Еще совсем недавно воспитатели в детском саду, а позднее учителя в школе всячески пытались переучить малыша активно пользоваться левой рукой. Дети очень быстро понимали, что быть не таким, как все, стыдно, старались скрыть свой изъян.
Однако не многим удавалось полностью победить себя. Да, малыши действительно начинали писать, рисовать правой рукой. Только почему-то сразу же становились невнимательными, рассеянными, забывчивыми и, что самое неприятное, раздраженными. И умственные способности, а также особенности характера тут совершенно ни при чем. Просто они ежедневно шли против природы, боролись с собой, преодолевали себя, тратили все силы... Это как учиться ходить на руках. В принципе возможно. Но сможем ли мы однажды добиться совершенства? А главное, станет ли нам когда-нибудь так же удобно, как на ногах? Надеемся, ты понимаешь, как вредно бороться с естественным ходом вещей. Давай все-таки ценить то, что заложено в ребенке, и помогать ему это развивать, использовать в жизни, а не наоборот.
В какой руке?
По большому счету дети до двух лет амбидекстры, то есть умеют одинаково ловко пользоваться обеими руками. Сосет палец правой ручки, а левой тарахтит погремушкой. Одной возводит башенку, а другой держит бутылочку с водичкой. И все это одновременно. Так и должно быть. Только ты, мамочка, не должна вмешиваться в этот процесс. Скажем, вкладывать игрушку в определенную руку, класть ложечку исключительно справа от тарелки. Потому что таким образом ты сковываешь ребенка рамками: мол, нужно так, а не иначе.
Специалисты отмечают, что некоторые родители подсознательно не дают крохе шансов быть левшой (является он таковым или нет) чуть ли не с грудничкового возраста. Каким образом? Допустим, ты берешь младенца на руки и прижимаешь его одним бочком к себе. Если ты правша, то и держишь с этой стороны. Следовательно, ограничиваешь пространство карапуза слева. Вы общаетесь, ты что-то показываешь, предлагаешь игрушку, бутылочку, пустышку – и все это малыш может взять только правой рукой. Первый акцент сделан. Стоит ли говорить, что весь мир ориентирован исключительно на правшей? Ручка на двери, защелка на коробочке, выключатель...
Они расположены так, что ими без труда сможет воспользоваться праворукий человек, но не левша. А как насчет канцелярских принадлежностей? Самое сложное для леворуких – овладеть ножницами. Но и с карандашами-ручками-фломастерами приходится повозиться. Это особенно сложно в момент знакомства с этими предметами.
Каждый родитель желает знать
Основное, что должны понимать папы и мамы, – леворукость является одним из вариантов нормального развития и зависит от врожденных особенностей. Это ни в коем случае не отклонение!
Мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств. При этом правое отвечает за левую половину тела, левое – за правую.
В левом полушарии расположены речевые центры, оно анализирует, классифицирует полученную информацию. Ему свойственно рационально-логическое мышление. Правое же называют эмоциональным, интуитивным. Оно отвечает за пространственно-образное мышление.
Естественно, среди детей встречаются те, кто больше пользуется левым полушарием. У таких рано проявляются способности к математике, структурированию. Не менее редки ребятишки, которые больше пользуются правым полушарием. Они фантазеры и выдумщики, поражают окружающих творческими талантами.
Тем не менее нельзя сказать, что леворукие станут художниками или артистами, а праворукие – инженерами и конструкторами. Потому что в большинстве случаев картина смазанная. Малыши пользуются и теми и другими способностями. Кто-то в равной степени, у кого-то идет небольшое преобладание определенных качеств. Чтобы картина стала яснее, проведи тест.
В форме игры попроси ребенка:
- похлопать в ладоши;
- погладить пушистую игрушку или домашнее животное;
- открутить колпачок на бутылочке с водой;
- показать "сороку-ворону" (водить пальцем одной руки по ладони другой).
В большинстве случаев главную роль будет выполнять ведущая рука. Хотя может быть и так, что половину действий ребенок выполняет одной рукой, остальные – другой. Значит, он еще окончательно не определился. Для того чтобы прояснить картину, можно дополнить тест слуховым и визуальным рядом. Что для этого нужно?
Возьми лист бумаги и проделай в нем отверстие. Пусть кроха посмотрит через него на тебя. Какой глаз увидела?
Теперь дай малютке послушать, как тикают часики. Пусть расстояние до обоих ушей будет одинаковым. Каким же он все-таки прислушивается? В случае явного преобладания определенной стороны тела можно выявить и ведущую руку. Не получилось? Специалисты рекомендуют провести повторный тест через полгода.
Тесты для определения ведущей руки ребенка
Определять ведущую руку ребенка, по мнению большинства исследователей, можно с 4-5 лет. Есть специальные тесты по определению ведущей руки даже для младенцев, но их результаты нельзя назвать надежными. До возраста 4 лет дети достаточно хорошо владеют двумя руками и предпочтение одной ведущей руки еще очень трудно выявить.
Обычно, когда детей обучают держать ложку, карандаш, фломастер, кисточку, ножницы, то всем им одинаково вкладывают эти предметы в правую руку. Так природный левша начинает незаметное для него переучивание и превращается в скрытого левшу. Сначала проблем не видно, но они проявляются очень бурно, когда ребенок начинает писать или делать графические задания по подготовке руки к письму в детском саду. Поэтому лучше всего узнать ведущую руку ребенка уже в дошкольном возрасте – в 4 года. Тем более что это легко сделать даже в домашних условиях.
Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка. Это опросники, батареи тестов, отдельные тесты. Но не все из них являются точными для детей дошкольного возраста.
Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста должны выполняться быстро, без подготовки. Ребенок не должен знать и даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука.
Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания. Так, полный набор теста для определения ведущей руки ребенка М. Озьянс включает 20 заданий:
- завинтить крышку на бутылке,
- разрезать бумагу ножницами,
- нанизать бусины,
- почистить обувь щеткой,
- стереть ластиком крестики,
- намотать нитку на катушку,
- перелить воду из одного сосуда в другой,
- разложить карточки,
- отвинтить гайку рукой и ключом,
- проколоть дырочки дыроколом,
- продеть нитку в иголку,
- почистить одежду от пыли,
- капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки,
- достать бусинку ложкой из стакана,
- позвонить колокольчиком,
- закрыть и открыть молнию на сумке,
- взять стакан и выпить несколько глотков воды).
Ф. Кречмер предлагает детям для определения ведущей руки такие задания как:
- полить цветы,
- почистить зубы,
- перемешать песок лопаткой,
- толкнуть палкой шарик,
- достать книги с полки,
- вынуть пробку из ванной,
- положить фишки в коробку и другие.
Очень важно обратить внимание в оценке результатов тестов на новые для ребенка действия, которым его еще не обучали. Это позволяет получить более точные данные, т.к. если ребенка уже обучали действию, то скорее всего, он его будет делать так, как ему показывали и как он привык это делать.
Тесты для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста были разработаны и другими исследователями – М.Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Это серия тестов, которые взаимно дополняют друг друга. Условия проведения данных тестов:
- Тесты проводятся с ребенком один на один в спокойной обстановке.
- Ребенку предлагают поиграть или поработать вместе, чтобы он не догадывался об истинной цели заданий.
- Взрослый должен сидеть за столом напротив ребенка.
- Все предметы для тестов должны помещаться в центр стола на равном расстоянии от левой и правой руки ребенка.
- Все предметы для тестирования нужно заранее положить в одну коробку, а по мере надобности доставать их и выкладывать на стол. Коробка с предметами не должна быть видна ребенку и не должна стоять на столе, на котором проводится тестирование.
Тест 1. Рисование.
Предложите ребенку нарисовать то, что он хочет. Дайте ему на это столько времени, сколько нужно и не поторапливайте. Как только ребенок закончит рисовать, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Если ребенок откажется, то ответьте: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся».
Результат теста: обращаем внимание на то, какой рукой ребенок сам начал рисовать рисунок. И сравниваем, какой рисунок лучше получился. Рисунок ведущей руки с более четкими и ровными линиями, более пропорционален, меньше дрожания руки, нет разорванных линий. Также посмотрите на поведение ребенка – какой рукой он рисовал с напряжением, как держал в обоих случаях карандаш. Если рука сильно напряжена, ребенок держит карандаш или ручку у самого кончика, рука дрожит, напряжены мышцы плеч, рука трудно передвигается по бумаге, линии неровные – это скорее всего это не ведущая рука для графических работ. Если рука расслаблена, зажимов нет, движения хорошо скоординированные, в четком ритме, то скорее всего это ведущая рука.
Тест 2. Открывание спичечного коробка.
Дайте ребенку несколько пустых спичечных коробков. И скажите : «Найди спичку в одной из коробок» (спичка должна быть с обломанным концом). Ребенок будет выполнять задание двумя руками. Но ведущей будет та рука, которой малыш станет открывать и закрывать выдвигающуюся часть коробка.
Тест 3. Построй домик из палочек.
Ведущей рукой в этом тесте считается та рука, которой ребенок работал более активно.
Тест 4. Игра в мяч. Возьмите теннисный мячик или любой другой мячик маленького размера, который можно бросать и ловить одной рукой. Положите его на стол перед ребенком на равном расстоянии от его левой и правой руки. Попросите взять мяч, бросить мячик Вам одной рукой, подкинуть и поймать мяч несколько раз.
Тест 5. А) Вырезание ножницами силуэта фигуры из любой открытки (зайчик, домик, цветочек и т.п).
Ведущая рука при вырезании ножницами та, которая совершает более активные действия. Например, ребенок держит ножницы в правой руке, но совершает движения не ножницами, а крутит бумагу вокруг неподвижных ножниц. Бумагу он держит в левой руке. В данном случае получается, что более активная левая рука, хотя ножницы ребенок держал в правой.
Б) Раскладывание карточек лото.
Ребенок берет все карточки лото (10-15 штук) в одну руку. А затем раскладывает их на столе. Как правило, раскладывает ребенок ведущей рукой.
Тест 6. Нанизывание бусин/бисера на шнурок/иголку с ниткой.
Не обращаем внимания на то, какой рукой малыш держит шнурок или иголку с ниткой. Для нас главное – та рука, которая выполняет активные движения.
Тест 7. Выполнение вращательных движений – отрывание 2-3 пузырьков с завинчивающимися крышками.
Ведущей опять же считается та рука, которая более активна. Например, если ребенок правой рукой держит крышку, а бутылочку взял в левую руку и при этом крутит не крышку, а бутылку, то ведущая рука – левая, а не правая.
Тест 8. Развязывание узелков.
А) Дайте ребенку шнур с завязанными несколькими узлами. Шнур должен быть средней толщины. Узлы должны быть завязаны неплотно и легко развязываться. Одной рукой ребенок держит шнур, а другой развязывает. Ведущая рука – та, которая развязывает узел.
Б) Если во варианте А) малыш действовал обеими руками с одинаковой активностью, то тогда делаем другой вариант этого теста для определения ведущей руки ребенка дошкольного возраста. Просим его составить цепочку из канцелярских скрепок. Одной рукой ребенок держит скрепку, а другой пытается присоединить вторую скрепку. Ведущая рука – та, которой он пытается присоединить скрепку.
Тест 9. Построй из кубиков дом, сложи рисунок по образцу.
Ведущая рука чаще берет кубики, поправляет детали.
Для теста 9 лучше использовать новую для ребенка мозаику или конструктор и дать конкретное задание – сделать по образцу.
Тест 10. Есть ли в семье левши? Просто отвечаем на этот вопрос «да» или «нет».
Анализ результатов тестов на определение ведущей руки ребенка.
Все полученные результаты записываем в таблицу из 4 столбцов. В первом столбике записываем все десять заданий-тестов для определения ведущей руки ребенка по порядку. Во втором – четвертом столбике будем вписывать результаты выполнения тестов ребенком. Во втором столбике ставим плюс, если в данном задании определена ведущая правая рука или она была более активной. В третьем столбике ставим плюс, если ребенок выполнил задание с одинаковой активностью правой и левой руки. В третьем столбике ставим плюс, если определилась ведущая левая рука или она была наиболее активна.
Если в семье были левши, ставим плюс во второй столбец таблицы. Если в семье только правши, то в четвертый столбец.
Если во втором столбике получилось семь и более плюсов, то скорее всего Ваш малыш – левша.
Для уточнения результатов теста дайте малышу дополнительные задания (см. выше в статье – тесты М. Озьянс) – причем отберите для тестирования неизвестные малышу действия. Они наиболее информативны.
Если получилась такая ситуация: в рисунке (тест 1) явно определена ведущая правая рука, а в бытовых действиях явно видна ведущая левая рука, то это тоже один из вариантов «левшей». В этом варианте человеку легче выполнять графические работы (письмо, рисование) правой рукой, а бытовые действия – левой рукой. То есть есть «графические правши» и «графические левши», «бытовые правши» и «бытовые левши».
Есть и дети – амбидекстры, т.е. дети, одинаково хорошо владеющие и левой и правой рукой. При этом может быть вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим правшой» (т.е в быту ребенок очень хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно ведущая правая рука). Или вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим левшой» (т.е. ребенок в быту одинаково хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно обнаруживается ведущая левая рука).
Дополнительные тесты для уточнения результатов и определения ведущей руки у ребенка дошкольного возраста.
Тест-проба на одновременное рисование обеими руками с закрытыми глазами.
Очень информативный тест для определения ведущей руки, т.к. скорее всего, ребенка специально этому заданию никто не обучал. В этом случае нивелируется эффект обучения ребенка и его переучивания в правшу.
Дайте ребенку в каждую руку по карандашу и попросите закрыть глаза и нарисовать одновременно двумя руками круг, затем квадрат, треугольник. Рисунок, выполненный ведущей рукой, будет отличаться от другого рисунка: линии более четкие и ровные, движения более медленные, плавные и точные, меньше дрожание руки, углы четкие и не сглаженные, точки соединения линий не расходятся. Если фигуры получились на рисунке одинаково хорошими, то обратите внимание на: 1) точность передачи формы – она выше у ведущей руки, 2) точность соединений линий – она выше у ведущей руки.
Тест для оценки скорости движений ведущей руки.
Посчитайте число постукиваний указательным пальцем по столу за 10 секунд. Сделайте упражнение три раза и высчитайте среднее значение. Сравните его у правой и левой руки. Скорость всегда выше у ведущей руки ребенка.
Тест «Переплетение пальцев рук»
Быстро попросите ребенка сделать замок. У левшей сверху ложится большой палец левой руки. Тест очень известен, но не всегда дает надежный информативный результат.
Тест «Поза Наполеона» — скрещивание рук на груди.
У левшей сверху находится кисть левой руки, а правая находится под левым преплечьем.
Тест «Апплодирование»
Тест подходит только для взрослых, так как дети обычно апплодируют обеими ладонями. У взрослых левшей при апплодировании более активная левая рука.
Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/
Пусть мир подстроится сам!
Если твой ребенок ярко выраженный правша, ему удобно жить в окружающей его реальности. А вот комфорт левшей родителям придется обеспечивать своими силами. Лучше не делать на этом акцент, чтобы малыш не чувствовал себя не таким. Пусть у него появятся вещи, с которыми легко управляться. Найди магазин для левшей и приобрети необходимые мелочи: ручку (есть специальные, для правильной постановки руки), карандаши, фломастеры (с трехгранной формой) ножницы, линейку. Ближе к школе, купи прописи для леворуких. Кстати, усаживая ребенка за письменный стол, учти, что источник света должен быть справа. Да и предметы располагай так, словно создаешь зеркальное отражение стола правши.
Ученые Лондонского университета подсчитали, что левшей с каждым годом рождается все больше. Они утверждают: это ведет к подъему интеллектуального уровня общества и к появлению гениев в математике, искусстве и спорте. Так что будущее отчасти зависит от левшей.
Источник: http://ivona.bigmir.net/