Все малыши, как и мы, взрослые, воспринимают информацию по-разному. Зная механику этого процесса, родители могут здорово помочь деткам в развитии и обучении. Хотите узнать, "зритель", "слушатель" или "деятель" ваш малыш и как это знание применять во благо?
Восприятие во многом зависит от того, какой способ познания мира у малыша, ведущий - зрительный, слуховой или сенсорный.
Исходя их этого, принято выделять три психотипа: визуал, аудиал и кинестетик (иногда встречаются смешанные психотипы). Зная ведущий канал восприятия, родители, воспитатели и учителя могут стать отличными стратегами и превратить любые знания в легко усвояемые, скорректировав форму их подачи. Но прежде чем помогать детям найти путь к знаниям, нужно определить этот самый психотип.
Ребенок-визуал, или маленький "зритель", лучше всего дружит с информацией, которая поступает к нему через глазки. Он отлично запоминает то, что видит: страницы в книгах, мультфильмы, форму, цвет, размер и т.д.
Визуалам важно рассмотреть объект, поэтому они просто обожают разглядывать иллюстрации в книжках, иногда даже большие, чем слушать повествование. Любимые занятия "зрителей" связаны с взаимодействием глаз и рук: это лепка, рисование, собирание пазлов, конструирование и т.д.
Ребенок-аудиал, или "слушатель", быстренько обрабатывает информацию, полученную по слуховому каналу. Малыш может легко запоминать стихи, слова песен и сказки. Он легче воспринимает "что такое хорошо, а что такое плохо" из фраз и комментариев родителей. Такие детки, как правило, раньше сверстников начинают говорить и имеют большой словарный запас. Малыши с удовольствием поют, рассказывают стихи, бесконечно задают вопросы, правильно и хорошо говорят, обожают слушать истории, сказки. Легко учатся читать, успешно осваивают иностранные языки.
Ребенок-кинестетик, или "деятель", получает информацию в основном через телесные ощущения. У такого крохи богатая мимика, он здорово разыгрывает сценки из сказок. Любит все проверять через действие - прикосновение и движение. В младенчестве детки много двигаются, когда их кружат или подбрасывают. Любят танцевать и участвовать в подвижных играх, где нужно бегать, прыгать, куда-то взбираться. Синяки и разбитые коленки, конечно, тоже тут как тут, да и усидчивости и умения концентрировать внимание у таких малышей маловато. Зато любовь к спорту будет с большой вероятностью!
Зная психотип ребенка, можно помочь крохе усвоить большее количество информации за меньшее время и наиболее приятным для малыша способом.
Итак, маленьким визуалам помогут яркие иллюстрированные книжки, видео-материалы, планы и схемы, демонстрация в действиях.
С ребенком-аудиалом важно постоянно разговаривать, читать вслух, слушать музыку вместе и аудиокниги. Так, любой материал в стихотворной или песенной форме запоминает почти мгновенно.
Малышу-кинестетику важно потрогать изучаемое или изобразить это в движении. Например, можно разыграть сценку о том, как из слогов появляются слова или, изучая цифры, можно слепить их из пластилина.
Главное помнить о том, что делая упор на ведущий канал восприятия информации, полезно тренировать и остальные.
Автор: М.Статирова