От родителей и педагогов часто приходится слышать жалобы на то, что ребенок начал употреблять плохие слова. Через словесные угрозы и оскорбления проявляется вербальная агрессия. Рассмотрим проблему появления бранных слов в лексике ребёнка и способы избавиться от них.
Бранные, или неприличные, слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребёнка. В СМИ регулярно обсуждается проблема засорения нашей речи ненормативной лексикой, преобладания сленга и блатных выражений в теле- и радиопередачах газетах, журналах и Интернете. Неудивительно, что дети не только очень рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают активно их использовать, часть даже не понимая значения.
Причины появления бранных слов в лексиконе ребёнка
Почему дети так охотно повторяют нехорошие выражения? В первую очередь, их привлекает эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие.
Ругающийся человек выглядит безгранично самоуверенным, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает атмосфера волнения и напряжения. Произнесённые таким тоном слова не могут остаться не замеченными окружающими.
Собственные наблюдения ребёнка и воспитательные беседы, проводимые родными, наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости. И если родители говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, естественно, ребёнок, стремящийся во всём походить на старших, будет намеренно употреблять запрещённые выражения.
В речи родителей и педагогов часто можно услышать слова с частицей «не»: «не ходи туда», «не делай так», «не надо», «нельзя» и т. д. Отрицательных речевых конструкций гораздо больше, чем побудительных. В одном ряду с этими запретами — вето па определённую речевую стратегию: «не ругайся матом», «не выражайся», «не хами». Реакция на резкое подавление и запрет предсказуема: дети начинают ругаться, «выражаться», рассказывать матерные анекдоты, писать матерные слова на партах и стенах и т. д.
Заметив, что ненормативная лексика шокирует, дети начинают использовать ее, чтобы позлить, подразнить окружающих. В этом случае бранные слова становятся орудием мести.
Мат не пользуется для:
- повышения эмоциональности речи; эмоциональной разрядки;
- оскорбления, унижения адресата речи;
- демонстрации агрессии; демонстрации отсутствия страха;
- демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов;
- демонстрации принадлежности к «своим». Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего и неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъёма (радости или гнева).
Что такое сквернословие
Сквернословие — речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».
Матерная брань — это не просто набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не только ряд звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова и его речь».
История возникновения сквернословия
Б Древней Руси мат являлся заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали с ней в общение, как бы настраиваясь на волну, призывая в свою жизнь. Но все знали, что нельзя бранить детей матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя — в нём поселятся бесы. Если выругаться в лесу — леший может обидеться; на берегу реки или озера — оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть злость? В поле.
Отсюда и выражение «поле брани». Многие думают, что оно означает место битвы, а на самом деле — это поле матерной ругани. Интересна теория происхождения слова «мат». Оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было крикам животных — «ма» и «мя» в брачный период. В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что относилось к сфере интимных отношений.
Использование матерных слов младшими школьниками
Младшие школьники (ученики I—IV классов), как правило, используют матерное арго в малых речевых жанрах (обзывательства, дразнилки, считалочки, поговорки). Истоки этого словесного запаса следует искать в окружении детей, т. е. в семье и компании сверстников. В младшем школьном возрасте сильны мотивы подражания взрослым. И если в семье наблюдается низкая речевая (и поведенческая) культура, то употребление жаргонизмов не заставит себя долго ждать.
Как отмечал американский психолог Э. Эриксон, в каждом возрасте происходят новообразования личности. Например, для школьников 6—11 лет важнейшими положительными качествами являются умелость и успешность в любой сфере деятельности, в том числе речевой. К отрицательным качествам отнесено формирование чувства неполноценности. Источник и того, и другого — семья. Важное место в этом же возрасте занимают сюжетно-ролевые игры.
Если инициация идет в отрицательном ключе (ребёнка не любят дома, сверстники не уделяют достаточного внимания), сценарий игр будет отнюдь не прогрессивный и развивающий, а, как правило, деградирующий и регрессивный (например, игра «Кто последний, тот дурак»). Отсюда первое правило: разобраться в ситуации помогут мотивы употребления жаргонного выражения. Не спешите делать выводы и принимать скороспелое решение. Уделите ребёнку больше внимания и предоставьте условия для творческой реализации.
Сквернословие в подростковой среде подросткового возраста, который приходится на период 12—13 лет и связан с половым созреванием. Он характеризуется стремлением школьника к психосоциальной идентификации и поиском своего места в мире. Обратите внимание: если на предыдущем этапе (младшая школа) использование жаргона является актом самоутверждения и стремления «быть, как взрослые!» (по аналогии с курением), то в средней школе оно отражает гипертрофированный интерес к половой системе человека, функции деторождения и генитальной тематике.
К 12—14 годам учащиеся используют жаргон в основном для выплеска эмоций и в анекдотах. Но мат как довольно ограниченный пласт языка не удовлетворяет все коммуникативные потребности человеческого общения и освоения социокультурного пространства. Поэтому, постепенно расширяя кругозор и повышая эрудицию, ученики средних классов перестают нуждаться в «словесном мусоре»- жаргонизмов. Отсюдаправило второе: в доверительной беседе выясните, что означают «нехорошие слова» и представлении ребёнка (пусть он даже нарисует и объяснит их значение). Не будьте ханжами во время беседы с подопечным. Кстати, зачастую ребята сами не знают эквивалента высказанных непристойных слов и их действительной сути. Продемонстрируйте вашу досаду только в отношении ограниченности знаний школьника и укажите на стилистическую ущербность арго. Дайте понять, что вы намного больше осведомлены в данной теме, но в силу этических причин не употребляете жаргонизмы (они неинтересны, ущербны, утомительны в плане постоянного употребления, это слова с «отрицательной энергетикой» и т. д.).
Использование матерных слов учащимися старших классов
В старших классах (Х-ХI) жаргонизмы остаются в речи учащихся и проявляются на пике эмоциональных всплесков.
Грубость позволяет подросткам скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость.
Также матерные слова употребляются в анекдотах и частушках. Дело и том что это довольно ёмкий (хотя и ограниченный), по-своему образный пласт языка, к тому же эмоциональный: 2—3 слова — и всем все ясно. Что характерно: вся лексика арго в речи не используется. Востребованными остаются лишь 7—10 существительных, несколько наречий и 5—7 глаголов с таким же количеством отглагольных форм. Редко можно встретить большую вариативность и художественную изобретательность в измышлении новых словоформ, тем более в речи школьников.
Правило третье: в отношении старшеклассников можно пойти «от противного»: например, дать ребёнку словарь ненормативной лексики или сочинения Баркова. Общеизвестно: когда чего-то слишком много и оно не преследуется, то быстро приедается. Кроме того, в этой ситуации будет создан дефицит культуры (тот же Барков утомит на третьей странице), и человек вполне осознанно потянется к хорошему.
В порядке креативного эксперимента наиболее отъявленным матерщинникам можно дать творческие задания. Например, написать сочинение-миниатюру па тему: «Что было бы, если бы все вокруг разговаривали только матом?» или «Хочу ли я, чтоб мои дети общались со мной на жаргоне?».
И четвертое правило: если учащийся не понимает никаких объяснений, регулярно ругается и делает это непроизвольно и без всякого смущения даже в присутствии посторонних, то, вероятнее всего, потребуется вмешательство снециалистов-нейропсихологов.
Что делать педагогам и родителям
Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать их произносить. Это сделает ругательства более привлекательными в глазах ребёнка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы не слышали. Тогда о «достижениях» своего ребёнка в этой области родители будут узнавать от учителей.
Подросткам нало объяснить, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
Одна учительница предложила пятиклассникам использовать вместо общепринятых ругательств названия динозавров или цветов.
Можно обозвать наступившего на ногу одноклассника кактусом. Это прозвучит также эмоционально, но менее грубо.
Во избежание раннего появления ругательств в лексиконе ребёнка взрослым необходимо следить за собственной речью. Многие воспитанные люди в состоянии аффекта произносят вслух все, что они думают об окружающих или о том, чем занимаются. Ученица грубо разговаривала с одноклассниками, от неё только и было слышно: «Чё встал па дороге?! Идиот! Куда прёшь?!». Назревал конфликт, ребята не хотели с ней общаться, родители и учителя негодовали. Выяснилось, что в школу девочку на машине возит папа, который привык вслух грубо высказываться о несообразительности и медлительности водителей и пешеходов. В минуты раздражения девочка всего лишь повторяла слышанные многократно слова.
Часто ребёнок не понимает, что говорит, как обидны слова, которые он произносит. Следует объяснить подростку, что он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова ещё одна проблема. Как поступить, если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова? Специалисты рекомендуют не ухолить от ответа.
Мальчик, узнав от товарищей во дворе очередное неприличное слово, с восторгом делился познаниями с одноклассниками. Мама его была в отчаянии, однако папа сказал сыну: «Да, такие слова есть, но лучше будет, если ты станешь сначала спрашивать об их значении у меня». И даже купил словарь ненормативной лексики.
Не все родители готовы к такому свободному обсуждению бранных слов с ребёнком. В данном случае надо честно сказать, что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить. И уж совсем не стоит поступать, как Волька из сказки Л. Лапша «Старик Хоттабыч». Он в сердцах обозвал Хоттабыча «балдой», а на вопрос старика что это значит, объяснил: «Балда — это что-то вроде мудреца». И был очень смущён, когда Хоттабыч публично обратился к нему со словами: «О, превосходнейший в мире балда!». Иногда родители ведут себя так же, придумывая культурные» объяснения для ругательств. Если ребёнок интересуется, почему окружающие употребляют подобные слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить человека. Такое объяснение, конечно, подходит в том случае, если ребёнок услышал это слово не от вас. В воспитательных целях лучше всего объяснить ребёнку, что для употребления определённых слов есть свои время и место. Многие учителя рассказывают, как их пытались подловить ученики, нарочно подсовывая записки с неприличными выражениями или написав что-то запрещённое на доске.
«Посвященные» с замиранием сердца ждали реакции педагога, и лучше всего было сказать: «Я думаю, все знают, что есть такие слова, и знают их смысл. Но, надеюсь, вы понимаете, что здесь употреблять их совершенно неуместно». Подростку нужно объяснить, что, хотя ругань и является неотъемлемой частью нашего языка, не стоит навязывать её окружающим, тем самым оскорбляя и унижая их.
Родителям же не надо пугаться этих слов и застывать в шоке, услышав их от ребёнка, не стоит отрицать существование брани. Лучше просто дать понять: «Мне не нравятся эти слова, но я знаю об их существовании и значении».
Да, тяжело и неприятно, когда совсем юные матерятся. Но иногда знание бранных слов и умение их употребить необходимы, чтобы сверстники признали равным, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, по наивности не стать объектом насмешек.
Кроме того, люди ругаются от отчаяния и злости, когла очень хочется затеять драку или что-то сломать. В этом случае ругань используется как средство «выпустить пар» и помогает справиться с отрицательными эмоциями. А это всё-таки предпочтительнее, чем физическое насилие или деструктивное поведение. Другое дело, что лучше бы высказать всё, что накопилось, в одиночестве. Вот этому и стоит учить детей.
Поскольку ругательства и сквернословие — это зачастую проявление агрессии, важно помочь ребёнку в освоении методов самоконтроля и адекватного выражения эмоций. А первой реакцией на бранные слова может стать помощь в обозначении чувств подростка: «Я понимаю, ты говоришь так потому, что хочешь обидеть ребят, просто тебя очень сердит то, что происходит. Попробуй не ругаться, а договориться с ними».
Если же ребёнок вас самих «поймал на слове», надо извиниться, сказав, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь старайтесь держать себя в руках.
Автор: В.В. Паскал, педагог-психолог МОУ «Усть-Нерская общеобразовательная школа с коррекционными классами», п. Усть-Нера, Республика Саха (Якутия).