Переразвивашки (история одной мамы)

«Ну вот, доченька, родилась ты у меня, а теперь я тебя буду развивать. По всем правилам, с чувством, с толком, с расстановкой», — такими словами я приветствовала своего новорожденного ребенка. Новорожденный ребенок смотрел куда-то поверх моего плеча и до конца смысл материнских угроз понимать отказывался.

Я в тот момент педагогом раннего развития была уже подкованным. Журналы для молодых родителей и интернет-форумы для той же категории людей сделали свое дело. Я с легкостью отличала овощи Монтессори от Кубиков Зайцева, карточки Домана от тех же самых карточек Маниченко.

«Сейчас я тебя разовью!» — радостно потирала ручки молодая мамаша и слово свое держала уверенно. Попутно я давала наставления любящим родственникам:

— Бабушка! Что вы делаете? Какая кукла? Зачем? Для чего? Вот я сортер потрясающий в «Умных игрушках» видела. Какая посудка? Вы о чем? Деревянные бусики для развития мелкой моторики — вот, что нам сейчас жизненно необходимо. Мелкая моторика — это главный кит в триаде трех китов умственного развития! Стыдно такое в вашем-то возрасте да с семью детьми не знать!

К началу второго года жизни у моего ребенка было все, что нужно для его правильного развития: сортеры — три вида; лабиринты — один вид, но большой; деревянные пирамидки, бусики, молоточки, овощи, кубики, коврики — в ассортименте. Дочь послушно использовала все это великолепие по назначению. Она умела с закрытыми глазами собрать пирамиду из двадцати колец. Она умела за полминуты рассортировать гору деревянных предметов по цветам, форме и величине. К году и трем месяцам она знала все буквы алфавита, умела их безошибочно показывать, называть и всячески узнавать другими доступными ей способами.

В полтора года я начала учить ее читать. Наш дом наполнился карточками, пособиями и другим печатным словом. Дочь опять-таки послушно что-то повторяла, узнавала, называла.

Я гордилась нами обеими! Мы молодцы! Мы идем в ногу со временем! К пяти годам Шекспира в оригинале читать будем — сейчас иначе нельзя, современный мир требует новых людей!

И вообще, говорила я, мозгам работы много не бывает. Главное, что они думают, что они понимают. Главное, что мы с дочерью вместе, рядом. Мы — одна команда!

Игрушки

И на этой радостной ноте в какой-то момент ко мне пришло осознание того, что мой ребенок настолько переразвит, что он не умеет играть в игрушки. Или с игрушками, как правильно? Не суть. Ребенок не знает, с какой стороны подойти к кукле, зачем нужны плюшевые зайцы, игрушечные машинки и другие неразвивающие, на первый взгляд, предметы.

Моя развитая дочь пошла в сад. Оказалось, что знание всех геометрических форм и устный счет до двадцати никаким образом не помогают ей подружиться с Катей, Таней и Наташей. Ни Катя, ни Таня, ни Наташа фигур не знают, зато отлично умеют распределить роли мамы, дочки и бабушки. Или медсестры, врача и пациента. Или любые другие роли. Они умеют играть и дружить за этой игрой.

Я забила тревогу и дом начал заполняться куклами, зверятами, посудкой и другими неразвивающими предметами. Жить стало лучше. Жить стало веселее.

Оказалось, что моему ребенку гораздо интереснее строить башни из конструктора безо всякого развивающего подтекста. Просто башня, просто ввысь. А из пирамидки получается отличный набор спасательных кругов для команды бегемотиков. И куклы могут приходить не только в качестве учителей, но и просто поиграть, накормиться, спать уложиться.

И только тут до меня, наконец, стало доходить — в раннем возрасте любая игрушка развивающая. С помощью любой игрушки можно что-нибудь да развить. Даже не игрушки. Даже обычная коробка, превращаясь в трактор в руках ребенка, — это, как минимум, развитие фантазии. Развивающая игрушка или нет, зависит от нас самих, от наших детей, а не от надписи на бирке. Учиться подбирать фигуру по ширине и форме можно не только с помощью дорогущего, и через полгода ненужного, сортера, но и с помощью обычного набора детской посудки. А попутно еще и развить хозяйственные навыки — «как у мамы, только лучше».

Книги

Многие родители пошли в своем стремлении развить ребенка еще дальше — развивающие книги, развивающие мультфильмы, «развивашки» как место встречи. Если и окружать ребенка развитием, то действительно окружать, а не ополукругливать.

Здесь сразу оговорюсь; под развивающими книгами я не имею ввиду пособия с заданиями для определенного возраста. Пособия — вещь нужная и очень удобная: не выдумывать из головы, чему бы еще такому научить трехлетку, а брать готовый материал и пользоваться им в свое удовольствие.

