Знакомьтесь - лень, как она есть

«Не все дети готовы самостоятельно учиться. Есть ленивые дети, которым только дай шанс побездельничать!», - слыша эти слова, мне становится грустно от того, что взрослые уже заранее лишают детей возможности проявить свою свободу воли, которая не может сформироваться в атмосфере недоверия и тотального контроля.

Ответьте себе на вопрос: «Готов ли я осуществлять некий процесс с высокой эффективностью, смысла которого я не понимаю и не вижу причин делать то, что получает низкую оценку (не зависимо от моих усилий) со стороны тех, кто вынуждает меня к деланию?» Только будьте предельно честны, отвечая на этот вопрос.

А теперь представьте своего ребёнка, который не видит смысла в своей учебной деятельности, так как он не понимает, зачем ему учиться. «Стать успешным, много зарабатывать денег, достичь высокого статуса...» - всё, что он слышит от взрослых, не является тем действенным стимулом, который придавал бы осмысленность его каждодневным усилиям. Все взрослые установки имеют далёкую перспективу и не являются ценностью для детей. Они живут сегодняшним днём, имеют желания практического свойства на короткий промежуток времени. И вряд ли могут вдохновиться теми идеями, которые мы им передаем, как важные для взрослой жизни.

Вот и приходится для подкрепления родительских установок прибегать к внешним стимулам для того, чтобы в ближайшей перспективе получить от детей ожидаемый результат. Отсюда появляется потребность оценивать детей и сравнивать их достижения с достижениями других. А для того, чтобы снять с себя чувство вины за то, что мы, фактически, манипулируем сознанием детей, мы прикрываем свои действия высокими идеалами.

Когда ребёнок привыкает действовать не из внутреннего побуждения, а из внешнего, то формируется личность, неспособная самостоятельно ставить цели и их достигать. Деятельность, не имеющая смысла, может осуществляться только под влиянием идей, главной из которых является призыв, впитанный с детства - «Надо! Должно!». Зачастую, нет понимания для кого/чего «надо» и «должен» быть исполнен тот или иной процесс.

За призывами «надо» и «должен» нет осознания собственных целей и, как следствие, есть стремление удовлетворять интересы тех, по отношению к кому испытываешь чувство долга или страх наказания,. Работая на долг, теряешь энергию, которую восполнить стремишься за счет одобрения окружающих. Если одобрения нет, либо оценка работы низкая, то растёт отторжение к тому виду деятельности, который теряет смысл. Нет притока энергии, и состояние обесточенности приводит к снижению чувствительности к воздействию внешней мотивации. Так, родители обнаруживают, что ребёнок уже не реагирует на замечание, на приказы - все эти внешние стимулы, которые ещё недавно приводили к результату, теперь не работают. Ребёнок впадает в состояние апатии или активного протеста. Его побег от деятельности воспринимается как лень. Для того, чтобы вынудить ребёнка действовать, приходится выискивать всё новые аргументы, прибегая к дисциплинарным воздействиям.

Вы и сейчас готовы утверждать, что ваш ребёнок ленив?

Не важно, какие смыслы вы видите в учебной деятельности ребёнка. Важно только то, какие смыслы в ней находит он сам. Если смысл в учебе он видит, тогда не требуется его стимулировать. Он самостоятельно выстраивает стратегию своего развития. Если бессмысленность правит балом, то учебным процессом ребёнка надо управлять, подвергая его постоянному контролю. Как только контроль ослабевает, ребёнок сбегает в развлечения, чтобы подпитаться энергией позитива и снять то напряжение, которое растёт в нем день ото дня. И тогда выполнение любой бессмысленной работы затягивается - ребёнок «тянет резину» и живет в состоянии перманентных авралов. Так формируется пагубная привычка, переходящая во взрослую жизнь.

Лень - результат тотального контроля той деятельности, смысла которой не видишь.

Когда вы переводите ребёнка на семейное обучение, выведите его из оценочной системы и дайте ему возможность найти смысл своей учебной практики. И вы увидите, что ваш ребёнок не ленив. Только тогда он сможет достигать высоких результатов, когда они основаны на внутренней мотивации. 

Автор: Сгонник Любовь, https://vk.com/homeschooling2014



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования