В раннем возрасте зрительное восприятие еще очень несовершенно. В норме зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Какова же роль взрослого в развитии и становлении зрительных функций ребёнка?
Глаз – самый активный из органов чувств. Другие рецепторы, например уши, более или менее пассивно воспринимают воздействующие на них сигналы, глаза же находятся в непрерывном движении. Они все время обследуют детали окружающего нас видимого мира одну за другой, играя важнейшую роль в зрительном восприятии.
Задолго до того, как ребенок начинает исследовать окружающий мир с помощью рук и ног, он уже активно исследует его глазами.
Для того чтобы зрение развивалось нормально, необходим разнообразный зрительный опыт. И взрослый, делая все необходимое для накопления этого опыта, сам служит наиболее предпочитаемым стимулом для малыша.
Игра «Угадай, что исчезло»
Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки.
Выложите перед малышом игрушки, попросите его посмотреть внимательно и назвать, какие игрушки он видит. Затем попросите его отвернуться: «Игрушки хотят поиграть с тобой в прятки, отвернись, пожалуйста». Когда ребёнок отвернется, надо убрать одну игрушку и попросить ребёнка угадать, какая игрушка спряталась.
Постепенно игру нужно усложнять. Когда ребёнок отворачивается, можно не только убирать, но и добавлять одну игрушку: «Ой, к нашим игрушкам приехал гость (гостья). Кто это?». Малыш должен угадать, какая новая игрушка появилась.
Игра «Очередь»
Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки, или карточки-картинки, или можно использовать любые другие предметы.
Предложите ребенку поиграть в очередь к врачу, парикмахеру, в банк или еще куда-нибудь. Расставьте вместе с ребенком игрушки по порядку, как будто они сидят в очереди. Попросите ребёнка отвернуться и уберите какую-нибудь игрушку. Спросите ребёнка: «Кто убежал из очереди?». Ребёнок должен назвать исчезнувшую игрушку. Верните ее на место, затем снова попросите ребёнка отвернуться и поменяйте две игрушки местами. Спросите: «Кто перепутал очередь?».
Игра «Подбери пару по цвету»
Для игры понадобятся 5-6 предметов (например, кубики, шарики или детали мозаики) разного цвета и 5-6 ленточек или кусочков ткани таких же цветов в пару к каждому предмету. Можно использовать самые разные пары одинакового цвета. Например, вырезанные из картона круги и ниточки, подобранные к кругам по цвету.
Разложите выбранные предметы и попросите ребенка подобрать к каждому из них подходящую по цвету ленту (к красному - красную, к жёлтому - жёлтую и так далее).
Потом попросите ребенка отвернуться и переложите все пары неправильно. Ребенку надо найти все ошибки и исправить их.
В эту игру можно играть с одним ребенком, а можно с группой детей. Дети делятся на команды, и устраивается соревнование, какая команда быстрее подберет пары.
Игра «Найди цвет»
Для игры понадобится коробка цветных карандашей и лист белой бумаги. Чем старше ребёнок, тем большее количество карандашей должно быть в коробке. 3-х летнему ребёнку достаточно 4 цвета (красный желтый, зеленый, синий).
Нарисуйте на листе бумаги небольшие фигурки (кружочки, квадратики, овалы, треугольники, колечки) в ряд каждым карандашом. Сколько карандашей в коробке, столько цветных фигурок должно получиться. Фигурки могут повторяться, главное, чтобы они были простыми и разных цветов. Если вы играете с 3-х летним малышом, ему достаточно 3 фигуры – круг квадрат, треугольник.
Покажите свой рисунок ребёнку, дайте ему коробку карандашей и попросите его нарисовать под каждой фигуркой точно такую же – такой же формы и цвета.
Примечание: игры с цветом не только тренируют у ребенка зрительное внимание, но ещё и учат его различать цвета. Чем старше становится ребенок, тем большее количество цветов должно использоваться в играх.
Игра с карточками
Для игры понадобятся 3-7 карточек с изображением разных животных или предметов.
Разложите перед ребёнком карточки и обсудите с ним все изображения. Пусть ребёнок назовет рисунок на каждой карточке, например: «Это ведерко», «Это слоник», «Это мячик», «Это собачка». Затем переверните карточки и спросите: «Где ведерко? Где Слоник? Где мячик? Где собачка?»
С трёхлетним малышом начинать играть надо с 3-х карточек и постепенно их увеличивать. Если играть в эту игру регулярно, к пяти годам ребёнок легко справится с семью карточками.
Игра «Прятки в шкафчике»
Для игры понадобятся пустые спичечные коробки, из которых склеивается шкафчик. Коробочки можно склеивать в разном порядке, с разным уровнем сложности. Самый простой шкафчик для трёхлетнего ребёнка: 3 склеенные коробки друг на друге. Самый сложный шкафчик для 5-ти летних детей: 3 коробки в высоту и 3 коробки в ширину.
Возьмите какой-нибудь маленький предмет, например пуговку, и на глазах у ребёнка положите его на любую полочку. Задвиньте её и повертите шкафчик, потом спросите: «На какой полке лежит пуговка?». Ребёнок должен угадать.
По мере освоения игры, можно класть разные предметы на разные полочки. В таком случае вопросы будут такие: «На какой полочке синяя пуговица? На какой полочке красная бусинка?»
Примечание: эти игры развивают не только внимание, но и память. Лучше всего в эти игры играть с одним ребёнком, но и с группой детей тоже возможно. В таком случае угадывают все дети одновременно.
Усложнять задания для малыша можно только после того, как он научиться хорошо справляться с более простыми заданиями. Для того чтобы ребёнку было интереснее, можно иногда меняться ролями, когда ребёнок прячет предметы в шкафчик или переворачивает карточки, а взрослый угадывает.
Игра «Сложи узор»
Для игры понадобятся разные небольшие фигуры. Их можно вырезать из картона, а можно использовать детали детского конструктора.
Составьте на коврике дорожку или узор из фигур. Начинайте с 3 - 4-х элементов, а когда ребёнок освоится с такими заданиями, увеличьте количество. В пять лет ребёнка количество фигур можно постепенно увеличить до 7 - 8-ми.
Попросите малыша посмотреть на дорожку или узор и запомнить. Потом предложите ребёнку отвернуться. Измените расположение одной фигуры и попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах). Постепенно сложность игры можно увеличивать, меняя расположение двух и более элементов.
Вариация игры:
Составьте узор из фигур. Пусть ребёнок посмотрит на него. Потом уберите узор с поля и предложите ребёнку восстановить узор самостоятельно.
Игра с палочками «Повторяй за мной!»
Для игры понадобятся счётные палочки. В эту игру можно играть как с одним, так и с несколькими детьми. Каждому ребёнку выдаётся одинаковое количество счётных палочек. Трёхлетним малышам будет достаточно по 3 - 4, с возрастом и освоением игры количество счётных палочек можно увеличивать до 7 - 8-ми.
Все садятся в круг, и вы начинаете игру в роли ведущего. Выложите из счётных палочек произвольную композицию, пусть дети смотрят и запоминают. Затем закройте композицию из счётных палочек листом бумаги, детям надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку.
Примечание: игры этой серии способствуют увеличению объема внимания и памяти. Они особенно эффективны при многократном повторении различных вариантов игры.
Игра «Рассматриваем картинку»
Для игры понадобятся интересные детские картинки.
Предложите малышу рассмотреть и описать картинку. Вначале ребёнку можно помогать: начать описание самостоятельно, задавать вопросы. Трёхлетнему малышу нужно показывать картинки с небольшим количеством предметов и крупными деталями. Вначале ребёнка надо научить описывать то, что он видит. Расскажите о картинке сами, потом предложите следующую картинку и начинайте задавать вопросы: «Что тут нарисовано? Какого цвета домик? Что рядом с домиком?»
Игра «Найди на рисунке фигуры»
Для игры понадобятся простые рисунки, например, с домиком, ёлочкой, цветком, солнышком.
Предложите ребёнку найти различные геометрические фигуры, которые спрятались на картинке: круги, овалы, треугольники, квадраты, прямоугольники. Убедитесь, что ребёнок знает все названные фигуры. Для этого нарисуйте их, назовите и покажите на примере, как можно найти спрятанную на рисунке фигуру.
Игра «Сыщики»
Для игры понадобится большая иллюстрация с множеством деталей или персонажей из детской книги.
Ведущий даёт задание ребёнку найти какой-нибудь предмет на картинке. Чем младше ребёнок, тем проще должна быть иллюстрация. Пятилетним детям можно давать уже не простые иллюстрации, а репродукции картин разных художников.
Игра «Опиши меня»
В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Если вы играете вдвоём с малышом, предложите ему вас внимательно рассмотреть. Потом попросите ребёнка отвернуться и начинайте задавать вопросы: «Какого цвета моя футболка?», «Есть ли у меня серёжки?», «Какого цвета у меня глаза?» и так далее. Потом меняйтесь ролями, пусть ребёнок задаёт вопросы о своём внешнем виде.
Чтобы в эту игру играть с несколькими детьми, понадобится ширма или штора. Выбирается один ребёнок, вы просите остальных детей хорошо его рассмотреть. Потом малыш прячется за ширмой. Вам лучше стоять так, чтобы были видны все участники игры. Когда ребёнок встаёт за ширму, начинайте задавать вопросы: «Сколько пуговиц на Митиной рубашке?», «Какого цвета у него ботинки?» и так далее. Остальные дети отвечают на вопросы. После 5 - 6-ти вопросов ребёнок возвращается к группе и выбирается следующий малыш, которого будут описывать дети.
Игра «Опиши его по памяти»
Предложите малышу описать какого-нибудь знакомого по памяти. Спросите, какого цвета у него волосы, какой они длины; какого цвета глаза; какого он роста; во что обычно одевается; во что был одет, когда вы его видели в последний раз; часто ли он улыбается. Описывать можно соседей, друзей, родителей друзей, продавщицу магазина, в который вы часто заходите, воспитательницу детского сада.
Примечание: внимание к людям - отдельный, очень важный навык, который надо развивать у ребёнка. Многие дети мало интересуются другими людьми, не задумываются об их чувствах и потребностях. Игры из серии «Опиши его» способны пробудить у ребёнка более глубокий интерес к людям. Также эти игры способствуют развитию внимания, памяти и речи.
Игра «Рисуем по образцу»
Для игры понадобятся карточки с изображением простых фигур. Такие карточки можно изготовить самостоятельно, нарезав на квадраты белый картон и нарисовав на них фигуры.
Дайте ребёнку лист бумаги и карандаши, положите перед ним одну карточку и попросите его внимательно на неё посмотреть. Через 10 секунд карточку переверните изображением вниз и попросите ребёнка нарисовать такую же фигуру, как на карточке.
Для трёхлетних малышей вначале на карточках должны быть простые фигуры одного цвета (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник). Постепенно можно усложнять игру, и давать ребёнку карточки с фигурами, закрашенными в два цвета, потом в три и четыре. Пятилетним детям можно давать карточки с двумя - тремя фигурами, окрашенными в разные цвета.
Игра «Весёлые картинки»
Для игры понадобятся простые картинки с изображением отдельных предметов, например, ведёрка, машинки, мячика, зайчика.
Возьмите 4 - 5 картинок, выберите из них 2 – 3 и положите перед малышом. Остальные картинки не показывайте. Предложите ребёнку внимательно посмотреть на картинки и обсудите, что на них нарисовано. Затем возьмите картинки, которые вы рассматривали и смешайте с остальными картинками. Дайте ребёнку все картинки (4 - 5) и предложите выбрать из них те, которые он уже видел.
Постепенно количество картинок в одном сеансе игры можно увеличивать, но не раньше, чем ребёнок будет хорошо справляться с заданиями с меньшим количеством картинок.
Эту игру можно разнообразить. Например, выложить картинки в ряд, дать ребёнку их рассмотреть, затем смешать картинки и попросить ребёнка положить картинки в правильном порядке.
Игра «Алфавит»
В эту игру надо играть на прогулке. Перед выходом на прогулку покажите малышу одну букву. Для начала выберите букву, которую легко отличить, например, «О» или «Т». Лучше, чтобы буква была нарисована или напечатана на крупной карточке или на большом листе бумаги. Договоритесь, что на улице вы будете искать эту букву.
Выйдя на прогулку, обращайте внимание на все вывески и рекламу, рассматривайте их вместе с малышом и ищите нужную букву. На следующей прогулке ищите другую букву. Эта игра не только улучшит зрительное внимание ребёнка, но и поможет выучить ему алфавит.
Источник: http://www.kindergenii.ru/
Вариант 1.
Детям предлагается посчитать количество предметов на картинке, указывая на них пальцем.
Вариант 2.
Детям предлагается посчитать количество предметов на картинке только глазами.
Найди всех кошек на картинке
Найди всех зайчат на полянке
Найди всех кошек на картинке
Помоги маме-уточке найти всех утят
Помоги кукле найти все конфетки
Попробуй отыскать всех поросят
Помоги девочке собрать все цветочки, которые рвстут на полянке
Найди все самолеты в небе
Покажи все подарки, которые получил мальчик в день рождения
Покажи все мячики на картинке
Источник: http://www.igraza.ru/