Развивающие книги, на которых я хочу остановиться, — это чудо современной полиграфии. Как правило, верстают их на компьютере. Чем креативнее и ярче получается книга — тем лучше. Чем примитивнее ее смысл — тем великолепнее. Чем безвкуснее ее иллюстрации — тем она более развивающая.

«Развивающая игрушка или нет, зависит от нас самих, от наших детей, а не от надписи на бирке»

И родители их берут, да-да. Ведь на обложке же написано «Развивающая книга 0+», а нам как раз чуть больше ноля на прошлой неделе исполнилось.

Поясню на примере. Вместо старой доброй сказки про лисичку со скалочкой, теремок или семерых козлят с рисунками отечественных иллюстраторов мы покупаем нашим детям компьютерные книги, где схематично набросана лиса и предлагается ответить на ряд «развивающих вопросов». Лиса при этом больше похожа на удлиненного рыжего колобка о четырех ногах и с усами. Расположена она, как правило, для контраста на жгуче-зеленом фоне, который всеми силами имитирует траву. И список вопросов: «Кто это? Какого оно цвета? Где оно живет? Что оно ест?» Видимо, зеленый фон должен дать ребенку всю исчерпывающую информацию об этом природном явлении, да. А вот старая добрая сказка всей этой информации ребенку дать не могла...

Лиса несет петушка за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы в свою нору. Сколько сразу информации — и о пище-курятине, и о местности лисьего обитания, да и картинка далеко не схематичная — лиса как лиса, приятного рыжего цвета, даже шерсть прорисована, если иллюстратора хорошего выбрать. Встретишь потом эту лису на узенькой тропинке — сразу «в лицо» узнаешь. А вот с удлиненным колобком могут возникнуть проблемы...

Мультфильмы

Мультфильм обязан чему-то учить — таково общепринятое современное мнение. Если обычные мультфильмы чему-то учат, то развивающие буквально пичкают ребенка информацией.

Возьмем один из топовых развивающих шедевров «Твои первые животные» — на протяжении 43 минут дедушка кислотной раскраски водит внука по квартире и показывает, где и какие животные у него жили в разные отрезки времени. После упоминания каждого из них идет краткий мульт-экскурс в среду обитания того, о ком говорят. «Вот моя лошадка, внучек!» — за этой фразой следуют кадры лошадей — бегущих, жующих, прыгающих, спящих. «Тут жил мой попугай» — а еще за окном живут воробьи, прыгают они вот так, зернышками их можно кормить вот сяк. Эта увлекательно-познавательная экскурсия продолжается 43 минуты 36 секунд.

Для кого и для чего этот мультфильм? Что можно развить в ребенке, пичкая его изображениями разных зверей на протяжении почти часа? Часа монотонного текста, контрастных неоновых красок и чередующегося потока информации. Часа возле экрана для годовалого ребенка. Часа попугайских расцветок — чем ярче, тем лучше. А как же зрение? Или наука требует жертв?

Чем хуже мультфильм о мамонтенке и помогающих ему зверях? Неужели меньше информации о животных в мультфильме про Серую шейку? Неужели не учит добру сказка про поросенка Чуню? Ничему ли детей не учит козленок, который считал до десяти? Настоящие мультфильмы — это, действительно, развивающие и поучительные истории, а продукт современной развивающей мультипликации — скорее, концентрат из окружающих нас фактов, облеченный в далеко нехудожественную форму.

Развитие вкуса не менее важно, чем знание определенного набора фактов. Ни вкусом, ни качеством развивающие мультфильмы не обладают — сделанные на скорую руку, напичканные очевидной информацией и украшенные ярлыком «развивающий». Вот и все их достоинства.

«Развивашки»

Очень популярное в последнее время слово. И место. То самое место, где учат, в принципе, тому, чему мама и сама может научить дома между делом. Но нет. Огромное количество родителей не доверяет собственному опыту и предпочитает, чтобы очевидные факты ребенку объяснил специально обученный человек. Где у рыбки глазик, где мишка живет, как выглядит красный круг и какого цвета огурец — огромная загадка, почему за этот набор повседневной информации родители готовы выложить некоторую часть своего месячного заработка.

Многие объясняют это общением. «В группе детей ребенок лучше запоминает, выдает информацию, а дома бьюсь-бьюсь, объясняю-объясняю, а он как будто и не слышал ничего». Все он слышал, на самом деле, все он запомнил. Но в компании дети информацию выдают вслух, вот и он выдает. А дома мотает на ус и выдаст ее не по требованию, а в случае необходимости.

Поднимите руку те, кто не знает, где у рыбки глазик. А вы ходили на «развивашки»?

***

В заключение еще раз подчеркну. Я ничего не имею против раннего развития. Я очень даже ЗА! Но, как и всего хорошего, даже этого развития должно быть в меру. И по тем параметрам, которые повседневная жизнь развить не может.

Автор: Марина Танцырева

Источник: http://momscorp.ru/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования