Ребенок – «иной» …

Дети не всегда доброжелательны к тем, кто отличается от них. Понятно, что нужно воспитывать в детях толерантность и учить не обзывать и не унижать тех, кто хромает, носит очки или неуклюжие ортопедические ботинки… Не в нашей власти сделать всех детей (и их родителей) принимающими. Но мы можем помочь своему ребенку, если он «другой», то есть, чем-то отличается от общей массы.

С чего начинаем? С доверия к собственным родителям, то есть к нам с вами. Если для ребенка (а мы сейчас говорим о дошкольниках) родители – главный авторитет, то ему будет относительно не сложно пережить негативные высказывания посторонних. На первом этапе я предлагаю показать ребенку широкий диапазон людей. Разных. С ограниченными возможностями и нет. Толстых и худых. Белых и чернокожих. Важно объяснить малышу, что все люди разные. Кто-то ходит с палочкой, а у кого-то нет ноги. Кто-то плохо слышит и носит слуховой аппарат. Такое принятие разных людей не поставит самого ребенка в исключительное положение. И это очень важно.

Чаще всего подвергаются насмешкам полные дети и дети в очках. Остановимся на последних. Каждому, кто носил в детстве очки знакомо прозвище «очкарик». Избежать этого прозвища вряд ли получится. Но можно смягчить принятие ребенком того, что он «очкарик». Как правило, первый раз ребенок сталкивает с прозвищем, когда еще не понимает его значения. Поэтому он не обижается и просто спрашивает у родителей, что это за слово. Я предлагаю объяснить ребенку, что иногда так называют людей, которые носят очки. И обратить внимание, что считается, что это слово не очень вежливое, но так говорят. Иногда родители объясняют детям, что это очень плохое слово и тот, кто его говорит, очень плохой человек. Я бы поостереглась давать такое объяснение ребенку. Потому что в какой-то момент в окружении ребенка могут оказаться преимущественно ужасные дети. А это сложно понять и пережить.

То, что ребенка обзывают, он начинает понимать примерно в 5-6 лет. К этому возрасту стоит научить его адекватно реагировать. Как? Во-первых, не обижаться и не реветь. Мы, взрослые, прекрасно понимаем, что это именно то, чего добивался обидчик и скорее всего ответной реакцией будет еще одна порция обзываний. Но как научить ребенка не обижаться на то, что обидно? Читаем снова предыдущий абзац. Если мы объясним ребенку 3-4 лет (когда он еще не обижается на прозвище), то так иногда называют тех, кто носит очки, то ему будет легче принять эти слова в свой адрес. Важно, чтобы ребенок не отрицал факта ношения очков. Понятно, что если человечек дрожащими губами говорит: «Я не очкарик», то шанс того, что его перестанут дразнить – минимален. Поэтому заранее придумываем подходящую фразу, с помощью которой ребенок сможет осадить обидчика. Например: «Да, я ношу очки, а еще я в бассейне с трамплина прыгаю и на горных лыжах с горы катаюсь. А ты что умеешь?». Что мы делаем этой фразой? Во-первых, не отрицаем факт дефекта зрения. Во-вторых, обозначаем достоинства носителя дефекта. В-третьих, перенаправляем внимание на того, кто начал обзываться. Теперь уже его задачей будет что-то сказать, рассказать о том, что он умеет делать.

Автор: Юлия Гусева, психолог, гештальт-консультант, кандидат психологических наук, http://www.psyhlp.ru/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования