Ребенок - не чистый лист бумаги

К сожалению, не существует универсальной «технологии» воспитания детей и мы не можем получить совета на все случаи жизни даже от человека, обладающего полными научными знаниями о семье.

Если последовать его советам, может быть, они помогут, а может, и наоборот. Почему? Причина проста: советчик говорит о воображаемой семье и ребенке, думает об идеальной системе воспитания (которой, кстати, нет). Если вы, по его мнению, отступили от нее, надо всего лишь исправить ошибку. Его, как правило, не интересует, почему ваш ребенок поступает так или иначе, как он видит происходящее вокруг.

Но хватит рассуждений. Реальная жизнь говорит сама за себя.

СИТУАЦИЯ ПЕРВАЯ

День рождения трехлетнего Пятраса. Один из подарков, который он с явным удовольствием держит в руках, — пакетик с конфетами, шоколадками и другими сладостями. Вокруг — не менее довольные дети, дяди, бабушки, дедушки и гордые своим сыном родители. Одна тетя вдруг любезно обращается к мальчику: «Ты ведь любишь меня, Пятрюкас, не правда ли? Угости меня конфетой».

После тети настает очередь и других родственников, стремящихся проверить любовь мальчика к себе посредством «конфетной» гарантии. Сперва Пятрас, не понимая, что творится вокруг, прижимает к груди пакетик со сладостями, но, подбодренный матерью («Покажи, как ты их всех любишь»), с угасающей улыбкой раздает только что полученные конфетки, получая при этом стандартную похвалу — «какой хороший мальчик».

Если бы мы спросили присутствовавших, для чего они так поступали, то мы услышали бы ответ примерно такого содержания: «Чтобы с ранних лет воспитать в ребенке доброту, щедрость, коллективизм и т.п.». Не знаю, может, такой метод действительно оправдывает себя, но я лично уверен в обратном. Но об этом позже. В описанном случае мне просто посчастливилось наблюдать последствия этой «воспитательной» ситуации через год. Знаете, как поступил мальчик в аналогичной ситуации в свой четвертый день рождения? Взяв свой подарок, он мгновенно исчез, а через некоторое время вернулся весь вымазанный в шоколаде, но с сияющим лицом!

Почему «воспитательное» воздействие оказало противоположное влияние? Ведь, кажется, все правильно — надо воспитывать у детей дружелюбие, стремление делиться хорошим. Ответ на этот вопрос достаточно прост: на ребенка воздействуют не наши мысли и устремления и даже не сама ситуация, а то, как он сам ее понимает. В описанной ситуации ребенок осмыслил свой опыт таким образом: «ПОКА У ТЕБЯ НЕ ОТОБРАЛИ КОНФЕТЫ — БЫСТРЕЙ ИХ СЪЕШЬ ИЛИ СПРЯЧЬ».

СИТУАЦИЯ ВТОРАЯ

Первоклассник начал хуже учиться. По рекомендации учителя отец стал помогать сыну при выполнении домашних работ, дополнительно читать детские книжки. Две недели спустя появились первые пятерки, и отец, подбадривающе похлопав по плечу сына, произнес: «Ты настоящий мужчина. Теперь ты сам сможешь делать уроки!»

Однако через день в дневнике появилась одна двойка, потом вторая. На это отец, сморщив брови, сказал: «Я думал, что ты уже серьезный мужчина, а ты... Придется мне опять контролировать твои домашние задания». Мальчик, к удивлению отца, на такое «унижение» ответил нескрываемой радостью: «Да, папа!»

Если посмотреть на ситуацию со стороны отца, то ребенок не сумел оправдать его доверие, выдержать испытание на «взрослость, мужественность». Однако мальчик совсем иначе осмыслил происшедшее: «ЧЕМ ХУЖЕ Я БУДУ УЧИТЬСЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ ПАПА БУДЕТ СО МНОЙ ОБЩАТЬСЯ, УДЕЛЯТЬ МНЕ ВНИМАНИЯ».

Эти два примера открывают нам очень важную и в то же время элементарную истину: ребенок — не чистый лист бумаги, на котором искусный мастер может нарисовать все, что он захочет. Поведение ребёнка определяется его мотивами, переживаниями, отношением к окружающим людям и зависит от того, как он воспринимает происходящее и какой путь поведения выбирает. И в этом он ничем не отличается от нас.

Г.Т. Хоментаускас «Семья глазами ребенка»



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования