль нужного цвета, взять одну фасолинку тремя пальцами и положить ее в ячейку. Затем можно добавить в каждую ячейку по одной фасолинке другого цвета. Подобных вариантов с сортировкой разных мелких предметов можно придумать множество.
Насыпьте в кастрюлю горох, фасоль или любую крупную крупу. Пусть ребенок опустит туда руки и попробует замесить это как тесто - получится отличный массаж для детских ладошек.
Игры со звуками
Обращайте внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, шум проезжающих машин и т. д. Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, поскрипите пальцем по стеклу.
Насыпьте в одинаковые коробочки (для этого удобно использовать пластмассовые футляры из-под фотопленки или шоколадных яиц с сюрпризами) разные крупы. Коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Один набор коробочек у вас, другой - у малыша. Потрясите одну из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию - пусть он найдет у себя коробочку, которая звучит точно так же.
Купите малышу разнообразные звучащие игрушки - погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, а также детские музыкальные инструменты - барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино. Научите кроху различать их звучание. Для этого играйте за ширмой поочередно на разных инструментах, а ребенок пусть угадает, на чем вы играете. Научите малыша играть на инструментах громко и тихо, медленно и быстро, двигаться и танцевать под разные ритмы.
Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь к звукам вокруг - шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка, пению птиц. Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.
Не ограничивайтесь перечисленными играми. Экспериментируйте, выдумывайте! Только не забывайте о соблюдении мер предосторожности.
1. Разложи/подбери по цвету/форме/величине.
Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или картона, сортируйте их по форме (круг, треугольник, овал) или размеру – большие к большим, маленькие к маленьким.
Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой желтый круг, как у вас в руках.
2. Найди такой же/найди похожий.
На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами: дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие относительности – по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с домом маленький.
Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры – дом, как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т.д.
3. Красочные фантазии.
В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку,как она окрашивается в разные цвета, если в нее опустить кисточку с краской какого-либо цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые оттенки.
4. Большой/маленький.
Дайте ребенку примерить вашу одежду – она будет ему велика, потому что он еще маленький, а ему ваша мала, потому что вы уже большие.
Попробуйте спрятать в кулачке игрушки разных размеров – маленькие запросто поместятся, а вот большие не смогут.
5. Что звучит?
Для каждой игры можно брать по 2-5 предмета, увеличивая их количество в зависимости от возраста ребенка.
Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у малыша. А потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух, что звучало – колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет?
6. Послушай, как звучит!
Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или иное звучание предмета – как шуршат листья, барабанит дождь по стеклу, едет лифт, лает собака, работает дрель и т.п.
Более усложненный вариант попробовать придать каждому звуку эмоциональную окраску: например, дрель звучит недовольно, лифт едет устало, гром гремит сердито, бубен звучит весело, а вода льется со смехом.
7. Музыкальные игры.
Задача ребенка идти быстро или медленно в зависимости от того, как с каким темпом вы стучите в ладоши или ударяете в бубен.
Не сама простая задача для совсем маленьких детей – остановиться, когда остановится музыка, особенно если пред этим она звучала быстро и энергично.
8. Ммм… как пахнет!
Обращайте внимание малыша на самые разные запахи – как пахнет ванильный пирог из духовки или свежий хлеб в магазине. Что за запахи витают в отделе мяса и колбасы, как приятен запах свежего белья, книжных страниц и распустившего цветка на окне.
9. Какое на ощупь?
Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу трогать самые разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь: гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, твердые, теплые т.д.
Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору деревьев и листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или попугайчика, попробуйте взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или крупе, раскатайте катушку ниток и клубок шерсти, порвите лист бумаги и дотроньтесь до кактуса.
10. Чудесный мешочек.
Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях – ребенок наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка.
Класть в этот мешочек можно что угодно – и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с овощами.
11. Кто это?
Ребенок наощупь должен угадать, руку какого члена семьи он сейчас трогает. Обязательно поменяйтесь с малышом ролями.
12. Ах, как вкусно!
Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагайте пробовать новое – лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких количествах. Предложите малышу, закрыв глаза, угадать, что он ест – лимон, яблоко, хлеб или печенье.
13. Что изменилось?
Поставьте перед малышом в ряд несколько игрушек, запомнив их расположение, путь он отвернется, а повернувшись обратно, угадает, какие игрушки поменяли свое место.
Веселых вам игр!
Источник: http://vedaroda.ru/, http://www.domashniy.ru/, http://5fan.info/