Немецкий психолог Ирина Прекоп в своей книге «Маленький тиран» выделила основные закономерности, характерные для таких детей: властолюбивые малыши очень консервативны, требуют выполнения действий в строго определенной последовательности, любят быть в центре внимания, имеют неумеренные притязания. Маленькие тираны не выносят критики и замечаний. Они не умеют ждать и поэтому не хотят заниматься делами, которые требуют усидчивости и терпения. Они не любят проигрывать, поэтому не станут играть с вами снова, если один раз потерпели поражение.
Маленькие эгоисты не думают о других, не обращают внимания на их чувства, не умеют слушать собеседника, потому бывают грубы и бесцеремонны с окружающими не только дома, но и на детской площадке, в детском саду. С такими детьми, как правило, не любят играть сверстники, на них жалуются воспитатели и учителя, а папы, мамы, бабушки и дедушки нередко разводят руками, расписываясь в своей беспомощности.
Со временем эгоизм может становиться чертой характера, принимая форму эгоцентризма. При нем человек не может даже допустить, что у кого-то другая точка зрения на какие-либо явления. Из-за этого он не может понимать других людей, не способен к объективности.
Ошибки родителей, способствующие зарождению эгоизма
1. Преувеличение значения личности ребенка. Речь идет, конечно, не о занижении, но об адекватности оценки: не хвалите без причины, не замалчивайте реальных достоинств ребенка.
2. Навязывание ребенку собственных прагматических установок и своих желаний снижает мотивацию и интерес к жизни у ребенка.
3. Выполнение необходимых дел за детей лишает их собственной инициативы.
4. Личный эгоистический пример родителей при декларации нравственных норм. Нравственные представления детей при этом становятся неопределенными из-за внутреннего конфликта.
5. Оплата за действия: за каждое дело по дому, за хороший поступок, школьные отметки. Постепенно это ведет к тому, что ребенок перестает ценить собственно поступки, видя в них лишь деньги. Плата может охлаждать творческий потенциал растущего человечка. Ведь иногда так приятно помочь маме, чтобы мамочка улыбнулась и похвалила, а не для того, чтобы получить за помощь деньги.
6. Чрезмерная воспитательная активность семьи снижает самооценку ребенка, подавляет его и ведет к психологической незрелости.
Советы психолога
- С раннего возраста побуждайте ребенка заботиться об окружающих людях и животных, но избегайте принуждения, вовлекая его в процесс постепенно, поощряя и демонстрируя, что его забота вам приятна.
- Уделяйте ребенку больше внимания, не скупитесь на свою любовь и заботу, он должен чувствовать вашу защиту и личную безопасность.
- Избегайте семейных конфликтов при ребенке. Внутрисемейные ссоры разрушают чувство равновесия мира, а это одна из основных потребностей ребенка, и если она не удовлетворяется, это приводит к зацикленности на себе, формированию эгоизма.
- Не подрывайте авторитет друг друга в глазах своих детей. Показывайте на своем примере, как вы идете на взаимные уступки, миритесь и находите компромиссы в спорных вопросах. Помните: все решения, которые вы принимаете, продиктованы заботой о благополучии не только малыша, но и всей семьи. Поэтому вы имеете полное право настоять на своем, даже если малыш будет отчаянно противиться вашему решению.
- Не нужно перекармливать малыша лишней заботой, ребенок должен понимать: что у вас есть свое личное пространство, а у него свое.
- Не секрет, что у младшего или единственного ребенка в семье больше шансов вырасти эгоистом. Независимо от привилегий, дети должны проявлять заботу к остальным членам семьи.
- Если вы страдаете от чувства вины, потому что много работаете, возьмите за правило звонить ребенку в рабочее время, чтобы просто поболтать с ним (не для того, чтобы узнать, сделал ли уроки), оставляйте ему открытки и небольшие сувенирчики, сделанные своими руками (сложенное оригами, смешной автопортрет, нарисованный собственноручно). Вечером читайте ему книги, рассказывайте чаще о том, что вы делаете на своей работе. А в выходные водите его не в магазин игрушек, чтобы купить очередную машинку, а в парк, чтобы повесить кормушку для птиц или собрать коллекцию причудливых камушков и веточек.
- Учите его сочувствию, с готовностью откликайтесь на любое его желание делиться. В детстве, получая конфеты, малыш еще угощает маму и папу. Но если родные смущенно отодвигают детскую ручку, мол, кушай сам, тебе надо расти, тебе нужны витамины, они невольно лишают своего малыша возможности испытать радость дарения. Пусть ваш ребенок усвоит: заботиться о других и делиться не только конфетками, но и любовью, вниманием - это и есть счастье. Если он не получит этот навык, пока мал, то попытки проявить заботу о других будет делать со временем все реже. И останется лишь одно - проявить заботу о себе.
- Снимите мелочную опеку с ребенка (разбудить утром, чтобы не проспал; напомнить о необходимых делах; сидеть рядом при выполнении уроков; обслуживать за едой и после и т.п.).
- Дайте ребенку возможность получить отрицательный опыт его действий или бездействия (без опасности для жизни). Дайте возможность самостоятельного выбора и принятия решений. Этот опыт ребенку действительно более ценен, чем навязываемое вами готовое решение.
- Приучайте его к посильной помощи дома, к деланию для всех, а не только для самообслуживания.
- Интересуйтесь не только делами ребенка, но и успехами его друзей. Поощряйте его позитивные оценки в адрес друзей.
- Расширяйте социальную среду ребенка, учите его жить в ней.
Желаем успехов в воспитании детей!
Автор: методист Цветаева Т.М.
Источник: http://www.psycentr-algis.ru